Ваш телевизор принимает ленинградскую программу? Если да, вы наверняка смотрели по воскресеньям вечерами «Поп-антенну». Если нет, не огорчайтесь: этой передачи больше не существует – в борьбе хорошего с еще более хорошим музыкальная рубрика во что-то там переименовалась, стала какой-то игрой, викториной, в общем, окончательно утратила свою информативную ценность.
А раньше в сериале «Поп-антенны» периодически выходила, на мой взгляд, одна из интереснейших передач – «От и до, но после». Она познакомила более широкую, чем тусовка приближенных, аудиторию с лучшими ленинградскими рок-группами «второго эшелона» («второго» не по качеству, а по времени создания и выхода в звезды).
Новоявленных талантов обнаружилось не очень много, в передаче то и дело крутились одни и те же имена. Вероятно, поэтому рубрика и прикрылась. Кроме того, театральность и юмор панка (отечественные вариации этого направления лидерствовали) склоняли и склонили-таки к содружеству КВН (по нынешней традиции – независимому, альтернативному, ленинградскому). Наверное, кому-то подумалось – а при чем же тут музыка, правомерно ли называть все это «поп-антенной»? Не исключено, этот кто-то был по-своему прав.
Только так или иначе, я хочу поближе познакомить вас с ленинградскими группами, а уж потом судите, музыкальное ли они явление. Я гарантирую только, что это – искусство.
Начну с оскорблений. Оказалось, что любимец многих фанов, лидер группы «НАТЕ!» Святослав Задерий нетелегеничен. Во всяком случае, его видеоклипы произвели скорее отталкивающее впечатление. Хотя на сцене Слава всегда старается быть обаяшкой и обычно получается. Он пластичен как профессиональный кабаретный артист. То изящно играет шляпой, то в песне «Кошка» появляется на подмостках с пушистым котенком на руках.
Однако создатели видеоклипов нередко (это стало модным) подчеркивают в песнях социальщинку погрязней да прямолинейней – чтобы дурак понял. Тогда как песенный образ может быть куда более объемным и не лишенным шарма. Ведь не случайно Задерий поет «Кошке хочется спать», а не «проститутка вернулась с работы» или «жизнь советских женщин вообще очень утомительная».
Сдается мне, Славе опять не повезло. Его буквально преследует недобрый фатум. Ну ведь почти один к одному Задерий внешне похож на Кинчева, так ведь на тебе, тот – всеобщий кумир, а Славу вспоминают в связи с Костей: мол, это тот самый, чья кличка Алиса осталась в наследство группе Доктора (прозвище Кинчева).
Опасно связываться с оккультными делами, которыми увлекается Задерий. В духе чародейства он назвал первую свою группу «Хрустальный шар», а группа «Алиса», где Слава играл на гитаре и которую практически создал, пригласив из Москвы будущего Кинчева, а тогда еще Костю Панфилова, поначалу именовалась «Магия». Начнешь эдак толковать, и против самого обернется. Ветераны рока вспоминают, что с Задерием «Алиса» была интереснее, Слава оттенял Доктора, давал зрелищу второй план. Но сам на вторых ролях оставаться не захотел (мало кому, в самом деле, интересно, кто аккомпанирует Кинчеву) и вновь затеял собственное предприятие.
Название группы «НАТЕ!» - звучит вызывающе (что-то из Маяковского?). Для тех, кто догадался прочитать это слово как английское, угроза выглядит еще более резко, поскольку а переводе это значит – ненавижу!
Впрочем, на мой взгляд, творчество «НАТЕ!» менее агрессивно, чем имя. Задерий считается добрым, мягким человеком. В имидже подчеркивает эротичность. В песнях, по свидетельству знатоков из Ленинградского рок-коуба, «борется против сексуальной ущемленности». И если что-то ему немножечко мешает в работе, так это попытка дотянуться до стереотипного образа супермена, в то время как обаяние Славы, по-моему, кроется в иных, житейских присущих Задерию красках.
«НАТЕ!» зародилась в конце 1986 года и дала первый концерт весной 1987-го. К началу 1989-го подготовлен первый альбом «Не бойся». Затем ребята принялись за второй альбом – «ЭТОлогия».
Состав то и дело меняется. В период подготовки второго альбома это, кроме Задерия (вокал), Сергей Наветный (барабан), Андрей «Силя» Селюнин (клавишные), А. Ошибченко (гитара), Р. Малой (бас), С. Логинов (звукооператор).
Характер и художественное кредо Задерия завсегдатаи ЛР-К определяют так: «неисправимый экспериментатор, закоренелый концептуалист и отец ленинградского пофигизма». Он склонен подбирать группу в качестве ансамбля индивидуальностей, считая, что таким образом формируется «симфонический панк». Впрочем, в разъяснении этого термина отсылает не к музыкальной энциклопедии, а к словарю атеиста, где сказано, что симфония есть «справочное издание, в котором в алфавитном порядке приводятся слова и отдельные выражения, встречающиеся в Библии, с указанием, в какой главе, книге, стихе следует искать данное слово или выражение»…
«Потому что пок-н-ролл, - уверен Слава, и я с ним согласна, - как ни крути, все-таки – религия».
Опубликовано: 29.6.2018 г.
|