Страницы истории МВД России
1703-1721 гг.
В допетровской России функции охраны общественного порядка выполняли стрельцы, которые составляли основу армии. До конца второго десятилетия XVIII в. не было регулярных полицейских органов, нс употреблялся и иностранный термин "полиция". Соответствующая деятельность обозначалась понятием "благочиние".
В основанном 1703 году "Санкт-Пстсрбурхе" охраной общественного порядка и безопасности, преследованием лиц, совершивших преступления, вначале ведали губернская канцелярия во главе с губернатором Ингсрманландии ("Санкт-Пстербурхской" губернии) А.Д. Меншиковым. подчиненная ей Городовая ("Санкт-Пстсрбурхская”) канцелярия и обер-комендант. С созданием в 1704 г. адмиралтейской верфи управление, в том числе полицейское, "Питсрбурхом" фактически разделяется между Адмиралтейской канцелярией - на Адмиралтейской стороне и Городовой канцелярией - на Городовом ("Санкт-Пстербурхском") острове. Эти канцелярии, каждая на своей территории, осуществляли полицейские функции как непосредственно, так и через воинские команды и назначенных для этого должностных лиц, как правило офицеров, получивших со временем название "надсмотрщиков".
27 мая 1718 г. Петр I учреждает Полицмейстерскую канцелярию и посылает Указ Сенату: "Определили мы для лутчих порятков в сем городе дело генерала-полицмейстера нашему генералу-адьютанту Девиеру и дали пункты как ему врученное дело управлять...". А.Э. Девиер запросил у Сената полномочия, которыми он должен был руководствоваться при исполнении своих обязанностей.
4 июня 1718 г. Сенат передал генерал-полицмейстеру все указы, вытекающие из государевых Пунктов, которые обеспечивали оперативное управление городским хозяйством. Это были обязанности, связанные со строительством столицы и противопожарной безопасностью, с поддержанием чистоты и порядка на улицах города, организацией торговли, общественного порядка и безопасности граждан...
Пункты Указа обязывали: «...Смотреть, чтобы все строение было регулярно построено Его Царского Величества Указу: печи, камели и трубы печные были также по Указу, чтобы никакое строение за линию не выходило, чтобы улицы и переулки были равны и изрядны. Чтобы берега рек и протоков, а также сточные канавы были хорошо украшены, дабы весною и в дожди землёю их не заносило, и чтобы нигде вода не останавливалась... чтобы торговцы не продавали съестных припасов недоброкачественных, а тем более вредных для здоровья, чтобы меры и весы были верные, и чтоб цены на съестные припасы объявлялись умеренные... искорешггь подозрительные дома, как-то: шинки, игорные дома, притоны разврата... гуляющих и слоняющихся людей, а также нищих, арестовывать и допрашивать...»
Именным Указом от 15 ноября 1718 года в целях соблюдения гигиены при торговле съестными припасами торгующие были обязаны «ходить в белых мундирах», что было лучшим контролем их опрятности.
В дополнение к служебной документации Сенат постановил выделить в подчинение генерал-полицмейстера 10 офицеров. 20 унтер-офицеров и 160 «добрых» солдат (крепких, хорошо обученных). Из казны выделили 200 рублей для устройства шлагбаумов, которые опускались в И часов вечера и поднимались на рассвете. Для руководства деятельностью полицейского аппарата на генерал-полицмейстера замыкались старосты, избираемые из числа жителей слобод или отдельных улиц. В помощь им выделялись десятники, избираемые с каждых 10 дворов по одному. Караульщики, вооруженные алебардами или огнестрельным оружием, - с каждого двора по расписанию. Кроме этого, имелась канцелярия генерал-полицмейстера, в штате которой для ведения делопроизводства находились 1 дьяк и 10 подьячих. Мундир столичного полицейского был изрядно украшен. Кафтан и штаны василькового цвета с красными отворотами. Вооружение - шпага с медным эфесом, фузея со штыком, алебарды. Перевязи и портупеи были из лосиной кожи.
Жалованье чинам полиции выдавалось небольшое, часто с большими задержками. Так, классный чин полиции, применительно к чину армейского капитана, получал 96 рублей 99 копеек, нижний чин (армейский рядовой) от 6 рублей 84 копеек до 7 рублей 20 копеек.
Обучение чинов полиции сводилось главным образом к изучению целевых инструкций и указов, а также передаче опыта от старослужащих новобранцам. К 1721 г. весь персонал полиции Петербурга не превышал 100 человек.
С 1721 года вплоть до начала царствования Императрицы Екатерины II (1762 г.) в деятельности столичной полиции существенных изменений не произошло, за исключением отдельных указов, вызванных текущими событиями, связанных с возникновением пожаров, надзором за строительством, поимкой воров и разбойников, наблюдением за состоянием торговли, охраной здоровья, предупреждением повальных болезней скота и т.п.
ДАЛЕЕ: 1718-1744 гг.
|