Летучий Голландец
или история кораблей-беспризорников
Ирина Стрельникова
Стр. 68
В августе 1977 года Дональд Дьюкс, владелец серьезного угольного бизнеса в Нью-Мехико, вместе с женой и девятнадцатилетней дочерью путешествовал на собственной яхте «Пола Бэр» по Саргассову морю. День был жаркий и солнечный, на море штиль, безветренно. И вдруг на горизонте появился быстро движущийся объект, словно сотканный из солнечного марева.
Через полчаса очертания странного объекта прояснились: им оказался парусник с надутыми, как в шторм, парусами, и это в полнейший штиль! Еще через несколько минут стали видны подробности: парусник был очень старым, вернее старинным, а люди, столпившиеся на его палубе, одеты по моде 500-летней давности! Хуже всего то, что необъяснимый парусник мчался прямехонько на «Полу Бэр». Еще каких-нибудь пять минут, и столкновения не избежать. Вдруг между кораблями завихрился тонкий водяной столб, а когда тот рассеялся, страшное видение исчезло. Едва живой от страха, Дональд Дьюкс повернул яхту к берегу. И едва успел его достичь, как на море разразился чудовищный шторм! Вряд ли яхта сумела бы удержаться на плаву, останься она в открытом море…
Нашлись люди, которые рассказу не поверили. Но Дональд Дьюкс – слишком уважаемый и серьезный человек, чтобы выдумывать небылицы. В его поддержку выступили моряки: «Дело ясное, это был «Летучий голландец». Этот парень Дональд Дьюкс просто везунчик, что остался жив после такой встречи! С проклятым капитаном шутки плохи».
ПРОКЛЯТЫЙ КАПИТАН
Капитан, о котором идет речь, жил на рубеже XV и XVI веков и плавал вслед за Васко да Гамой из Европы в Индию, огибая Африку. Вот как раз при переходе из Атлантического океана в Индийский, у мыса Доброй Надежды, и случилось происшествие, навлекшее на капитана вечное проклятие. Звали его Ван Страатен. А может, Ван дер Декен – здесь мнения расходятся. Он был человеком упрямым, к тому же страшным пьяницей и богохульником. В общем-то нормальный набор качеств для морского волка, ничего особенного, и похуже бывали.
И вот вел он корабль под названием «Летучий голландец» в Индию, да у мыса Доброй Надежды попал в сильнейший шторм. Экипаж и пассажиры умоляли капитана спрятаться в бухте и переждать, но Ван Страатен (будем уж называть его так) был сильно пьян, и ему словно вожжа под хвост попала! Пройду, дескать, в Индийский океан прямо сейчас, хоть режьте! А когда штурман с несколькими матросами хотели подобраться к нему, чтобы оттащить от штурвала и запереть в каюте, капитан вытащил из-за пояса пистолет и пальнул в несчастного штурмана. Подстреленный, тот упал за борт, и пучина поглотила его.
И тут, гласит легенда, ветер утих, тучи на небе расступились, сквозь них пробился солнечный луч и упал аккурат на капитанский мостик. И по лучу этому спустилась к капитану призрачная крылатая фигура. «Ты очень упрямый человек», - кротко начал пришелец. Но капитан не дал ему договорить. Он выхватил из-за пояса второй пистолет и… Но выстрела не получилось. Оружие разлетелось у упрямца в руке. Это образумило бы любого, но не Ван Страатена. Он захрипел от ярости: «Убирайся! Я не просил тебя о тихой погоде. Я вообще никогда никого ни о чем не прошу! Пусть хоть дьявол, хоть сам Господь Бог станут на моем пути – все равно сделаю по-своему и пройду в Индийский океан! Где буря? Верните бурю!».
Тогда пришелец грустно покачал головой и сказал: «Что ты наделал, глупец? Кому ты бросил вызов? Теперь ты проклят. Желчь будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо – мясом! Ты никогда не умрешь, но и к берегу пристать не сможешь – будешь вечно бороздить моря и приносить несчастье всем, с кем ты встретишься на пути».
Но даже услышав это, заносчивый капитан не устрашился и хвастливо ответил: «Мне все равно!».
