В. Фурман
Филателистические особенности олимпийских эмиссий Греции 1896-1906 гг.
От редакции.
В последние годы тематическая филателия развивалась чрезвычайно динамично, что нашло свое отражение в широте охвата масс коллекционеров и, что особенно важно, в глубине подхода к филателистическому материалу, выбору и разработке тем экспозиций.
Это движение было правильно и своевременно предсказано в отечественной филателистической литературе, и советские экспонаты в массе своей неизменно оставались на уровне международных требований. Требования эти вкратце можно сформулировать так: по редкости, уровню филателистической разработки, качеству экземпляров тематический экспонат высокого ранга не должен уступать соответствующим разделам специализированных коллекций, превосходя их по чисто тематической специализации – анализу дат и мест гашения, подбору франкировок, адресов, изучению сюжетов марок и цельных вещей.
Анализ этих требований приводит к единственно возможному выводу: для создания сколько-нибудь серьезного тематического экспоната мало знать внешние, чисто каталожные данные по филателистическому материалу, необходимо глубокое знакомство со специальной филателистической литературой во всем ее многообразии (от монографий до аукционных каталогов), а также собственные поиски и исследования по выбранному направлению.
Актуальность данной работы определяется как популярностью спортивной, и особенно олимпийской, тематики, так и малочисленностью в отечественной литературе специальных филателистических сведений по олимпийским эмиссиям Греции 1896 и 1906 гг., без которых не может обойтись практически ни одна экспозиция по спортивной тематике.
Ныне знаменитая серия Греции, посвященная первым Олимпийским играм современности 1896 г., обязана своим появлением финансовым проблемам, с которыми столкнулся Международный олимпийский комитет при подготовке всемирных состязаний. Прибыль от реализации этих марок составила 500 000 золотых франков, что в определенной мере и решило вопрос финансирования Олимпиады.
Идея выпуска специальных марок, посвященных первым Олимпийским играм современности, принадлежала греческим коллекционерам, которые обратились к принцу Константину с этим предложением. Идея была одобрена Национальным олимпийским комитетом Греции, и 22 августа 1895 г. правительственная газета «Эфимерис тис кивернисеос», № 33 опубликовало декрет о выпуске серии из 12 миниатюр. Изготовить марки было поручено Национальной типографии в Париже.
Марки – плод сотрудничества графика Г. Гильерона, гравера Е. Мушона с большим знатоком античности, известным греческим нумизматом Свароносом.
Серия начинается двумя марками (номиналами 1 и 2 лепты) с изображением кулачных бойцов. Полагают, что это – фрагмент рельефа постамента статуи Полидама, которая была воздвигнута в Олимпии Лисиппом. На следующих двух марках (5 и 10 лепт) репродуцирован «Дискобол» Мирона (*1), всемирно известное творение греческого мастера, давно ставшее символом единения искусства и спорта.
На знаках почтовой оплаты достоинством 20 и 40 лепт изображена панафинейская амфора, ставшая спортивным трофеем главного праздника Аттики. Панафейские амфоры - это стройные двуручные вазы на черном лаке, они всегда расписывались мастерами так, что с одной стороны было изображение Паллады - покровительницы города Афины, с другой – вид состязания, выигранного атлетом.
Еще на двух марках (номиналы 25 и 60 лепт) воспроизведена часть оборотной стороны античной серебряной монеты – декадрахмы Дионисия I Сиракузского (V в. до н. э.).
На миниатюре номиналом 2 драхмы показана реконструкция извлеченной из руин храма Геры в Олимпии статуи «Гермес с Дионисом». В 343 г. до н. э. скульптор Пракситель в мраморе воплотил легенду о том, как вестник богов вездесущий Гермес по поручению Зевса отнес младенца Диониса (сына Зевса и Семелы) в горы на воспитание к нимфам – подальше от взоров ревнивой Геры.
На 5-драхмовой марке – графический пересказ другой реконструированной находки в Олимпии. Это – статуя богини победы Нике, созданная древнегреческим скульптором Пэонием (420 г. до е. э.). В Олимпии она возвышалась перед восточным фасадом храма Зевса, поднятая трехгранной колонной на девятиметровую высоту.
