А. Белоус
ШЕЛ 1939-Й...
Рассказ

А. Белоус. Шел 1939-й... Рассказ

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

Шел 1939-й...
Рассказ

Стр. 102

Полвека прошло с тех времен, а помнится все до мелочей. Тогда меня, молодого морячка, кинула судьба из родимого Приазовья на Дальний Восток. На разных судах ходил по тамошним морям между Камчаткой и Сахалином, Курилами и Чукоткой.

Все внове, края чудесные, народ с крепким характером. Дикости, правда, тоже было предостаточно, только-только те места по-настоящему осваивать стали.

Подходили к концу тридцатые годы. Ни я, ни новые мои корешки, признаться, сильно не задумывались, отчего здесь лагерь стоит на лагере. Правду-то нам намного позже открыли…


Топаем мы однажды в осеннюю пору в бухту Нагаева. Трюмы нашего парохода пусты: предстояло забрать с нагаевских причалов возвратные грузы, то есть те, что попали не по адресу, запутались в сложной системе снабжения Дальстроя – вотчины грозного наркома внутренних дел. Состоял Дальстрой из десятков лагерей, золотых и рудных приисков, лесхозов, где рабочей силой служили армии осужденных.

В октябре Охотское море становится угрюмым, погода все чаще меняется, подступают холода. Вахты тяжелей и тяжелей нести, но не только из-за капризов моря. Допусти сбой в рейсе, не расхлебай в срок заваренную дальстроевскими снабженцами кашу – и очень скоренько можешь получить в руки пилу вместо штурвала и сменить морскую тужурку на ватник. Волчью хватку дальстроевских представителей все знали хорошо.

Пароход наш назывался «Молотов». Его спустили со стапелей в числе первенцев отечественного судостроения. Оно только на ноги становилось, и потому, наверное, получился неудачным этот пароход с громким именем. Имел три тысячи тонн грузоподъемности, а главную машину в него всадили и вовсе никудышнюю – всего девятьсот пятьдесят лошадей. Смех, да и только… Двигалось это несуразное сооружение со скоростью всего семь узлов, да и то в штиль, а уж коли волна начинала поигрывать – работенки хватало всему экипажу по горло.

Особенно тяжко приходилось «духам преисподней» - кочегарам. Шуровали они совковыми лопатами, как заведенные, не разгибаясь, чтобы держать пар «на марке». Падали, бедняги, после такой работы в койку замертво, еле успев раздеться. Галерный труд…

Рацион бортовой был хилый: капуста квашеная, суп перловый, чай. Галет, правда, хватало. А откуда, спрашивается, взять калорийный паек – вся страна сидела на таком харче, строила тяжелую индустрию.







Наши публикации. Глава 1. Шел 1939-й..


В НАЧАЛО

МАРИНИСТИКА

КНИГИ

ГЛАВНАЯ