С тех пор носится по морям «Летучий голландец», и даже в полный штиль его паруса надуты и мачты скрипят, словно в бурю. Впрочем, бурю тоже не приходится долго ждать – она обязательно начнется через час-два после появления корабля-призрака. Команда проклятого капитана – мертвецы, утопленники. Иногда они выглядят как скелеты, на которых болтается полуистлевшая одежда. А иногда их не отличить от живых. Моряки рассказывают, что «Летучий голландец» может явиться под видом самого безобидного судна, пришвартоваться к встретившемуся на пути кораблю, чтобы передать на него, скажем, мешок с письмами. Но стоит потом вскрыть этот мешок, как корабль, имевший несчастье принять груз на борт, сразу утонет. Впрочем, достаточно просто увидеть парусник проклятого капитана, чтобы погибнуть. Мало кто выживал после такой встречи! Одних «Летучий голландец» заманивал на рифы. Других сводил с ума, заставляя прыгать в море и тонуть. Нередки случаи, когда после встречи с кораблем-призраком матросов смывало волной, или они падали с мачты, или заболевали желтой лихорадкой. Вот уже 500 лет на встречу с кораблем-призраком списывают все трагические и просто загадочные происшествия на море…
О КИПЯЩЕМ ЧАЙНИКЕ И ВКЛЮЧЕННОМ НОУТБУКЕ
Каждый год в Мировом океане бесследно пропадают десятки судов. А бывает, суда как раз остаются невредимыми, но погибает вся команда. Такой случай произошел в 1890 году с парусником «Мальборо». 1 января он вышел из порта Литлон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины и направился в Англию. В последний раз корабль видели 1 апреля в Тихом океане недалеко от Огненной Земли. После чего он исчез на… 23 года. В октябре 1913 года «Мальборо» прибился к западному побережью Огненной Земли. Люди, поднявшиеся на борт, были потрясены увиденным! На капитанском мостике стоял скелет в лохмотьях морской формы, крепко сжимая костлявыми пальцами штурвал. Такой же обнаружился на мачте, и в кубрике, и в кают-компании. Казалось, каждый из мертвецов по-прежнему занят своим делом. Отчего они все умерли, понять было уже невозможно…
Похожий случай произошел 8 февраля 1948 года у берегов Новой Зеландии. Радист с голландского парохода «Уранг Медан» стал подавать сигналы бедствия: «Погибли все офицеры и капитан», «Умерли матросы, в живых остался я один». Последнее, что пришло от него, было: «Теперь и я умираю». Через несколько часов пароход обнаружили, и команда действительно оказалась поголовно мертва. Никаких повреждений, зато на лицах застыло выражение ужаса. Вскрытие показало, что все члены экипажа умерли от внезапной остановки сердца.
А вот капитану трехмачтового парусника «Эбий Эсс Харт», можно сказать, повезло! С его командой случилось то же самое, что с людьми, плывшими на «Мальборо» и «Уранг Медане», а он всего лишь сошел с ума, его успели спасти и до конца жизни поместили в сумасшедший дом.
А бывало загадочнее! Люди просто бесследно исчезали с кораблей! Например, в 1850 году в окрестностях американского города Ньюпорт к побережью подошел парусник «Морская птица».Он шел странным курсом и должен был неминуемо разбиться о прибрежные рифы, но невесть откуда взявшаяся огромная волна подняла корабль и аккуратно перенесла на берег. На борту не обнаружилось никого! Зато на плите в камбузе кипел чайник, а в кают-компании столбом стоял табачный дым. Местные моряки утверждали, что видели «Морскую птицу» в море в тот же день с утра, команда приветствовала их и ни малейших признаков близящегося несчастья не было. По какой причине люди покинули корабль? Загадка. Они не взяли с собой ни навигационные приборы, ни карты, ни спасательную шлюпку, ни надувные жилеты…
Совсем недавно, в апреле 2007 года, ровно такая же история произошла с 12-метровой яхтой «KAZ II»,обнаруженной у северного побережья Австралии. Три человека, отплывшие на «KAZ II» несколькими днями ранее, бесследно исчезли. Зато яхта была исправна, двигатель работал, так же как и корабельный компьютер и система глобального позиционирования GPS, стол сервирован к обеду, а в каюте светился экран ноутбука, еще даже не перешедший в спящий режим, - выходило, что люди исчезли не раньше чем за пятнадцать минут до обнаружения судна. Спасательные жилеты и аварийный буй остались на месте. Что произошло на этих двух кораблях? Встреча с «Летучим голландцем»? Или что-то вроде того, что произошло в свое время на скандальной «Марии Селесте»?
На первый взгляд история вышла такая же. В 1872 году в Атлантическом океане была найдена бригантина без каких-либо повреждений, но и без единой души на борту. Вот только в каютах все было перевернуто вверх дном, исчезла шлюпка и судовые документы. А через 63 года английский журналист, заинтересовавшийся историей «Марии Селесты», нашел дряхлого старика, когда-то служившего на том корабле коком. Оказалось, все дело было в ссоре капитана корабля с первым помощником. Речь шла о жене капитана – та часами сидела в кают-компании за роялем, а играла чудовищно плохо. Первый помощник, как на грех, обладал прекрасным музыкальным слухом и расшатанными нервами, вот и накричал на нее как-то раз. А вскоре случился шторм, судно сильно накренилось, тяжелый рояль сдвинулся с места, отъехал к противоположной стене и… задавил насмерть жену капитана. Капитан обвинил во всем первого помощника, вспыхнула стрельба, и зачинщик ссоры отправился на корм акулам. Тогда первый помощник здорово перетрусил и велел всей команде сесть в шлюпки и плыть подальше от злополучного корабля, к берегу, а потом просто разъехаться по домам и никому ничего не рассказывать.
Интересно, что как бы ни прозаично объяснялось исчезновение экипажа, дальнейшая судьба «Марии Селесты» мрачна и загадочна. Капитан Морхауз, нашедший бригантину, взял ее на буксир, пригнал к берегу и продал за большие деньги, после чего внезапно умер от какой-то таинственной болезни. «Мария Селеста» проплавала по морям еще 12 лет, но все время меняла хозяев и команду – вроде бы на борту то и дело появлялись привидения погибшего капитана и его задавленной жены и пугали людей. В конце концов злополучная бригантина наскочила на риф у берегов Гаити и затонула, унеся с собой несколько десятков жизней. После чего многие встречали в море призрак «Марии Селесты». Получается, у «Летучего голландца» есть конкурент?
ОБЪЯСНЕНИЕ НАЙДЕНО?
Множество гипотез высказывалось о том, чем же на самом деле являются корабли-призраки. Одни упирают на теорию относительности. Мол, согласно Эйнштейну, вполне вероятно существование иных миров; гипотетически возможна встреча двух объектов, принадлежащих разным временным измерениям. Особенно в океане, так мало изученном, но хранящем в себе множество загадок!
Об особенных свойствах океана говорят и сторонники другой версии. Мол, в бескрайних океанских просторах существует нечто, враждебное человеческому разуму, считывающее человеческие мысли и страхи и транслирующее их обратно людям в виде призраков.
Но самое убедительное объяснение дают физики, занимающиеся изучением звуковых волн. Они утверждают, что дело в инфразвуке, то есть не слышимых человеческим ухом упругих волнах низкой частоты, менее 16 Гц. Опыты показали, что инфразвук пагубно действует на людей, поскольку вызывает сильнейшую вибрацию внутренних органов. При частоте 5 Гц возникает временная слепота и ощущение тревоги. При 6 Гц человека охватывает безумие, приступы дикой агрессии или желание покончить жизнь самоубийством. А 7 Гц просто приводят к мгновенной смерти от разрыва сердца. Так вот, во время шторма, оказывается, на поверхности воды возникают инфразвуковые колебания огромной мощности в диапазоне от 6 до 7 Гц! Волна инфразвука движется со скоростью около 330 метров в секунду и намного опережает скорость породившего ее штормового ветра. Что вроде бы объясняет манеру «Летучего голландца» появляться перед глазами несчастных обреченных моряков не во время шторма, а за несколько часов до него.
Если дело в инфразвуковых колебаниях, тут остается только ждать, что сумеет противопоставить им наука. Если же дело все-таки в проклятии капитана Ван Страатена, а может, Ван дер Декена, - здесь тоже остается надежда на то, что «Летучий голландец» когда-нибудь перестанет губить моряков. Дело в том, что с некоторых пор к старой легенде прибавилось продолжение. Возможно, это просто придумал Гейне, когда писал свою новеллу о легендарном корабле-призраке, да только моряки верят, что, проплавав по морям сотни лет, строптивый капитан наконец раскаялся. Стал молить небо о прощении, и ему было дано послабление: раз в 7 лет «Летучий голландец» под видом обыкновенного корабля может заходить в любой порт мира и оставаться там ровно сутки. За эти сутки капитан должен найти непорочную набожную девицу, которая полюбит его, и тогда проклятие будет снято.
Да вот только в портовых городах, как известно, не так-то легко встретить непорочных и набожных девиц! Или капитан просто не знает, где именно их искать, и слишком много времени тратит на поиски по кабакам и притонам.
Опубликовано:
21 июля 2018 г.
|