ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СТУДЕНТЫ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Н. Фрадкин

Первые русские студенты-путешественники. Н. Фрадкин. Вокруг Света, № 6, 1951 г.

АРХИВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Текст печатается по изданию:
Журнал "Вокруг Света"
№ 6, 1951 г., стр. 42


Первые русские студенты-путешественники
Н. Фрадкин

Более двух веков назад ительмены, жители Камчатки, сложили песню о студенте:

«Ежели бы я был студент, то бы описал всех морских чаек.
Ежели бы я был студент, то бы поснимал все орлиные гнезда.
Ежели бы я был студент, то бы описал горячие ключи.
Ежели б студент был, то б описал все горы.
Ежели б я студент был, то б описал всех птиц.
Ежели б я студент был, то б описал все морские рыбы».


Песня была сложена в связи с тем, что селения ительменов посетил студент Академии наук Степан Петрович Крашенинников. Глядя на его каждодневные работы, ительмены поняли, чем долен заниматься человек, который носит удивительное звание студента.

Так был увековечен в песне народа, лишь начинавшего в те времена переходить от стрел и каменного топора к употреблению железных инструментов, образ путешественника-студента Русской Академии наук.


СТУДЕНТЫ АКАДЕМИИ

Само наименование – студенты Академии наук – напоминает о XVIII столетии, когда Академия наук в России была не только научным, но и учебным учреждением; при ней имелись так называемые Академическая гимназия и Академический университет. Эти учебные заведения существовали до конца XVIII века и сыграли большую роль в жизни Академии. Они оставили след в истории отечественной географии. Из них, а также различных семинарий того времени Академией подбирались студенты – рядовые участники научных экспедиций для выполнения подсобных работ по составлению карт, сбору коллекций и получению географических сведений о местностях, пройденных в пути.

Академический студент – участник экспедиции – это иногда уже взрослый человек 23-26 лет, чаще – юноша или даже 13-14-летний подросток. Как правило, он незнатного происхождения. Помещики избегали отдавать своих детей в Академическую гимназию. Ученая карьера считалась не дворянским делом, тем более «не подобало» дворянину путешествовать по России в качестве студента. И доступ в академические учебные заведения и в экспедиции получали дети солдат, пономарей, сельских дьячков, придворных музыкантов.

Трудным, многострадальным был для них путь в науку. Известны строки донесения в Академию Ломоносова, писавшего с возмущением о тяжелой жизни неимущих гимназистов. По словам Ломоносова, они ходили «…в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу… притом же пища их была весьма бедная и один иногда хлеб с водой». Исполненной лишений была и экспедиционная жизнь академических студентов. Немногим из них удавалось стать учеными и получить возможность заниматься самостоятельной научной деятельностью в Академии наук. Ученое звание неохотно и лишь в редких случаях присваивалось выходцам из народа. Известно, например, как отнеслись к избранию самого Ломоносова профессором злейшие враги его в Академии – Шумахер и Тауберт: «Первый из них говаривал: я-де великую прошибку в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры; а Тауберт сознавался: разве-де нам десять Ломоносовых надобно? И один-де нам в тягость».

Русская академия наук в XVIII веке



Однако и профессорское звание, которого с трудом обивались отдельные питомцы Академической гимназии и университета, не избавляло их от невзгод. Всю жизнь их преследовала нужда. К ним относились свысока сиятельные вельможи, преисполненные раболепства перед иностранными учеными.

В тяжелых условиях проводили русские академики XVIII века свои научные работы. Им придавал силы горячий патриотизм, любовь к отечественной науке, к родной земле. Среди них были люди, совершившие великие научные подвиги еще в бытность свою студентами, в далеких экспедициях.

Именем С. П. Крашенинникова открывается список замечательных русских студентов-путешественников XVIII века, увековеченных в истории отечественной науки и в летописях географического познания Земли.


«ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ КАМЧАТКИ»

Великий путешественник, друг Ломоносова Степан Петрович Крашенинников принадлежит к числу ученых, труды которых составляют национальную гордость русского народа. Книга академика С. П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки» - классическое произведение русской научной мысли, являлась в XVIII столетии непревзойденным образцом географического описания страны.

Труд Крашенинникова конспектировал А. С. Пушкин и с увлечением читал Максим Горький. Его и ныне изучают и будут изучать ученые и с наслаждением читать художники слова.

Крашенинников родился в 1711 году в Москве, в семье солдата. Годы учения его начались не в Академии наук, а в том же богословском учебном заведении, именовавшемся Московской славяно-греко-латинской академией, в которой обучался и юноша Ломоносов. К этому периоду в жизни Крашенинникова полностью можно отнести известные ломоносовские строки: «Имея один алтын в день жалованья… нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды.













Первые русские студенты-путешественники. Журнальные и газетные публикации


Обновлено:
13.5.2018 г.


Журнал "Вокруг Света"
№ 6, июнь 1951 г.


Журнал Вокруг Света, № 6, 1951 г.



Альманах Вокруг Света, 1951 г.

В АРХИВ

ГЕОГРАФИЯ

ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА