Текст печатается по изданию:
Журнал "Вокруг Света"
№ 6, 1951 г., стр. 12
Старый и новый Краков
Мих. Яровой
Краков – самый древний и, пожалуй, самый красивый город Польши.
Он по справедливости слывет городом-музеем, городом-памятником. Повсюду видна здесь печать давно минувших лет.
Десятки монастырей и костелов расположены тут один от другого буквально через каждые сто метров. Многие из них стоят с XV, XIV, XIII и даже XI века. Любители и знатоки архитектуры могут часами осматривать эти замечательные памятники далеких времен.
Над Вислой возвышается Вавель – древняя резиденция польских королей. Поседели от времени Флорианские ворота крепостной стены, сооруженные в 1498 году. Эти ворота вместе с частью стены сберегаются как исторический памятник. В одном жил народный герой Польши XVIII века Костюшко. В другом, во время революции 1846 года, помещалось народное правительство.
«Краковская революция, - писал Маркс, - дала Европе славный пример, отожествив великое национальное дело с правым делом демократии и полным освобождением угнетенного класса» (*1).
Тогда революция была раздавлена австрийскими войсками, на помощь которым Николай I послал своих жандармов.
В Кракове сохранились дома, где с июля 1912 года по август 1914 года жил Владимир Ильич Ленин, где останавливался дважды приезжавший к нему (в ноябре и декабре 1912 года) И. В. Сталин. В эти годы с «скромной краковской квартирке Ленина был подлинный штаб революционного движения. Шла оживленная переписка с Россией, партийные работники из России и эмигранты, возвращавшиеся на родину, часто приезжали за инструкциями в Краков к Владимиру Ильичу» (*2).
Жители Кракова гордятся своими памятниками, берегут их, реставрируют, изучают, по-новому оценивая связанные с ними события прошлых лет.
А рядом с седой стариной растет новый Краков. Растет упорно, властно, как молодые деревья в новом сквере над Вислой, под стенами Вавеля, посаженные два года тому назад. Новая жизнь древнего Кракова преодолевает все отжившее, косное, лежавшее камнем преткновения на пути к счастью всего народа.
Эту победу нового ощущаешь в Кракове всюду: и в центре города, и на окраинах, и за былой городской чертой.
- Что у вас самого замечательного в городе?
В ответ на этот вопрос в Варшаве вам назовут трассу «Восток-Запад», улицу Новый Свет, сияющую своими возрожденными зданиями, новостройки Маршалковской улицы, которая вся сейчас выглядит как одна грандиозная строительная площадка, и сотни других строительств. В Катовице вам покажут металлургические заводы и шахты; во Вроцлаве – это будет крупнейший во всей Польше вагоностроительный завод; в Лодзи – ткацкие фабрики; в Познани – паровозостроительный завод имени Сталина и любимая всеми жителями Опера. А в Кракове вас приведут на широкую новую автомобильную трассу, уходящую на восток от города. Она берет начало у дома, в котором в 1912-1914 годах жил Владимир Ильич Ленин. Народ назвал эту трассу Ленинским шляхом.
Ленинский шлях ведет к Новой Гуте – крупнейшему металлургическому комбинату и рабочему городу, который в будущем сольется с Краковом.
Теперь в Кракове, да и во всей его округе, только и говорят, что о Новой Гуте.
ПОЛЬСКИЙ МАГНИТОГОРСК
Промышленность, транспорт, жилищное строительство новой Польши требуют все больше стали и железа.
- Металла! Металла! – раздается во всех концах страны.
Краковский металлургический комбинат Новая Гута будет оснащен наиболее совершенной техникой. Его годовое производство стали будет превышать общую продукцию всех довоенных польских металлургических заводов.
На огромной – за день ее не обойти – строительной площадке кипит работа. Здесь сооружаются большие доменные печи, мартены, заводы – коксохимический, металлопрокатный, горячей и холодной профилировки металла. Строятся причалы на Висле – вверх от Кракова она тоже становится судоходной. Строятся склады.
Рядом с металлургическим комбинатом воздвигается целый город для рабочих, инженеров и техников.
- В новом городе будут созданы самые лучшие бытовые условия, - рассказывал нам один из проектировщиков Новой Гуты. – Впервые в истории градостроительства в Польше в разработке планов наряду с инженерами и архитекторами принимают участие также политические и общественные деятели, специалисты по санитарной технике, культурные деятели, врачи. При разработке проекта Новой Гуты градостроители использовали опыт строительства советских городов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. V, стр. 263.
2.
«Ленин Владимир Ильич». Краткий очерк жизни и деятельности. Гос. изд. полит. лит-ры, 1942, стр. 141-142.
|
|
|