Акцентируя внимание на главной арене первой Олимпиады, художник Гильерон одну миниатюру посвятил Панафинейскому стадиону, построенному еще при Ликурге, а к 1896 г. восстановленному архитектором А. Метаксом, приспособившим арену для состязаний легкоатлетов и гимнастов.
Завершает серию 10-драхмовая марка с изображением уникального памятника старины – Акрополя. На марке хорошо видны храм Афины (Парфенон), остатки Эрехтейона, Пиакотеки.
Выпуску описанных знаков почтового сбора предшествовала большая подготовительная работа, связанная прежде всего с выбором цвета каждой марки. Об этом свидетельствуют многочисленные варианты пробных оттисков марок, выполненные в широком диапазоне красок и их сочетаний. Например, известны более десятка разных проб миниатюры номиналом 5 лепт (*2). Известны также листки с цветными пробными оттисками каждой марки в отдельности (рис. 1).
Рис. 1
Иногда встречаются так называемые коллективные пробы: с тремя оттисками марки достоинством 1 драхма (цвета: серый, зеленоватый, коричневый), с тремя оттисками марки достоинством 2 драхмы (цвета: розовый, зеленый, коричневый). Известны также листы: с десятью оттисками марки номиналом 1 драхма, с двенадцатью оттисками марки номиналом 2 драхмы…
Подробного разбора заслуживают особенности выпуска олимпийских миниатюр, структура марочных листов, разновидности некоторых экземпляров.
Марки были отпечатаны и поступили в обращение 5 марта (6 апреля) 1896 г. Миниатюры малого формата с небольшой номинальной стоимостью (1, 2, 5, 10 лепт) печатались в листах по 150 (10 Х 15) шт. Каждый лист состоял из шести обособленных блоков марок по 25 (5 Х 5) шт., отделенных друг от друга перфорированными полями (рис. 2 – показана часть листа).
Марки крупного формата (номиналами 20, 25, 40, 60 лепт, а также 1, 2, 5 и 10 драхм) печатались в листах по 60 (4 Х 15) шт. В них каждый из шести обособленных блоков содержал 10 (2 Х 5) миниатюр (рис. 3). Представление о том, как выглядели и те и другие листы, могут дать приведенные схемы (рис. 4, 5).
На небольшом количестве марок ручным штампом и синей мастикой сделали надпечатку «SPECIMEN» («ОБРАЗЕЦ»). Такие миниатюры по сей день хранятся в архиве Всемирного почтового союза (г. Берн). Существовали даже целые листы, на которых были наклеены все 12 марок, помеченные эти штампом (*3).
Рис. 2
Из разновидностей марок 1896 г. известны: 2-лептовые миниатюры, на которых отсутствует фамилия гравера (*4), «затемненные» 60-лептовые марки (*5), пары с пропуском перфорации. Встречаются миниатюры (номиналами 2, 20, 40 лепт и 1 драхма) иных оттенков.
В поисках разновидностей, однако, не стоит забывать, что существуют фальшивые марки. В результате кропотливой работы коллекционеров сегодня можно довольно точно указать на характерные приметы подделок. Это особенно важно, когда речь идет о марках номиналами 2, 5 и 10 драхм. Во-первых, фальшивые марки по малой стороне прямоугольника имеют 17 зубцов (подлинные – 16). Во-вторых, рисунки фальшивых экземпляров недостаточно четки, штрихи расплывчаты, фон грязноват… Это, так сказать, общие огрехи. Есть и сугубо индивидуальные дефекты. Например, на марке достоинством 2 драхмы искажено изображение правой руки Гермеса (фальшь!), на поддельной пятидрахмовой миниатюре плохо выписано слово «ДРАХМАI», смазан декоративный орнамент, на фальсификате 10-драхмовика неразборчиво выполнена фамилия гравера (с явными нарушениями шрифта), «срезан» правый нижний угол цифры «1» в левом номинале.
Кроме описанных, можно встретить фальшивые миниатюры достоинством 25, 40 и 60 лепт. Все фальсификаты известны также в беззубцовом варианте (даже в парах, квартблоках и по 6 шт.).
Теперь о применении первых олимпийских марок. Это один из интереснейших вопросов олимпийской классики, который и поныне еще до конца не изучен.
Итак, как уже говорилось, серия поступила в обращение 25 марта 1896 г. Марки продавались во всех девяти афинских отделениях связи. Но сегодня лишь очень немногие коллекционеры в мире являются обладателями почтовых отправлений, сделанных в этот знаменательный день (рис. 7). Особенно редка корреспонденция со штемпелями шестого, восьмого и девятого отделений (рис. 8). Впрочем, все, что франкировано олимпийскими марками » отправлено из Афин в течение 1896 г., является редкостью (рис. 9). Гораздо чаще можно встретить письма и карточки, прошедшие почту в последующие годы. Но и они довольно редки... (рис. 10, 11).
Анализируя то или иное почтовое отправление и рассуждая о его ценности для тематической коллекции, на наш взгляд, следует в комплексе учитывать ряд основных факторов: место и дату отправления корреспонденции, пункт ее назначения и состав франкировки, качество вещи (ее эстетичность и сохранность).
При работе с почтовыми отправлениями немаловажную роль играет знание тарифов на почтовые услуги, действовавших на территории Греции в те годы. Наиболее распространена корреспонденция с минимальным почтовым сбором (в лептах):
Первая цена - внутри страны, вторая - международным:
Печатные издания: 2 ~ 5
Почтовые карточки: 5 ~ 10
Простые письма: 20 ~ 25
Заказные письма и карточки: 50 ~ 50
Вместе с тем диапазон франкировки простых и заказных писем (в зависимости от массы) довольно широк. К примеру, автору приходилось встречать простые письма со знаками почтовой оплаты на сумму до 65 лепт, заказные - до 1.5 драхмы (рис. 11).
Анализ достаточно большого фактического материала позволяет сделать следующие оценки (по степени редкости) целых инеем с марками олимпийского выпуска 1896 г.:
По дате отправления:
1. 25 марта 1896 г.
2. 26 марта - 3 апреля 1896 г.
3. Апрель-декабрь 1896 г.
4. Январь - март 1897 г. (*6).
5. Апрель 1897 - декабрь 1899 г.
По месту отправления корреспонденции:
1. Почтовые отделения Афин:
а) 6, 8, 9 и Пирей,
б) 4. 5. 7.
в) 2. 3.
г) 1.
2. Почтовые отделения других греческих городов.
По составу франкировки:
1. Одинарная и многократная франкировка марками одного номинала.
2. Смешанная франкировка марками:
а) разных номиналов одного сюжета,
б) одного сюжета на иельной вещи,
в) разных сюжетов,
г) олимпийского и иных выпусков.
По месту назначения корреспонденции:
1. Страны Африки, Латинской Америки. Азии. Австралия.
2. Россия.
3. США и Канада
4. Страны Западной Европы.
5. Греция, Турция.
Нередко у коллекционеров возникали споры относительно почтового использования олимпийских марок больших номиналов (2, 5 и 10 драхм). Это были действительно крупные суммы (например, за 10 драхм в то время можно было купить несколько голов мелкого рогатого скота...). А встречающиеся конверты с полной серией или же с преобладанием концевых марок, естественно, не могли служить основанием для выводов, ибо такие отправления делались специально для коллекций, без учета тарифов.
В последние годы отдельным коллекционерам повезло: они стали владельцами писем, франкированных 2- и 5-драхмовымн миниатюрами, а на одном из аукционов в Греции продавалась и вовсе уникальная вещь - часть посылочной обертки с наклеенными 123 (!) олимпийскими марками. Среди них: одна 10-драхмовая, в парах 6- и 2-драхмовые, три 1-драхмовые. Календарные штемпеля свидетельствуют, что посылка была отправлена 25 марта 1896 г. из первого почтового отделения Афин. Интересно, что почтовому служащему для гашения всех марок пришлось сделать штемпелем... 84 оттиска. Теперь уже пет сомнений, что крупнономинальные марки, хотя и редко, но применялись для оплаты почтовых услуг.
Материал, демонстрирующийся на крупных филателистических выставках, а также многочисленные частные собрания свидетельствуют о широком использовании олимпийских марок в 1896-1899 гг. Конверты, почтовые карточки, вырезки, отдельные миниатюры пестрят гашениями не только стационарных отделений связи греческих городов, но и судовыми штемпелями пароходных компаний, их агентств, железнодорожных станций и пристаней, иностранных почтовых контор.
...17 апреля 1897 г. Турция объявила Греции войну и оккупировала северную часть Фессалии. Вместе с различными материальными ценностями турки захватили и марки (в том числе олимпийские). Чтобы исключить их контрабандное использование и контролировать реализацию оставшихся знаков почтовой оплаты, греческие связисты пометили марочные листы специальными служебными штемпелями с изображением государственного герба и указанием населенного пункта, в котором, осуществлялось «клеймение». Первоначально штемпелевали лицевую сторону марочных листов, но вскоре почтовики усомнились в правильности этого (действительно, страдали рисунки марок, штемпеля их «забивали») и стали «метить» миниатюры с обратной, клеевой стороны (*7).
В конце 1900 г. и начале 1901 г. новая метаморфоза произошла с некоторыми олимпийскими марками. Эго были нераскупленные миниатюры больших номиналов, на которых сделали так называемые «валютные надпечатки» с указанием стоимости, обеспеченной драгоценными металлами (*8). Надпечатки выполнялись мастикой красного цвета на следующих марках: «5 лепт» на 1-драхмовой, «25 лепт» на 40-лептовой, «50 лепт» на 2-драхмовой, «1 драхма» на 5-драхмовой, «2 драхмы» - на 10-драхмовой.
Коллекционеров издавна волнует вопрос: почему переоценили олимпийские марки? К сожалению, до сих пор многие литературные источники либо ошибочно трактуют ситуацию, либо ограничиваются лишь расшифровкой аббревиатуры. Ответ же нужно искать в преобразованиях греческой почты, осуществленных в начале века с целью увеличения валютных поступлений в государственную казну. Для этого был изменен порядок приемки и оформления ценных пакетов, посылок и денежных переводов, отправляющихся за границу, - плату за почтовые услуги стали взимать греческими серебряными монетами или же твердой иностранной валютой по действовавшему курсу (*9). А так как не было специальных знаков почтового сбора (они появились позднее, в 1902 г.), временно решили использовать обычные марки с соответствующими надпечатками. Один из трех таких выпусков осуществили на основе олимпийских марок.
Кустарный (несовершенный) способ производства надпечаток способствовал появлению множества разновидностей. Наиболее часто встречаются миниатюры со смещенными (я по горизонтали и по вертикали) надпечатками. Реже - с двойными и перевернутыми. Хорошо известны два типа надпечатки «50 лепт» на 2-драхмовой миниатюре, отличающиеся друг от друга формой нуля (в одном случае он узкий, в другом - широкий). Не обошлось и без курьезов. Например, на некоторых экземплярах надпечаток в слове «ДРАХМАI» после буквы «Р» стоит «Д» вместо «А». На марке номиналом 40 лепт сделаны надпечатки с разными номиналами (одновременно 25 и 50 лепт)... Описанные марки иногда использовались наравне с другими для оплаты обычной корреспонденции, отправлявшейся иностранными почтовыми конторами.
Все марки валютного выпуска известны также со штампом «SPECIMEN» (рис. 14).
По желанию греческого правительства во Франции изготовили пробы цельных вещей - односторонних почтовых карточек с 2-драхмовон маркой: «почтовую карточку-ответ» (для краткого сообщения, умещающегося на лицевой стороне, рядом с адресом корреспондента) и «карточку-письмо» (для более обширного текста, который следовало писать только на обратной стороне бланка).
К сожалению, получив образцы с марками четырех цветовых вариантов (темно-синим, голубым, красным и розовым), греческие связисты отказались от выпуска в обращение этих вещей, так как появились новые идеи по изданию подобных материалов. Изготовленные французами карточки отличались друг от друга не только наименованием и расположением линеек, они разнились размерами напечатанной марки: на «карточке-письме» она крупнее. Ныне экземпляры этих проб хранятся в почтовых архивах Греции и Франции...
В апреле 1906 г. в Афинах состоялись внеочередные, промежуточные Олимпийские игры, посвященных десятилетию Игр (*10).
