Н. Гульбинский, М. Поздняев
ГЛАВНАЯ ОЧЕРЕДЬ СТРАНЫ

Н. Гульбинский, М. Поздняев. Главная очередь страны

Главная очередь страны
Николай Гульбинский, Михаил Поздняев
Из журнала «Столица». Публикуется в кратком изложении

Текст печатается по изданию:
"Спутник"
Ежемесячный журнал
Дайджест советской прессы

Издаётся с января 1967 года
№ 10, 1991 г. (Октябрь), стр. 28
Информационное Агентство Новости, Москва


МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА

Главная очередь страны
Стр. 28

Изо дня в день на протяжении десятилетий течет по брусчатке Красной площади нескончаемый людской поток, берущий начало в недрах Александровского сада и впадающий в гранитное чрево Мавзолея. Меняются времена и сменяется кремлевское руководство, но эта очередь, давно ставшая символом советской столицы, ее визитной карточкой, не перестает поражать воображение иностранных гостей своими беспрецедентными размерами. Люди идут и идут к Ленину…

Журнал "Спутник", октябрь 1991 г. Известный американский советолог Луис Фишер, автор биографии вождя Октябрьской революции, рассказывает: «В тридцатые годы многие зарубежные газеты писали о том, что бледная мумия, лежащая в Мавзолее – на самом деле просто восковая фигура. И вот тогда группе иностранцев, со мной в их числе, предложили спуститься вглубь ленинской гробницы, и там профессор Борис Збарский кратко рассказал нам о некоем секретном методе, посредством которого было осуществлено бальзамирование тела вождя. Он выразил уверенность в том, что тело имеет все шансы сохраниться в течение целого столетия. После этого он открыл стеклянный саркофаг, в котором помещалась герметично защищенная священная реликвия... Да, это был не воск. Это и на самом деле был Ленин. Так иконоборец стал главной иконой новой России, и миллионы и миллионы людей, отстояв очередь, теперь с изумлением смотрят на это чудо сохранения, его облика».

Вождизм стал насаждаться в стране Советов с самых первых месяцев новой власти. В речах и докладах партийных форумов, в газетных статьях имена Ленина и его верных соратников неизменно сопровождались определениями в стиле революционной патетики: «гениальный вождь всемирной революции Ленин», «красный вождь Красной Армии Троцкий», «стальные вожди Каменев и Зиновьев».

Но одно дело – обожание по типу «аве Цезарь», а совсем другое – обожествление. Здесь нужен был прецедент. Уход в мир иной. И когда главного вождя не стало, процесс «боготворительства» быстро пошел по нарастающей.

Впервые религиозно-мистические мотивы зазвучали в книге Зиновьева «В. И. Ленин – гений, вождь, учитель и человек». Автор писал: «И в гробу Владимир Ильич остается апостолом коммунизма, и в могиле он продолжает быть призывом и кличем для рабочего класса нашего государства и всей земли»…

В том же духе выдержана поминальная речь Сталина: «Вы видели за эти дни паломничество к гробу товарища Ленина десятков и сотен тысяч трудящихся нашей страны. И вы увидите через некоторое время паломничество миллионов трудящихся к могиле товарища Ленина со всего мира».

Свой вклад в канонизацию вождя внесла и газета «Правда»: «Могила-склеп Ильича будет источником энергии и мужества, - утверждалось в редакционной статье, - источником неисчерпаемой бодрости в святой борьбе за осуществление заветов Ильича для трудящихся всего мира».

…В ночь с 21 на 22 января 1924 года, всего через несколько часов после кончины Ленина, комиссия по организации похорон постановила предать его прах земле рядом с могилами героев революции у Кремлевской стены. Тогда же знаменитый патологоанатом Абрикосов забальзамировал тело, чтобы обеспечить его сохранность до похорон, назначенных на 26 января.

В объявленный день появилось сообщение о переносе траурной церемонии еще на сутки. В «Известиях» было опубликовано постановление ЦИК СССР, подписанное Калининым и Енукидзе, о сохранении гроба с телом Ленина в склепе, «сделав последний доступным для посещения». Подчеркивалось, что такое решение Президиум ЦИК принял, «идя навстречу желанию, заявленному многочисленными обращениями и делегациями… и в целях предоставления всем желающим, которые ко дню похорон не успеют прибыть в Москву, возможности проститься с любимым вождем». В том же номере газеты говорилось о том, что академику архитектуры Щусеву поручено соорудить помост внутри склепа с таким расчетом, чтобы посетители могли видеть через стеклянные прорези в крышке гроба лицо усопшего гения.

Гроб с телом Ленина Кампания по обожествлению покойного разрасталась. Постройка гигантского дирижабля «Ильич» - едва ли не самое скромное предложение. Преобладали идеи поистине фантастические. Например, воздвигнуть вблизи Москвы небольшой город для рабочих, который состоял бы из небоскребов американского образца, назвать его в честь Ленина и соединить со столицей скоростной железной дорогой. Или, скажем, установить новое, ленинское летоисчисление, начав отсчет времени от Октябрьской революции. Были проекты и менее масштабные: переименовать Москву в Ленинск, или Красную площадь – в площадь Ленинскую и т. д. Обсуждался вопрос о создании памятников вождю по всей территории страны. Однако первоочередной задачей оставалось сооружение постоянной гробницы, которая, как сказал Леонид Красин, член Комиссии ЦИК по увековечиванию памяти Ленина, «по своему значению для человечества превзойдет Мекку и Иерусалим».

Идею строительства на «святом месте» Мавзолея с самого начала поддержало не все ленинское окружение. В числе противников бессрочного бальзамирования были не только близкие родственники, но и большинство товарищей и соратников Владимира Ильича. Инициатором беспрецедентного увековечения пришлось потрудиться весьма немало, чтобы это сопротивление сломить и отбросить «всякие личные соображения». Упор делался на «общее желание масс», которое было умело спровоцировано наводящими публикациями в печати. Оставалось лишь отобрать из потока писем и телеграмм те, что соответствовали намерениям партийного руководства страны. «Схоронить в земле – это не редкость, а вот сохранить на много лет – вот это может сделать одна только коммунистическая партия» - можно ли игнорировать такую коллективную резолюцию?..

Всю организационную работу по претворению в жизнь программы «Сохранить на века»» возглавил Дзержинский. Ещё в феврале 24-го он собрал группу ученых-медиков из Москвы, Ленинграда и Харькова, с которыми провел несколько совещаний. 17 марта Политбюро ЦК РКП(б) приняло по докладу Дзержинского постановление об утверждении руководителем повторного бальзамирования профессора Воробьева, и 26-го марта его бригада приступила к работе, которая продолжалась четыре месяца, несмотря на протесты вдовы усопшего и таких авторитетных в партии людей, как, например, Троцкий.

Еще в конце января «Правда» поместила обращение Крупской к рабочим и крестьянам, где она убедительно просила их: «Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее, – всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много нищеты, неустроенности в нашей стране…».

Очередь в Мавзолей Ленина Однако у руководящей «тройки», представленной Сталиным, Зиновьевым и Каменевым, были иные планы. То, чего более всего опасался Ленин, - раскола партии, - по существу произошло. «Внутрипартийная демократия», в понимании этой самой верхушки, состояла в беспрекословном и наиточнейшем проведении линии аппарата всеми нижестоящими организациями; таким образом, партийные массы превращались в объект манипулирования. Этому способствовал и так называемый «ленинский призыв» - прием в партийные ряды всех желающих. Тогда, в скорбные для страны дни, в партию записывались целыми цехами и скоростным методом – в течение обеденного перерыва на предприятии. И так же, в полном составе, шли новоиспеченные коммунисты-ленинцы поклониться любимому учителю и присягнуть на верность его нетленному учению.

Как считают многие отечественные и зарубежные историки, ленинские биографы, решение о создании Мавзолея носило исключительно волевой характер и исходило прежде всего от Сталина. Не без умысла, по-видимому, была устроена в Мавзолее трибуна, дабы во время проведения военных парадов и праздничных демонстраций счастливые трудящиеся могли лицезреть руководителей партии и правительства, осененных ленинской мыслью, верных продолжателей его дела.

Сталинское пророчество сбылось: Мавзолей Ленина стал местом невиданного по масштабам паломничества. Правда, оно давно уже носит характер добровольно-принудительный, поскольку помещение Мавзолея входит в экскурсионную программу осмотра столичных достопримечательностей. Так или иначе, сегодня, как и много лет назад, с раннего утра люди выстраиваются в главную очередь страны, чтобы воочию убедиться: прав был поэт – Ленин и теперь живее всех живых…


Опубликовано:
27.08.2016

ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА