СПРАВОЧНИК ФИЛАТЕЛИСТА
Ф. Ваниус
Еще одна романовская серия марок
В доперестроечный период на большинство марок юбилейной серии 1913 года (каталог Центрполиграфа №№ 97, 98, 100-108, 112) был наложен запрет. Их нельзя было ни выставлять, ни воспроизводить в каталогах, ни торговать ими. Лишь в последнее время, когда перестали бояться изображений давно умерших царей, эта серия в собраниях филателистов воскресла. Появилось много посвященных ей статей, как чисто популяризаторских, так и более серьезных, вплоть до емкой исследовательской работы Ю. М. Климова, опубликованной в журнале «Филателия» (№ 10, 1993). в 1997 году Музей связи имени А. С. Попова приобрел у 3. Микульского (Швейцария) распыленную после революции по всему миру и старательно собранную им коллекцию проб и проектов марок этой серии, принадлежавшую ранее лично Николаю II. Теперь, казалось бы, мы знаем о первой изданной в России юбилейной серии всё. Однако это не совсем так. Остались вопросы, на часть из которых вряд ли вообще когда-либо будут даны ответы.
Прежде всего, если разместить портретные марки не в порядке нарастания (или убывания) номиналов, а в хронологической последовательности периодов царствования изображенных на них правителей, то непрерывного ряда не получится. Почему же не все цари и самодержцы изображены на юбилейных марках? Кто и на основании каких соображений еще в 1909 году составил столь неполный перечень планируемых к выпуску портретных марок? Среди проектов и проб даже намеков на пропущенных царствовавших особ не содержится. Маловероятно, что составлением такого перечня занимался только Николай II. Кто же еще?
Во-вторых, оформлены марки (и по рамкам, и по орнаментам, и по шрифтам) разностильно, благодаря чему в серии в целом нет гармонии. Тут и характерные для И. Я. Билибина рамки и буквицы, и диссонирующие с ними обрамления из натуралистичных веточек и лент, выполненные Р. Р. Зарриньшем, и резко с ними контрастирующие сухие геометрические окантовки и украшения работы Е. Е. Лансере (вплоть до гайки, в которую вмонтирован портрет Павла I). Диссонирует со всеми портретами и барельеф с изображением Екатерины II. Создается впечатление, что у этого ансамбля виртуозов-художников не было дирижера. Кто же координировал деятельность создателей оригиналов?
В-третьих, давно уже возник вопрос, на который до сих пор нет вразумительного ответа: все ли царствовавшие особы принадлежали к Дому Романовых? Если учесть, например, всех предков Николая II, начиная от Петра III, то, пользуясь элементарной арифметикой, нетрудно подсчитать, что он формально Романов только на 1/64 часть, а по фамилии вообще не Романов, так как в России и западных странах не было принято мужу (в том числе и отцу Петра III) брать фамилию жены.
Одна из версий ответов на последний вопрос содержится, в частности, в приводимом ниже описании малоизвестных филателистам непочтовых марок. Эта, тоже романовская, серия особенно заинтересует, по-видимому, тех коллекционеров, которые собирают марки-персоналии. Как удалось установить, миниатюры эти были изданы в Германии в конце прошлого или начале нашего века, то есть задолго до празднования 300-летия царствования Дома Романовых и к юбилею (как и к почте) не имеют никакого отношения. Они выполняли в свое время, надо полагать, чисто познавательно-пропагандистские функции. Все они добротно отпечатаны способом металлографии на желтоватой толстой бумаге и снабжены на обороте тонким бесцветным или желтоватым клеем. У всех - линейная зубцовка 11 1/2. Каждая марка-виньетка содержит портрет, неназойливо украшенный по периметру символами, которые, как представляли их создатели, должны были, видимо, подчеркивать те или иные значительные события из жизни и деятельности портретируемого. Ниже каждой марки-портрета находится отделенный от нее перфорацией купон с лаконичной информацией об изображенной персоне. Все надписи выполнены, естественно, на немецком языке. Вот перечень этой серии (рисунки помещены внизу страницы) с краткими переводами текстов на купонах:
1). Михаил Федорович (Дом Романовых), царствовал в 1613-1645, родился в 1596, умер 12 июля 1645 - темная сине-зеленая.
2). Алексей Михайлович (Дом Романовых), царств. 1645-1676, род. 10 марта 1629, умер 29 января 1676 - темно-красная.
3). Федор III Алексеевич (Дом Романовых), царств. 1676-1682, род. в 1655, умер 16 февраля 1682 - черно-коричневая.
4). Иван V Алексеевич (Дом Романовых), царств. 1682-1696, род. 27 августа 1666, умер 29 января 1696 - темно-коричневая.
5). Петр Великий (Дом Романовых), царств. 1682- 1725, род. 9 июля (30 мая) 1672, умер 8 февраля (28 января) 1725 - темно-зеленая.
6). Екатерина I, царств. 1725-1727, род. 15 апреля 1684, умерла 6 (17) мая 1727 - темно-зеленая.
7). Петр II Алексеевич (Дом Романовых), царств. 1727-1730, род. 22 октября 1715, умер 9 февраля 1730 - коричневая.
8). Анна Ивановна (Дом Романовых), царств. 1730-1740, род. 5 февраля 1693, умерла 28 октября 1740 - темная сине-зеленая.
9). Иван VI (Дом Брауншвейг-Беверн), царств. 1740-1741, род. 20 августа 1740, убит 5 декабря 1764 - темно-коричневая.
10). Елизавета Петровна (Дом Романовых), царств. 1741-1762, род. 18 декабря 1709, умерла 9 января 1762 - темно-зеленая.
11). Екатерина II (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1762-1796, род. 2 мая 1729, умерла 17 ноября 1796 - черно-коричневая.
12). Павел I Петрович (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1796-1801, род. 1 октября 1791, убит 23 марта 1801 - черно-коричневая.
13). Александр I Павлович (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1801-1825, род. 23 декабря 1777, умер 1 декабря 1825 - красная.
14). Николай I Павлович (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1825-1855, род. б июля 1796, умер 2 марта 1855 - красно-карминовая.
15). Александр II (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1855-1881, род. 29 апреля 1818, убит 13 марта 1881 - оранжево-красная.
16). Александр III (Дом Гольштейн-Готторп), царств. 1881-1894, род. 10 марта 1845, умер 1 ноября 1894 - черно-коричневая.
17). Николай II (Дом Голыштейн-Готторп), род. 18 мая 1868, царств, с 1894 - темно-синяя.
По периодам правления в этой последедовательности, как видим, пропусков нет, а вот в портретном ряду есть. Отсутствует портрет Петра III, родившегося 10 февраля 1728 года у дочери Петра I Анны Романовой и ее мужа герцога Гольштейн-Готторпского, то есть по той системе, которая была принята создателями этой серии, на купоне для него следовало бы записать «Дом Гольштейн-Готторп». Правил он с 25 декабря 1761 года (по старому летосчислению) до 28 июня 1762 года, а 6 июля, как гласит сытинская Военная энциклопедия (том XVIII, с. 414), он «по-видимому, насильственно скончался». Если такая марка немцами и была выпущена, то на ней никак не могли указать: «Дом Романовых». А вот сменившая его супруга Екатерина II непонятно почему пунктуальными от природы создателями этой серии причислена тоже к Дому Гольштейн-Готторп. Ведь она родилась в семье принца Ангальт-Цербстского и, следовательно, была из его Дома, а не из указанного на купоне. Ведь, к примеру, Екатерину I те же творцы марок не причислили по мужу (Петру Великому) к Дому Романовых, а справедливо оставили, так сказать, «бездомной». Почему же Екатерину II приписали к Дому ее мужа?
Таким образом, по версии, заложенной в основу этой серии, Дом Романовых пресекся в России на Елизавете Петровне.
Что касается изобразительной стороны, то эта серия марок-виньеток содержит ряд одностильных миниатюр, каждая из которых сугубо индивидуальна. На первых четырех представлены портреты царей, что подчеркнуто символически шапкой Мономаха. Михаилу Федоровичу художник отдал пальму первенства - пальмовую ветвь держит ангел слева. Портрет Алексея Михайловича дополнен символами мореплавания и торговли (якоря и жезл Меркурия) и намеком на составленное при нем Судебное Уложение (весы правосудия). Зато, к примеру, Иван V заслуженно не отмечен никакими символами полезных обществу деяний. Далее следует череда императоров и императриц уже без шапки Мономаха.
Наиболее насыщен символами портрет Петра I. Он выполнен в форме медальона под императорской короной, подобного тем, которые царь жаловал «птенцам гнезда Петрова», внизу - символы того, что он развивал промышленность и сам не был белоручкой (молот и наковальня), что он развил торговлю (якорь и торговые тюки), начал свое правление в Москве (колокольня Ивана Великого справа), а продолжил на водах Финского залива и являлся создателем мощного российского флота (двухмачтовый парусный корабль слева), что это был успешно воевавший правитель (скрещенные пики остриями вверх над медальоном).
Портрет Екатерины I гармонирует с портретом мужа - такой же медальон, но без пик. Ниже него два голубка как символ любви и согласия, выразившихся в ее деяниях в Прутском походе Петра. Это подчеркнуто и красующейся у нее на груди звездой I степени женского ордена святой Екатерины.
Елизавета Петровна представлена в витиеватой барочной рамке с цветочками по краям, как отзвук ее характера и стиля поведения, как знак того, что барокко расцвел и в архитектуре, и в изобразительном искусстве именно при ней. Однако не забыты и результаты семилетней войны (внизу победное знамя, стрела и меч).
Особняком выделен портрет любительницы путешествий Екатерины II. Она представлена в дорожной меховой шапке. О ее просветительской деятельности говорит поднятый факел, об образованности - книги. На этом же портрете дан коленопреклоненный офицер с поднятой шпагой, как символ преданности ей гвардии.
Обращает на себя внимание и то, что все портреты убитых правителей тоже несут соответствующую символику: плачущего ангела (Иоанн Антонович) или терновую рамку (Павел I), или подкрадывающегося гада и колючки татарника (Александр II). Кстати, портрет последнего выделяется мастерски выполненным символом освобождения крестьян. Последнему российскому императору создатели рисунка явно польстили как обликом, так и символикой. Да это и понятно, так как не было еще ни поражения в русско-японской войне, ни войны против кайзеровской Германии...
Эта оригинальная серия, по-видимому, изготовителям российских юбилейных марок в 1909-1912 годах, к сожалению, известна не была. Надеюсь, что наши читатели выскажут свою точку зрения по затронутым в статье вопросам. А может быть, пришлют изображение недостающей марки с портретом Петра III, если таковая в этой серии была вообще?
Опубликовано:
16.10.2016 г.
|