Политическая цена цены
Стр. 50
С реформой ценообразования мы опоздали по меньшей мере на три – четыре года. В сущности, это и явилось одной из главных причин нынешних экономических и общественных бедствий страны.
Почему стали рушиться хозяйственные связи между регионами? Почему политический суверенитет республик столь стремительно получил облик экономического сепаратизма?
Если смотреть в корень, к этому давно и исподволь подводил немыслимый произвол в ценах, назначаемых «сверху». Полнейшее отсутствие стоимостной логики вынудило в конце концов республики, края, области и даже районы защищать свои интересы административными методами. И – повышать цены.
В совсем еще недавние времена (года четыре, три, а то и два назад) сама мысль о повышении розничных цен казалась кощунственной подавляющему большинству населения СССР. Да что там населению! Многие титулованные экономисты вполне серьезно считавшие себя истинными защитниками народных интересов, категорически возражали против такой акции. Считалось, что всесильное государство, централизованно распределяя по регионам все виды сырья, оборудования и продукции, само же обязано и устанавливать цены.
Процесс специализации, естественный в рамках единого союзного государства, вел к однобокому развитию регионов. Не было бы в этом никакой беды, если бы соблюдалось незвблемое правило экономики: эквивалентность товарного обмена. Однако к такой эквивалентности как раз никто и не стремился.
Бездумная разница волюнтаристски назначаемых цен – оптовых, закупочных, розничных – превратила товарообмен в товарообман. Самая трудоемкая продукция – сельскохозяйственная и сырьевая – стала убыточной и неблагодарной для человеческих рук. Она требовала все новой и новой бюджетной подпитки. На социальную сферу (т. е. именно на рост благополучия граждан) денег в «большом кошельке» оставалось все меньше.
Отсюда не следует, что у нас образовались регионы бедные и богатые. «Единый и нерушимый» Союз представлял собой зону всеобщей нищеты. Но некоторые различия все же были. Преимущества имели республики и регионы, сконцентрировавшие у себя завершающие стадии производства: машиностроение, выпуск потребительских товаров. При баснословно низких (в сравнении с мировыми) ценах на энергию и сырье они получали рентабельную продукцию. Обеспечивали высокую прибыль предприятиям и, соответственно, большие отчисления в бюджет.
Глобальное перераспределение средств из центра довольно долго помогало хоть как-то сглаживать растущие противоречия. Но когда был объявлен суверенитет республик, возникло и естественное стремление разобраться, наконец, кто же кому сколько должен.
Расчеты привели к ошеломляющим выводам. Каждая республика, каждый регион посчитали наиболее ущемленными именно себя! Сырьевые районы – из-за низких цен на сырье, уплывающее к соседям. Перерабатывающие – из-за высоких платежей в бюджет, изымаемых союзным центром. Отсюда оставался только один шаг до таможенных барьеров, самоизоляции и самообеспечения, до экономического и политического сепаратизма. Отсюда же – волна забастовок в добывающих отраслях, вызвавшая резкий спад производства и во всех смежных.
|
|
|