"ФРИЦ" ОТ "ФИКСА"
МОДЕЛЬ BF 109F 1/48 ФИРМЫ "AIRFIX"
Александр Русецкий

Александр Русецкий. Фриц от Фикса. Модель Bf 109F 1/48 фирмы AIRFIX

Александр Русецкий
«Фриц» от «Фикса». Модель Bf 109F 1/48 фирмы «AIRFIX»

Журнал "АэроПлан", №13, 1995 г.
стр. 33


С расширением ассортимента «буржуйских» моделей на нашем рынке отечественный коллекционер все реже вздрагивает при виде «фирмы», исчезла потливость в ладонях и, более того,все чаще вместо почтительного «Ого!» вырывается пренебрежительное «Фу-у!». Да и «фирма» не лишена недостатков, исправлять которые мы учились на старом, добром «НОВО». А поскольку модели сейчас продаются как положено – запечатанными, то о наличии оных недостатков можно узнать только дома, отвалив за модель все, что за нее просят. Ну а просят, сами знаете, исходя отнюдь не из качества, а как раз из «фирменности». Ориентироваться на какого-либо определенного производителя трудно. В программах практически всех модельных фирм присутствуют и старые модели, разработанные во времена, когда требования к точности и деталировке были невысокими, и новые, которые смело можно назвать шедеврами. Но даже новизна модели не гарантирует вам качества. Вспомним позапрошлогодний «академовский» Fw 190 (1:72) – на мой взгляд, весьма посредственная модель, особенно если сравнивать ее с одновременно появившимся «Хеллкетом» этой же фирмы. Так вот, чтобы реже постигали Вас разочарования, мы решили давать обзоры «фирменных» моделей, имеющих хождение на нашем рынке. Мы отдаем себе отчет, насколько неприятно будет, потратив немалые деньги, читать, что ваша модель неточна! Но прелесть пластикового моделизма как раз в том и заключается, что любые недостатки всегда можно исправить. А !фирменная» модель – это тот же пластик, просто очень дорогой.

Журнал "АэроПлан", №13, 1995 г.Модель Bf 109F фирмы «Airfix» в 48-м масштабе на нашем рынке появилась практически одновременно с аналогичной моделью фирмы «Hasegawa», причем стоили они практически одинаково. Мне подарили первую, а мой приятель как раз тогда же обзавелся японским аналогом. Я взял его модель, чтобы сравнить с «фиксом» и, если получится, «срисовать» некоторые модельные решения. Ну а поскольку воспоминания о потраченных деньгах меня не отягощали, оценивал я свою модель, просто исходя из полученного удовольствия.

Поначалу сравнение было неутешительным. Японская модель содержит 73 детали, 5 из них – прозрачные; английская – соответственно 57 и 2. Раскрой у «Хасегавы» внутренний, ровный и четкий. У «фикса» раскрой местами наружный, а местами – внутренний, но какой-то оплывший и неровный. Вся механизация крыла (предкрылки, закрылки, щитки радиаторов системы охлаждения) у «хасегавского» «мессера» выполнены отдельными деталями, что позволяет эффектно его «распушить». У «фиксовсеого» сам принцип деления крыла на детали, на мой взгляд, порочен: две консоли стыкуются с фюзеляжем. Так было на реальном самолете, но при сборке модели места стыка приходится обильно шпаклевать, а потом прорезать по шпаклевке новую расшивку – пренеприятнейшее, доложу вам, занятие.

Остекление японской модели состоит из 4-х деталей: бронестекла, козырька, фонаря и задней части остекления, что позволяет сделать кабину открытой или открывающейся. Толстенный «фиксовский» фонарь не дает искажений и довольно прозрачен, но открывать его лучше не пытаться – получится немасштабно толстый переплет.

И наконец, декали. Тут «Хасегава» отличилась. Без всякой иронии, декаль превосходная и содержит 69 элементов! Фирма дала 5 вариантов самых известных асов, охватив все фронты и варианты окраски. Тут самолеты Ганса Филиппа, Вальтера Новотны, Йозефа Приллера, Германа Графа и Эберхарда фон Боремски. Зимние и летние камуфляжи, нет только пустынного, но тропический фильтр прилагается. Масса технических надписей, прекрасное совмещение цветов и даже свастики (вещь довольно редкая).

У «Фикса» все гораздо хуже, просто никакого сравнения. Два варианта: один – пустынный, адъютанта группы JG 27, другой – «российский», обер-лейтенанта Вернера фон Хофе, командира 7./JG 54, базировавшейся в районе озера Ладога весной 1942 г. (довольно интересный вариант, необычный тем, что на машине были нанесены эмблемы эскадры, группы и штаффеля). Геральдика выполнена неплохо, только «зеленое сердце» великовато. Минимальное количество технических надписей, свастик нет.

Начнем с того, что шикарное остекление кабины прекрасно, без искажений передает весьма бедную деталировку интерьера японской модели. Очевидно, побоявшись утяжин на стенах кабины снаружи, разработчики модели всю деталировку отлили на отдельных «фальшстенках», которые должны приклеиваться к половинкам фюзеляжа изнутри. Это сразу делает борт кабины довольно толстеньким. Рельефные же детали отлиты мелко и их как-то маловато. Правда, отдельно сделаны два штурвала, крепящиеся на левом борту.

А вот англичане утяжин не побоялись! И получили их. Но среди прочего недолго зашпаклевать и эти ямки, зато внутри интерьер получился рельефным, очень богатым и, судя по имеющимся у меня данным, довольно точным. Нужно только качественно его покрасить. Правда, если вы решили посадить в кабину пилота, то можно особенно не напрягаться – своими широкими плечами он закрывает абсолютно всё! Я узнал об этом уже после того, как покрасил кабину со всем возможным старанием.

Еще одним спорным моментом у японской модели оказалась ее универсальность. Вы можете собрать Bf 109F-1, 2, 3 с «тонким» воздухозаборником нагнетателя и без лобового бронестекла. Bf 109F-4 с увеличенным воздухозаборником нагнетателя, модификации F-2/Z и F-4/Z с системой GM-1 и увеличенными воздухозаборником нагнетателя и маслорадиатором и широколопастным винтом. И даже (но для этого придется сделать новый фонарь) Bf 109G-1 или G-2. И вот тут-то универсальность «мессера» от «Хасегавы» играет с ним злую шутку. На фюзеляже воспроизведены все лючки, имевшиеся на всех этих модификациях. Это значит, что если вы делаете «Эфку», нужно шпаклевать лючок слева перед стабилизатором и лючок на «хребте», а также сделать накладки в районе 9-го шпангоута (хотя это последнее не обязательно), а если вы выбрали «Гэшку», то придется зашпаклевать люки на левом борту в районе кабины. Не страшно, но все же проблема.

Когда же я начал сравнивать модели с чертежами, то сделал открытие весьма неожиданное. Если геометрия «мессера» от «Эйрфикса» оказалась практически безупречной, то капот японской модели оказался почти на 3 мм короче, чем нужно! В принципе, дефект поправимый, но до чего же неприятно кромсать такую аккуратную, красивую модель!

Это последнее открытие окончательно утешило меня, и я взялся за свой «фикс» - пилить так пилить!









Наши публикации

Журнал "АэроПлан", №13, 1995 г.

МОДЕЛИЗМ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Как правильно сделать бизнес на уникальных статьях