Илья Новак
О КИЕВСКИХ КЛФ

Илья Новак. О киевских КЛФ

Илья Новак
О киевских КЛФ
Очерк

Журнал "Порог"
г. Кировоград
№ 2, 2001 г., стр. 65



Илья Новак (Украина, г. Киев)

Если бы на карте нашей бывшей страны горящими лампочками обозначить все города, городки и поселки, в которых существовали КЛФ – клубы любителей фантастики, - то просторы СССР почти целиком покрыла бы светящаяся сетка. Почему-то именно этот род литературы, а не, скажем, любовные романы и детективы (ибо какое угодно другое из многочисленных человеческих увлечений – выпиливание лобзиком по дереву, хоровое пение или танцы вприсядку), вызывал настолько большой интерес в те спокойные застойные времена. Фантастика более других жанров склонна к сюжетной свободе, оставляет больше места для фантазии и иносказаний, и именно это влекло тогда к ней читателей – утверждение банальное, но, по-видимому, как раз оно и объясняет широкомасшабность развития КЛФ-движения в крупнейшей стране соцлагеря (да и во всем соцлагере вообще).

Как теперь принято выражаться, «на заре перестройки» в Киеве, естественно, тоже существовал клуб – скорее всего, их было несколько, но я знаю лишь об одном. Назывался он «Свитовид» и командовал в нем Андрей Всеволодович Дмитрук, писатель-фантаст, нынче уже несколько позабытый, хотя, по иронии судьбы, лишь относительно недавно принятый в Союз писателей. А. В. Дмитрук был – и, видимо, остается – человеком с дарованиями в самых разных областях. Ему принадлежит авторство популярной когда-то песенки «Чудаки» (помните: «Мир без чудес черно-бел, черно-бел!»), он писал, вел – и ведет – передачи по радио и ТВ, и даже как-то организовал молодежный ткатр, ставивший пьесы фантастического содержания.

Клуб менял адреса, собирался то в помещениях разных жэков, то в библиотеках, то в планетарии. На каждом заседании присутствовало, как правило, человек двадцать, в основном – зрелые тридцатипяти-сорокалетние мужи и, в меньшем количестве, дамы такого же возраста, хотя, конечно, имела место и молодежь. Я попал туда году так в 88-м. Времена, когда особо фанатичных «фэнов» отправляли на продолжительные (и принудительные) медпроцедуры в заведения со специфическими лечебными традициями, уже прошли, но, как я понимаю сейчас, некоторые из тогдашних «членов» наверняка стучали, ведь без этого, сами понимаете, никак:

От Павлика Морозова внучат
Везде понаплодилось без него.
Вокруг мои ровесники стучат,
Один на всех – и все на одного!


Хорошей отечественной (в данном случае я разумею – русской) фантастики было мало, официальной переводной – ещё меньше, книги покупались за приличные деньги на т. н. «Балке», книжном рынке, расположенном возле остановки скоростного трамвая «ул. Полевая». Очень сильно развит был «самиздат». Доморощенные, как правило, полупрофессиональные переводчики где-то доставали дешевые зарубежные издания в мягких обложках и переводили «под кальку», после чего люди, имеющие пишущие машинки, размножали их в пятом формате, с обеих сторон листа и, обычно, в семи-восьми экземплярах. Можете себе представить, какого качества были последние три экземпляра, но, несмотря ни на что, все это стоило достаточно прилично: цена 1-го и 2-го экземпляров могла дойти до 25-30 рублей, цена последних, соответственно, от 7 до 12. С «Архипелагом ГУЛАГ» и «Раковым корпусом» все ясно, но фэнами-энтузиастами было переведено, «издано» и прочитано большинство из тех книг, про которые теперь даже и непонятно, что же такого ужасного с точки зрения коммунистической цензуры в них присутствовало: «Звезды как пыль» Азимова, «Корпорация «Бессмертие» Шекли, «Футурологический конгресс» Лема, вещи Кинга, весь существовавший на то время «Амбер» Желязного, и т. д. и т. п.

В клубе Дмитрука самиздатом баловались, в основном, молодежь, (взрослые, видимо, побаивались), и эта самая молодежь, которой, в конце концов, надоели «мтарческие» умничанья, отпочковалась от «Световида» и организовала свой собственный клуб, названный в честь известной тогда повести Булычева «Перевал». В клубе главенствовал знатный фэн Борис с компьютерной фамилией Сидюк, и первоначально «Перевал» задумывался как, в большей степени, литературная мастерская – практически все мы страдали необузданным юношеским графоманизмом, и Сидюк, человек вдумчивый и основательный, хотел придать ему вид упорядоченной литературной деятельности.

«Перевал», насколько я теперь помню, просуществовал около года, или, может быть, немного больше. По молодости лет лично мне там было веселее, чем в «Световиде», хотя упорядоченной литературной деятельности как раз и не получалось, практически каждое заседание сводилось к общему галдежу, разговорам «за жизнь» и беспорядочному обсуждению новых прочитанных книжек. Часто собирались и на квартире у Сидюка, там бывал более узкий круг сподвижников и проходили чтения и обсуждения талантливых художественных произведений, которыми периодически разражался кто-нибудь из нас. Из известных (тогда или ставших известными позже) личностей на заседания захаживали художник Сергей Поярков, Людмила Козинец, редко – Борис Штерн, Тимур Литовченко…

Борис Сидюк, не удовлетворенный работой «Перевала», в конце концов организовал еще один КЛФ – «Звездный путь», о деятельности которого я, однако, ничего уже сказать не могу, так как мне к тому времени поднадоели литературные викторины и глубокомысленные обсуждения важных проблем вроде того, каким именно оружием Язон динАльт отчехвостил пирсского Брондешмыга, и о ком мечтала Повелительница Пятой Звездной Туманности в ночь перед вероломным нападением на ее королевство негуманоидов из Шестого Астероидного Скопления.









Наши публикации



ПУБЛИКАЦИИ

ФАНТАСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА