А. Саруханян
О романе Линдсея «Ганнибал»
Имя коммуниста Джека Линдсея, неустанного поборника дружбы английского и советского народов, хорошо знакомо нашему читателю. Его многочисленные статьи о современном положении в Англии, о важных задачах, стоящих перед прогрессивной английской литературой, и о ее достижениях, о творчестве крупнейших английских поэтов и писателей помогают советскому читателю понять те трудности, которые предстоит преодолеть английскому народу. Путевой дневник «Мир будущего» (1950), где Джек Линдсей говорит о Советском Союзе как о «надежде всего мира», выпущенная Линдсеем в 1957 году антология русской советской поэзии связывается с решающими этапами в истории русского народа, какими были 1905 и 1917 годы, - такие книги наших друзей, направленные против лжи и клеветы буржуазной прессы, помогают английскому народу узнать правду о людях Советского Союза и их искусстве.
Советский читатель знает Линдсея, многие произведения которого переводились на русский язык, как одного из ведущих прогрессивных писателей современной Англии. Роман о Ганнибале знакомит нас с новой стороной творчества Линдсея-романиста.
Джек Линдсей в английскую литературу вошел как автор романов из истории античного мира. В тридцатые годы из-под его пера вышла целая серия романов, посвященных римской истории эпохи Юлия Цезаря. К работе над историческими романами Линдсей перешел от изучения классической филологии. Еще в университетские годы, изучая античную культуру, Линдсей с увлечением переводил античных поэтов. Вскоре после переезда из Австралии в Англию в 1926 году он издал свой перевод «Лисистраты» Аристофана. Целый ряд исследований и переводов создал Линдсею репутацию одного из лучших современных знатоков античной литературы.
Уже ранние исторические романы Линдсея противостоят тенденции идеализировать античный мир, характерной для многих буржуазных английских писателей, которые обращаются к эпохе античности в поисках красивых, гармоничных форм жизни и ослепительных красок. Обращение Линдсея к далеким временам и событиям отнюдь не было вызвано желанием уйти от современной жизни. В хорошо знакомой ему истории древнего мира он искал ответы на волнующие вопросы современности.
Те годы, когда Линдсей начал писать исторические романы, были для него самым тяжелым временем: он переживал со всем английским народом последствия экономического кризиса конца двадцатых – начала тридцатых годов. В 1930 году, не выдержав экономического кризиса, закрылось литературное издательство, где работал Линдсей. Без работы, без средств к существованию в течение трех лет скитался Линдсей по отдаленным районам Корнуэлла. Здесь он близко познакомился с жизнью бедных английских фермеров, рыбаков, шахтеров. И здесь же он задумал написать романы о людях древнего мира. Он был далек в своих произведениях от идеализации жизни античного общества – он хотел показать действительность эпохи рабства и жестокого угнетения народа.
Все античные романы Линдсей начала и середины тридцатых годов – «Рим продается», «Цезарь мертв», «Последние дни с Клеопатрой», «Ограбление Венеры» - посвящены одному и тому же периоду римской истории, I веку до нашей эры, эпохе Цезаря. Биография Марка Антония, опубликованная Линдсеем в 1936 году, как бы подводит итог этой серии романов. В предисловии к биографии Линдсей подчеркивает, что его прежде всего интересовали социальные движения этого периода. Обращаясь к личности Цезаря, Линдсей ставил себе цель показать, как беззастенчиво фальсифицировали фашисты историю, изображая Цезаря прототипом фашистского диктатора. Уже в этих ранних романах проявилось понимание Линдсеем-историком социальных и экономических условий жизни древнего Рима.
Тридцатые годы были переломными в творчестве многих английских писателей. Подъем широкого антифашистского движения в Англии во второй половине тридцатых годов, в котором важнейшую роль играла поддержка героической борьбы испанского народа, нашел непосредственное отражение и в эволюции творчества Джека Линдсея. В статье о мировом значении советской литературы, вспоминая свой творческий опыт середины тридцатых годов, Линдсей писал: «…для того чтобы идти дальше, мне потребовалось ясное понимание сущности марксистского метода и анализа». (цит. «Иностранная литература», 1958, №12, стр. 202).
Создание в тридцатые годы в Англии прогрессивного исторического романа тесно связано с серьезными завоеваниями марксистской историографии. В это время впервые широко издаются в Англии произведения классиков марксизма-ленинизма. Английские марксисты все больше внимания уделяют борьбе против фальсификации исторического прошлого страны. В конце тридцатых годов при Исполкоме английской компартии создается секция истории, которая взяла на себя руководство работой историков-марксистов. Активное участие в работе этой секции принял Джек Линдсей.
ГАННИБАЛ И ЕГО ВРЕМЯ
БЕГЛЕЦЫ. ВОССТАНИЕ НА ЗОЛОТЫХ ПРИИСКАХ
Другая биография Дж. Линдсея
Опубликовано:
11.05.2020 г.
|