ЧТО ЖЕ ИМЕЛ В ВИДУ ХУДОЖНИК?
А. Максимов

А. Максимов. Что же имел в виду художник?

А. Максимов
Что же имел в виду художник?

Журнал "Филателия СССР"
№ 4 (10), апрель 1967 г., стр. 8
Орган Министерства связи СССР и Всесоюзного общества филателистов
Москва, 1967 (год издания второй)



А. Максимов
г. Ленинград
Что же имел в виду художник?

Стр. 8


В сборнике «Советский коллекционер» № 2 (1964 г.) были опубликованы рассказы ленинградского филателиста В. Карлинского «Четыре почему?». В первом из них под названием «Броневик «Враг капитала» говорилось о том, как удалось установить первоисточник марки № 441 (каталог ГФК, 1958 г.). По утверждению автора на марке воспроизведен кадр из кинофильма С. Эйзенштейна «Октябрь», который за рубежом демонстрировался под названием «10 дней, которые потрясли мир» Читатели, вероятно, помнят этот рассказ, и пересказывать его здесь нет надобности.

Журнал "Филателия СССР", № 4 (10), апрель 1967 г. Все, казалось бы, ясно, и поиск может быть закончен. Но недавно в фондах ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина мне удалось увидеть рисунок Д. Воропаева «Приезд Ленина в Россию». В глаза бросилось удивительное сходство между этим рисунком, кадром из фильма и маркой. Больше того – рисунок и кадр из фильма имеют между собой больше сходства, нежели с маркой.

На рисунке и в кадре слева от фигуры Владимира Ильича мы видим транспарант, вернее, часть его, со словами «Да здравствует Российская социал-демократическая рабочая партия!» На марке же – «Вся власть Советам!» Справа от башни броневика на рисунке и в кадре виден другой транспарант с двумя большими буквами «ЛЪ», чего нет на марке. Наконец, компановка фигур вокруг броневика на рисунке и на кадре удивительно совпадают. Вглядимся внимательнее, где и как расставлены люди – матрос, молодой человек, обернувшийся к зрителю, справа от него – человек в кепке. На марке же расстановка людей, их позы иные.

На себя обращает внимание и сходство жеста ленинской руки. Но есть и различие. Например, в кадре ноги у Ленина расставлены шире, чем на рисунке и марке. Отличен в кадре и наклон головы Владимира Ильича.

Вопросов и сомнений возникает достаточно. Кто был Д. Воропаев, когда он создал этот рисунок, в какой мере художник А. А. Суворов (автор марки № 441) мог воспользоваться тем или иным сюжетом?

Узнаю, что оригинал рисунка в июне 1937 года был передан из Центрального музея В. И. Ленина его Ленинградскому филиалу. Но, к сожалению, в Центральном музее не сохранилось никаких упоминаний ни о самом художнике, ни о его рисунке.

Но все-таки удалось найти адрес жены Д. Воропаева – она и сейчас проживает в Москве. И вот, в один из своих приездов в Москву, я поспешил по данному мне адресу.

Беседую с женщиной преклонных лет. Она любезно дарит мне воспроизведенную здесь фотографию рисунка ее покойного мужа (Дмитрий Дмитриевич Воропаев - под рисунком допущена опечатка – скончался в 1942 году). И вот что мне удалось узнать.

Дмитрий Дмитриевич учился в Строгановском училище. В первые годы Советской власти по его инициативе на общественных началах был создан в Москве Пролетарский музей Октябрьской революции.

Почтовая марка № 441, 1932 г. 15-летие Октябрьской социалистической революции. 3 коп У вдовы Дмитрия Дмитриевича сохранился личный архив художника, касающийся деятельности музея, в частности – книга отзывов. В ней есть записи многих видных государственных, партийных и общественных деятелей.

Сам Дмитрий Дмитриевич, будучи фактически директором этого музея, много и плодотворно трудился для пополнения фондов музея, рисовал для него картины. Он был лично знаком с Надеждой Константиновной Крупской.

Впоследствии многие экспонаты музея были переданы в Центральный музей В. И. Ленина, а Д. Д. Воропаев работал в нем до конца своей жизни, продолжая писать картины, посвященные Ленину и революции.

Ну, а когда же был создан интересующий меня рисунок? Точного ответа на этот вопрос получить не удалось, однако, вдова художника утверждает, что задолго до 1927 года, то есть того года, когда создавался фильм «Октябрь».

А как же тогда марка? И тут всплывает одно обстоятельство. Автор рисунка марки, Анатолий Андреевич Суворов, тоже учился в Строгановском училище, и он мог быть знаком с Д. Д. Воропаевым, но и он, к сожалению, скончался в 1943 году. Члены же его семьи, с которыми мне удалось познакомиться, ничего существенного по истории создания марки сообщить мне не смогли.

Таким образом, история марки № 441, на мой взгляд, не дописана. Вполне возможно, что сюжетом для ее создания послужил не кадр из фильма «Октябрь», а рисунок Воропаева. Возможно, что при создании фильма постановщики использовали этот рисунок для построения кадра. Возможно и наоборот. Все возможно. Нужны дополнительные поиски. Тем более, что кинематографисты, как известно, задались благородной целью восстановить к 50-летию Советской власти фильм большого мастера. И, как знать, может быть, филателисты смогут оказать им в этом помощь?


ПУБЛИКАЦИИ

КНИГИ ПО ФИЛАТЕЛИИ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА