Надежда Соболева
НА ЩИТЕ И СО ЩИТОМ

Надежда Соболева. На щите и со щитом


Текст печатается по изданию:
Журнал "Спутник"
№ 10 (октябрь), 1991 г., стр. 143


На щите и со щитом

Надежда Соболева
Из истории российской геральдики

Из журнала «Художник»
Печатается с сокращениями


Стр. 145

Первые гербы появились в Западной Европе во времена крестовых походов (конец XI – начало XII вв.) и служили своего рода отличительными знаками для четкого разпознавания на поле брани. Разные эмблемы в виде ярких линий, всяких стилизованных изображений зверей и птиц, цветов размещались на рыцарских щитах (отсюда щит – важнейший компонент герба) и отражали ратные подвиги и личные достоинства крестоносцев.

В рисунке герба присутствовали характерные детали рыцарского снаряжения: щит как основа с размещенной в центре гербовой фигурой, шлем, нашлемник, позднее – корона, щитодержатели, девиз.


Гербы стали непременным атрибутом рыцарских турниров, руководители которых – герольды – следили за правильностью составления гербов, а также «объявляли» каждый перед началом состязания: сперва в устной форме; затем появились своды геральдических терминов и правил «прочтения» герба. Постепенно герольды выработали законы составления и правила изображения, которые предусматривали наличие в гербе определенных составных частей, из которых обязательным считался щит, и определенных цветов, металлов и мехов.

Эти правила распространялись не только на личные, но и на городские гербы, появившиеся в Европе несколько позднее рыцарских. Отличительные знаки городов, как правило, представляли собой стилизованное изображение города в виде городской стены, башни, ворот и т. д.

Большой герб Российской империи, XIX в. С исчезновением гербов из военного обихода на смену «живой геральдике» приходит «бумажная»: публикуются многочисленные геральдические трактаты, гербовники, эмблемники с красочными изображениями гербов и символическим толкованием гербовых эмблем. В XVI-XVII вв. Западная Европа переживала настоящую «гербовую лихорадку», при этом гербы приобретали новые атрибуты, пышную, помпезную форму – в соответствии с художественным стилем эпохи.

Первый русских гербовник (Титулярник) появился при царе Алексее Михайловиче в 1672 году. В нем были помещены рисунки тридцати трех эмблем царств, княжеств, земель, названия которых выходили в царский титул. По форме они не соответствовали геральдическим канонам, так как в них не соблюдалась непременная стилизация, строгая геральдическая ориентация фигур, цветовая гамма и прочее. Тем не менее создатели Титулярника считали эти эмблемы гербами.

К началу XVIII в. в России утверждается пришедшая с Запада мода на геральдические новшества типа личных печатей с гербами, украшения гербами бытовых предметов, в частности, посуды. Гербы жаловались многим сподвижникам Петра I. Впрочем, их можно скорее назвать рисунками, потому что отсутствовал щит, на котором должна располагаться эмблема, нарушалось правило неналожения металла на металл, цвета на цвет и некоторые другие геральдические «премудрости».

В России не существовал институт герба, не было и традиции его изображения. Рисовали «гербы» иконописцы, золотописцы, просто любители геральдики. Только в 1722 году Петр I создал Герольдмейстерскую контору, назвав составление российских гербов «делом нового основания». Правда, этому учреждению предписывалось в первую очередь заниматься вопросами упорядочения прав и обязанностей служилого сословия России, главным образом дворянства. Собственно гербоведческая работа составляла лишь незначительную часть всей деятельности герольдмейстера, а поскольку он никакими навыками «ведения» гербов не владел, в помощь ему по личному указу Петра был назначен итальянец, пьемонтский дворянин граф Франциск Санти, изучавший до этого в Париже историю и науки, «близкие к генеалогии».

С первых же дней он энергично принялся за организацию геральдических дел: попросил Сенат выписать из-за границы книги по геральдике, сочинил справку «Известия, касающиеся до геральдики», просмотрел архивы в поисках родословных дворянских фамилий, чтобы составить для них гербы.

Санти лично подбирал живописцев, способных, по его мнению, быстро освоить сложное «геральдическое художество». Двое из них – живописный мастер Иван Чернавский и подмастерье Петр Гусятников – оставались его верными помощниками в течение многих лет. Чернавский прослужил в конторе 22 года и в 1744-м, почти ослепший от кропотливой работы, был вынужден отойти от дел, хотя ему не было еще и пятидесяти.

После смерти Петра I граф Санти по подозрению и причастности к антиправительственному заговору был арестован и сослан в Сибирь. Нарушилась организованная им работа по созданию гербов.

Из описи художественного наследства Санти можно заключить, что он доводил до «геральдического состояния» существовавшие уже гербы, например, государственный герб, гербы областей, названия которых входили в государственный титул, используя как справочник эмблемы Титулярника 1672 года. При составлении ряда городских гербов он, по-видимому, принимал во внимание и такое «справочное пособие», как сборник эмблем для знамен полков русской армии, расквартированных согласно приказанию Петра по городам и губерниям.

Превращая в гербы некоторые эмблемы, Санти их существенно изменял. Так, на знаменах Санкт-Петербургских полков красовалась эмблема – золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией. Санти посчитал, что для столицы Российского государства, морского и речного порта, более приличествует другое изображение: желтый скипетр, над ним государственный герб, рядом два серебряных якоря и сверху – императорская корона. Эта эмблема почти два столетия сохранялась в гербе Петербурга.

При составлении городских гербов Санти пользовался и сведениями, которые получал в анкетах, специально им разработанных и разосланных по городам. Например, в поступившем из Тулы описании сообщалось, что на берегу реки Упы построен завод, где изготавливается оружие. Основываясь на этом факте, Санти изобразил на красном поле серебряный ружейный ствол, горизонтально лежащий на двух, тоже серебряных, скрещенных шпажных клинках; сверху и снизу – по золотому молоту.

Порой сведения, поступавшие с мест, были довольно скудными и из них трудно было почерпнуть данные о специфике того или иного города. В таких случаях Санти пользовался широко распространенным в геральдике приемом: в гербе отражал название города. Так в России появились «говорящие» гербы: герб Архангельска, скажем, изображал летящего архангела Михаила, поражающего дьявола, а на гербе Великих Лук красовались на алом поле три больших жилых лука.

Герб Великого Новгорода После ареста Франциска Санти составлением и рисованием гербов занялись два ведомства – Военная коллегия и Академия наук, причем первая главным образом уделяла внимание гербам для знамен полков, расположенных по российским городам. А поскольку поток запросов в Герольдмейстерскую контору на создание отличительных городских знаков все возрастал, Сенат принял решение о возобновлении в ней герботворческой деятельности. Долго пришлось искать хорошего знатока геральдики. Наконец, выбор пал на человека, обладавшего незаурядными знаниями и способностями в этой области, первого русского адъюнкта Академии наук В. Е. Адодурова.

С самого начала он стал работать в двух направлениях: во-первых, собирал книги по геральдике, генеалогии, истории, то есть создавал в Герольдмейстерской конторе специальную тематическую библиотеку; во-вторых, сосредоточивал здесь все рисунки гербов из разных ведомств. В Москве по его просьбе разыскали Петра Гусятникова, работавшего прежде у Санти; нашел Адодуров и часть художественного наследства своего талантливого предшественника.

Императрица Елизавета Петровна, придя в 1741 году к власти, едва ли не первым делом издала указ «Об учреждении Лейб-кампании», согласно которому Герольдмейстерской конторе поручалось нарисовать, прежде всего, генеральный герб лейб-кампанцев, а затем изготовить более трехсот индивидуальных гербов и дипломов личному составу гренадерской роты Преображенского полка (как известно, именно гвардейцы возвели ее на престол).

В связи с крупным заказом Адодуров потребовал от Сената увеличить штат конторских художников до десяти человек, а в 1748 году была организована специальная Рисовальная палата, где не покладая рук трудились два десятка мастеров, подмастерьев и учеников.





Журнальные и газетные публикации

Опубликовано:
14 июля 2019 г.


ГЕРАЛЬДИКА

ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ

Как зарабатывать на текстовом контенте