ТРИ ГЛАВЫ БОЛЬШОГО РОМАНА
Стр. 5
Эд Макбейн, вне всяких сомнений, - один из самых читаемых сегодня и почитаемых мастеров литературы детективного жанра. Естественно, «там», где вышло более сотни его романов. Но не «здесь», где напечатанные в переводе романы можно сосчитать на пальцах, а сборник, который вы держите в руках, - и вовсе первый.
Но даже не все давние почитатели Макбейна знают о том, что под этой литературной маской скрывается итальянец американского происхождения Сальваторе А. Ломбино. Родился он в Нью-Йорке в 1926 году, его детство прошло в Бронксе, славившемся в те времена обилием иммигрантов, разноязыким говором и тем, что мы назвали бы сейчас «сложной криминогенной обстановкой». Закончив с отличием Хантер-колледж, Сальваторе Ломбино перепробовал много занятий – преподавал в вечерней школе, торговал омарами, служил литагентом. А в свободное время сочинял рассказы и романы. И в 1952 году напечатал свой первый роман под псевдонимом Имен Хантер. А потом он сумел сделать нечто почти невообразимое: пойти по двум литературным дорогам одновременно. Как Ивен Хантер он пишет «серьезные» романы из повседневной американской жизни, как Эд Макбейн – создает детективные произведения про сыщиков 87-го полицейского участка выдуманного американского города, в котором, впрочем, без труда узнается Нью-Йорк.
У литературных критиков репутации Имена Хантера весьма высока. Читающая публика предпочитает Эдда Макбейна.
В романах Эдда Макбейна можно обнаружить сразу по меньшей мере три популярные модели детектива. Во-первых, классический интеллектуальный детектив, в котором, как правило, совершается загадочное преступление, а неожиданная разгадка, сбивающая читателей с толку, дается на самых последних страницах. Во-вторых, крутой детектив, в традициях Дэшила Хэммета и Раймонда Чандлера, с упором на теневые стороны действительности. И наконец, полицейский роман, в котором главное внимание уделяется самой процедуре расследования, а успех зависит не только от умозаключений гениального сыщика, сколько от бесконечных выслеживаний и долгих выспрашиваний.
Эд Макбейн со знанием дела воссоздает атмосферу типично американских полицейских будней и знакомит нас с представителями городского дна – грабителями и наркоманами, мелкими жуликами и проститутками. В хронику преступлений и безрассудств то и дело врываются иронические интонации, у благородных героев обнаруживаются слабости, у презренных типов – проблески ума и порядочности, и все это делает книги Макбейна столь привлекательными для любителей острых сюжетов. Сам же писатель говорил, что его романы из жизни 87-го участка – это как бы главы одного большого романа, тема которого – преступление и наказание. Дабы держать читателей в курсе событий, Макбейн то и дело напоминает о характерных чертах своих героев, о перипетиях их нелегкой жизни. Мы вновь и вновь читаем про седину в шевелюре одного сыщика и странное имя другого; можно считать это избыточностью, а можно – маркой сериала. Нам ближе вторая точка зрения, и мы не стали убирать повторения.
Детектив – по крайней мере в его классических образцах – это страна-утопия, где зло, пытающееся взять вверх, раз за разом загоняется в угол. Потому-то писатели, преуспевшие в жанре детектива, не торопятся расстаться со своими персонажами. Доктор Ватсон вновь и вновь сопровождает Шерлока Холмса, а Эркюль Пуаро, твердо вознамерившись уйти на покой, в сотый раз берется за последнее расследование. Но особенной устойчивостью отличается мир Эдда Макбейна. Детективы 87-го участка из романа в роман принимают вызов злых сил и вселяют в читателей убеждение, что у добра есть неплохие шансы выстоять и восторжествовать.
|
|
|