Большой вклад в юбилейные спортивные торжества внесла греческая почта, продолжившая свой десятилетней давности почин. 25 марта 1906 г. в обращение поступила коммеморативная серия из 14 почтовых марок, в которых нетрудно усмотреть большое сходство с предыдущими. Оно улавливается и в сюжетах, и в графическом исполнении: вновь марки поведали миру о художественных сокровищах древнегреческого искусства, знакомящих с античной физической культурой.
На двух первых марках - сюжет серебряной тетрадрахмы острова Кос (455 г. до н. э.). Следует заметить, что сюжет монеты отнюдь не случаен: в период расцвета Древней Эллады на острове Кос регулярно проводились атлетические состязания, которые по размаху были едва ли не большими, чем, скажем, Пифийские игры, а награды победителям - значимее. Тем, кто первенствовал на состязаниях, вручались бронзовые треножники, но атлеты не увозили их с собой, а по традиции оставляли в храме Аполлона - покровителя состязании. Как видим, сама история подсказала сюжет античному чеканщику: Аполлон, метающий диск, и треножник.
На двух следующих марках в 3 и 5 лепт дано малоизвестное рельефное изображение атлета, запечатлевшее начальную фазу прыжка в длину с гантелями.
В эмиссии 1906 г. мы вновь встречаемся с богиней победы. На сей раз образ крылатой Нике заимствован с античных произведений жанрового плана. Ей посвящены миниатюры достоинством 10 и 40 лепт.
Есть в серии и марки, мифологические сюжеты которых хорошо известны. Это знаки почтового сбора в 20, 25 и 50 лепт. На двух окантованных зубчатой рамкой картинках воспроизведен кульминационный момент одного из подвигов Геракла - похищение золотых яблок из сада Гесперид. На третьей - репродуцирован рисунок (VI в. до н. э.), отображающий борьбу Геракла с Антеем в Ливии.
Особенностью юбилейной серии 1906 г. являются «картинки» античных состязаний. Особый акцепт сделан на беге на длинные дистанции. Ему посвящены три марки (в 1, 2 и 3 драхмы) с фрагментом рисунка панафинейской амфоры. Художник настолько старательно копировал оригинал, что нарисовал даже поворотный столб, который должны обогнуть бегуны. Менее удалась ему марка а 30 лепт. Ее малый формат не позволил выразительно показать известную скульптурную композицию, хранящуюся и галерее Уффици (Флоренция).
Заключает юбилейный выпуск 5-драхмовая марка. К сожалению, до сих пор поиски первоисточника, с которого она рисовалась, не увенчались успехом. Изображенная на марке сцена у алтаря Зевса в Олимпии рассказывает о ритуале зажжения олимпийского огня.
Как и в первой олимпийской серии, появлению марок предшествовало изготовление пробных экземпляров, которые из-за их многообразия трудно описать. Коснемся лишь основных видов, коренным образом отличающихся друг от друга.
К числу наиболее известных проб относятся оттиски всех миниатюр на тонком картоне, без зубцов и клея, и иных цветах, чем были выпущены марких (*11). Гораздо реже можно встретить пробы в блоках (малоформатные марки по 9 шт., крупноформатные - по 6 шт.), отпечатанные на плотном картоне с нумерацией на полях (рис. 15). Цвета проб в каждом блоке едины. Нечасто попадаются и листки с индивидуальными пробными оттисками всех марок в черном цвете. Коллекционерам известны также пробы в привычном для нас цвете марок, пробы, отпечатанные на обычной бумаге (отдельные с перфорацией). Большой редкостью является пробный блок со всей серией олимпийских марок в цветах, соответствующих каталогизированным.
Марки основной эмиссии печатались в лондонской типографии «Perkins Bacon» на широко применявшейся в ту пору бумаге с водяным знаком «ЕТ под короной». Структура марочных листов была следующей: марки номиналом от 1 до 10 лепт исключительно печатались по 200 шт. в большом листе, состоявшем из двух блоков 10x10, марки в 30 и 40 лепт печатались в листах по 100 шт. (10x10), марки достоинством 20, 25 и 50 лепт печатались также по 100 шт. в листе, но с разделением на два блока по 50 оттисков, все знаки почтовой оплаты в драхмах выпущены в листах по 50 шт. (10X5).
