СОПЕРНИКИ ЭСПЕРАНТО
Научная беседа Г. Осипова
Стр. 473-475
Орфография, пунктуация и стилистика статьи сохранены практически полностью. Так что если вы увидите вопиюще неправильные по современным понятиям слова, фразы и речевые обороты - не удивляйтесь, это не безграмотность редактора. Именно так писали учёные мужи России до революции!
Закончившийся недавно в С.-Петербурге Всероссийский съезд эксперантистов привлек к себе внимание широких слоев публики и пробудил интерес к проблеме международнаго языка. Быстрые успехи эсперанто не должны однако заслонять недостатков этого «изобретеннаго» языка, и если в глазах практиков он, повидимому, имеет блестящую будущность, - то с точки зрения научнаго языкознания несет в себе симптомы внутренняго банкротства.
Очень поучительно будет по этому поводу вспомнить историю предшественника эсперанто – волапюка и ознакомиться с основаниями новаго международнаго языка – «идо».
Пресловутый «волапюк» является, без сомнения, самым несовершенным из искусственных международных языков, и в настоящее время никто уже не считает серьезным кандидатом на эту роль. Конечно, нельзя сказать, чтобы было невозможно научиться бегло говорить на языке волапюк, но во всяком случае изучение его представляет значительные трудности.
Т все же, несмотря на свои несовершенства и практическую бесплодность, волапюк займет почетное место в истории человеческой культуры: ведь он первый показал, что идея искусственно создать международный язык не является плодом досужей фантазии. В этом неоспоримая заслуга волапюка, - и при том не единственная. Движение, вызванное им, показало, как не следует создавать искусственный язык, как избежать тех ошибок, которыя сделали волапюк непригодным для практических целей.
Когда речь идет о проблеме введения международнаго языка, нужно строго различать две стороны: самое идею и средства, предлагаемыя для ея проведения в жизнь. Что идея создать международный язык представляет великую культурную проблему, - в этом сомнения быть не может. Но что же касается самой возможности практически разрешить ее, - относительно этого даже у ярых сторонников идеи возникают иногда сомнения.
Серьезное изучение движения, вызваннаго в свое время волапюком, приводит к заключению, что движение это страдало одним крупным недостатком: оно не разграничивало одну от другой обе вышеупомянутыя стороны, - этот недостаток нужно считать основной причиной неудачи движения.
Изобретатель волапюка твердо придерживался раз установленной схемы, не считаясь с требованиями жизни, и утверждал, что нужно поразить мир «единообразием» языка. По его мнению, только таким путем возможно осуществить идею международнаго языка.
Такое же смешение идеи и средств мы находим ныне в движении эсперантов.
Эсперанто обладает более просто грамматиков, чем волапюк, и тем преимуществом, что на нем гораздо легче говорить. Но эсперантисты повторяют ошибку волапюкистов: и здесь, и там мы видим только основание кружков и союзов, лекции, съезды, газеты и т. д.
Выдающиеся языковеды (Бодуэн-де-Куртнэ и др.) не мало потрудились над эсперанто, подвергли его непредубежденному и критическому изследованию, делали даже попытки его практическаго применения и издавна советовали эсперантистам улучшить свой язык, чтобы приспособить его к требованиям жизни, - но все их указания и советы разбивались о доктринерство, в свое время погубившее волапюк.
Недостатки эсперанто вызвали к жизни новое движение в пользу нового языка – «идо».
Это жизненное и развивающееся движение раз навсегда отрешилось от тех осужденных жизнью недостатков и ошибок, которые погубили волапюк и эсперанто. «Иданцы» решили разсматривать поставленную ими себе задачу с практически-научной точки зрения, то есть прежде всего не быть рабами предвзятых мнений. Они не изобретают а ищут. Речь идет не о том, чтобы изобрести более или менее искусственную систему, как волапюк или эсперанто, с тем, чтобы путем организации союзов и конгрессов ввести ее в жизнь, - а о том, чтобы найти принципы рационального развития международнаго языка.
|
|
|