Разновидности марок, выявленные коллекционерами в результате многолетнего изучения фактического материала, сводятся в основном к огрехам перфорации (пропуски, двойная зубцовка по вертикали и горизонтали, отсутствие перфорации со всех сторон – рис. 16, нарушение центровки и печати (двойные оттиски). Хорошо известна разновидность марки в 30 лепт: она встречается также на кремовой бумаге.
Марки выпуска 1906 г. широко применялись в течение 5-6 лет, а концовки серии (номиналами 3 и 5 драхм) еще дольше - вплоть до 1920 г.
В первом десятилетии XX в. почтовые тарифы в Греции оставались неизменными. Прежним образом производилась франкировка корреспонденции (рис. 17, 18, 19), Поэтому закономерен утвердившийся тождественный подход к оценке писем и карточек с марками 1896 и 1906 гг.
Говоря об эмиссии 1906 г., следует остановиться и на двух редчайших филателистических сувенирах, сделанных по согласию с греческой почтой лондонской фирмой «J. Р. Segg». Эго новогодняя поздравительная карточка, выпущенная тиражом 60 шт., и так называемый «Segg-блок», известный только в 15 экз.
На карточке (рис. 20) с греческой геральдикой репродуцированы 9 олимпийских марок в оригинальных цветах. Центральную часть карточки занимает текст на французском языке, выполненный курсивом: «Генеральный директор, заведующие отделами и служащие Генеральной дирекции почт и телеграфов Греции желают Вам счастливого Нового года. Афины, 1 января 1907».
«Segg-блок» (282x227 мм) печатался на толстом картоне, был обрамлен 3-миллиметровой золотистой линией. На нем в маленьких декоративных карманчиках помещены пробы всех марок серии. Цвета пробных оттисков идентичны цветам вылущенных знаков почтовой оплаты.
Но не только марки напоминают о юбилейной Олимпиаде. К олимпийским празднествам были изготовлены ручные штемпеля трех видов с переводной календарной датой, которыми гасили корреспонденции» на стадионе, в Заппеоне, в одном из помещений Акрополя.
С сожалением приходится констатировать, что старания греческой почты не были по достоинству оценены современниками и в полной мере не были использованы. Судя по встречающимся материалам, специальные штемпеля зачастую ставились неквалифицированно: гасились марки, наклеенные на лицевую сторону видовых (сюжетных) открыток; гасились марки в одиночку, парами и квартблоками на чистых листках бумаги; штемпелевались виньетки, программки... Но даже при правильном и удачном оформлении конвертов и карточек владельцы предпочитали не отправлять их по почте, а сохранять в «чистом» виде как сувениры. И лишь очень и очень немногие вещи действительно прошли почтовое обращение.
Штемпеля применялись с 9 по 19 апреля 1906 г., а штемпеля в Заппеоне дополнительно и 21-23 апреля 1906 г.
Очень долго бытовало мнение, что существовало только по одному экземпляру каждого из трех спецштемпелей. Однако вначале М. Текарди (Италия), М. Тсиронис и А. Вкрвилис (Греция), а затем Бергман (Швейцария) и автор этих строк убеждались, что каждый штемпель был изготовлен двух типов, отличавшихся друг от друга расположением слов «ОЛIМПIАКОI AГОNEЗ» относительно слова «ДОНNAI», а также качеством гравировки.
Один из инструментов был хуже другого. Это позволяет предположить, что штемпеля по одному эскизу выполняли разные мастера.
Рассмотрим подробнее особенности обоих типов.
Известны почтовые отправления с пятью вариантами оттисков штемпелей «ZAППIEION». Дело в том, что все компоненты их календарной части (день, месяц, год) не были жестко закреплены и легко менялись местами. Оттиски имеют следующие комбинации элементов календарной части: у штемпелей I и II типов: день, месяц, год; у штемпелей II типа, кроме того: месяц, день, год (перевернуты все элементы).
Довольно долго штемпеля II типа относили к фальсификатам, однако найденные безусловно подлинные почтовые отправления (с такими же штемпелями прибытия, транзитными штемпелями и другими почтовыми отметками, что и на других почтовых отправлениях этого же периода, не имевших никакой связи с Олимпиадой) позволяют с уверенностью утверждать о наличии двух штемпелей.
Встречаются поддельные специальные штемпеля всех видов, действовавшие в период Игр 1906 г.
Необходимо знать, что кроме легко распознаваемых грубых подделок, встречаются «результаты деятельности» некоего частного лица, незаконно завладевшего штемпелями «ЕTAДIОN» и «ZAППEIОN» после Олимпиады. Сделанные таким образом оттиски на марках, вырезках и прочем нс могут рассматриваться как поддельные, так как проставлены подлинными штемпелями. Это, по существу, частные новоделы. Однако необходимо и в этих случаях внимательно следить за деталями. Так, известны оттиски штемпеля «ЕTAДIОN» с датой «21 апреля 06», в то время как сам штемпель использовался только до 19 апреля. Этот фальсификат изготовлен с помощью двух штемпелей - съемная часть штемпеля с датой взята из штемпеля «ZAППEIОN».
Основные критерии оценки целых писем с марками олимпийского выпуска 1906 г. (по степени редкости):
По дате отправления
1. 9 апреля 1906.
2. 10-19 апреля 1906 г.
3. 25 марта-8 апреля 1906 г.
4. Май - декабрь 1906 г.
5. 1907-1910 гг.
По месту отправления корреспонденции
1. Афины со штемпелем:
а) «АКРОПОЛЬ». И тип;
б) «ЗАППЕОН». 11 тип, порядок написания даты - месяц, день, год;
в) «АКРОПОЛЬ», I тип (рис. 21);
г) «ЗАППЕОН», II тип, написание даты - день, месяц, год;
д) «СТАДИОН», II тип;
е) «ЗАППЕОН». 1 тип, написание даты - день, месяц, год (рис. 22);
ж) «СТАДИОН», I тип (рис. 23, 24).
2. Олимпия.
3. Афины, календарный штемпель.
4. Другие города Греции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Существует гипотеза, что прообразом дискобола был пятиборец Эхион из Спарты.
2.
Пробы делались с оригинального клише на плотной бумаге, без клея и перфорации. Цвета: серый, коричневый, серовато-коричневый, серебристо-коричневый, синий, желтый, темно-синий, розовый, желто-розовый, красный, зеленый.
3.
Ныне целостность листов нарушена. На аукционах появляются лишь их фрагменты (рис. 6).
4.
Из 150 марок в листе 8 печатались без фамилии гравера (на схеме рис. 4 – заштрихованы).
5.
Первоначально марка была выпущена тиражом 23260 шт. Впоследствии обнаружилась ее нехватка (очень удобный номинал для франкирования заказных писем) и 27.06.1896 г. отпечатали еще 50 тыс. экз. Им-то и присущ темноватый оттенок.
6.
1) В марте 1897 г. была прекращена официальная продажа олимпийских марок.
7.
В филателистическом обиходе эти штемпеля именуются «кассовыми» по дословному переводу термина «TAMEION», являющегося обязательным элементом каждого из 32 известных тяпов (рис. 12, 13).
8.
Характерная особенность надпечаток - аббревиатура «АМ» (начальные буквы греческих слов: «AEIA MЕТAЛЛIКI»).
9.
C 1868 г. по 1884 г. в Греции почти ежегодно выпускались серебряные деньги. Наиболее ходовыми были 20- и 50-лептовые, о также 1- и 2-драхмовые монеты. Кроме того, дважды (в 1876 и 1884 гг.) в обращение поступали золотые монеты, среди которых были 10- и 20-драхмовые. Новый выпуск серебряных денег был осуществлен лишь в 1910 г.
10.
После успешного проведения Олимпиады 1896 г. Греция обратилась в МОК с предложением сделать Афины постоянным местом встреч олимпийцев, МОК отклонил просьбу, но разрешил Греции проводить Игры в четные годы, приходящиеся на середину очередного четырехлетия.
11.
Например: 10 лепт - бурая, 26 лепт - коричневая. 30 лепт - зеленая. 40 лепт - темно-синяя, 5 драхм - лилово-розовая и т. д.
Обновлено:
24.11.2018 г.
Опубликовано:
6.4.2019 г.
|