АМЕЛИЯ ЭРХАРТ
Л. Эгенбург
"Крест Америки"
Жизнь и судьба Амелии Эрхарт, знаменитой американской летчицы, бесспорно доказывают, что и среди представительниц так называемого «слабого» пола встречаются женщины невероятной смелости и отваги. Ее имя, озаренное всемирной славой, стоит в одном ряду с именами таких знаменитых летчиков, как Валерий Чкалов, Джимми Коллинз, Сигизмунд Леваневский, Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова.
Жизнь и судьба Амелии Эрхарт, знаменитой американской летчицы, бесспорно доказывают, что и среди представительниц так называемого «слабого» пола встречаются женщины невероятной смелости и отваги. Ее имя, озаренное всемирной славой, стоит в одном ряду с именами таких знаменитых летчиков, как Валерий Чкалов, Джимми Коллинз, Сигизмунд Леваневский, Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова.
С юношеских лет Амелия рвется в воздух. Закончив летную школу и получив в 1922 году диплом пилота, она на биплане Соммера сразу сумела достичь высоты 4600 м, что было зафиксировано как мировой женский рекорд высоты. После замужества Амелия стала меньше летать. И все же она твердо решила самостоятельно, как Чарльз Линдберг, пересечь Атлантику. «Даже если бы это стоило мне жизни!» - говорила она не раз.
Амелия отлично понимала, что для такого серьезного перелета нужна соответствующая подготовка Весной 1929 года она купила новенький моноплан Локхид «Вега» с семицилиндровым мотором. Основатель и главный конструктор фирмы Алан Локхид сам проектировал и испытал его.
Амелия решила усовершенствовать свою «Вегу». Она заменила мотор на более мощный в 425 л. с. и попросила фирму Локхид установить в фюзеляже дополнительные топливные баки. По расчетам, это позволяло увеличить дальность полета до 1650 км. Самолет готов, Амелия – тоже, она ждет только подходящей погоды. И 20 мая 1932 года рано утром взлет в Ньюфаундленде – перелет начался! Курс – на Европу!
Несмотря на обнадеживающую сводку погоды, прямо по курсу возник мощный грозовой фронт. Однако утром, когда рассвело, погода улучшилась, и лететь стало легче.
«Чем все это закончится?» - не раз спрашивала она себя. А кончилось это Ирландией, которая внезапно показалось под крылом. Настоящая цель – Париж оказалась недоступной из-за нехватки бензина, перерасходованного в борьбе с непогодой.
Усталой Амелии удалось с большим трудом послать телеграмму в «Нью-Йорк таймс» - спонсору этого перелета. А через день луг, где она приземлилась, превратился в большой аэропорт. Многочисленные английские самолеты спешили доставить корреспондентов британских радио, газет и журналов. Но это было лишь начало триумфа. В Вашингтоне сам президент США Эдгар Гувер украсил грудь Амелии Эрхарт орденом «Крест отличного летчика». Впервые в истории Америки этим орденом награждалась женщина.
Казалось бы, теперь моно успокоиться, но не такой была Амелия Эрхарт: ее не покидают мысли о другом океане – Тихом. И вот в 1936 году исследовательское общество одного из университетов США подарило своей национальной героине, прославленной летчице, новый двухмоторный самолет Локхид «Электра». Амелии уже под сорок. «Еще один трюк, и я успокоюсь», - сказала она своему мужу. В то время Локхид «Электра» (модель IOE) представлял собой последнее слово авиационной науки и техники. Это был цельнометаллический моноплан с двухместной пилотской кабиной и салоном на 8 пассажирских мест. Два звездообразных мотора развивали суммарную мощность до 1000 л. с. «Электра» при стартовом весе 4200 кг могла лететь со скоростью 360 км/ч и подниматься на высоту 7000 м.
В помощники Амелия пригласила опытного штурмана-навигатора Фреда Нунэна, который уже восемнадцать раз летал на гидросамолете через Тихий океан.
21 июля 1937 года А. Эрхарт и Ф. Нунэн стартовали в Майами (штат Калифорния) и начали самый продолжительный перелет длиной в 29000 км. Трасса небывалого маршрута пролегала через Пуэрто-Рико, Венесуэлу, Бразилию, через Атлантический океан в Африку, через Аравийский полуостров, Индию, Сингапур, Австралию, Новую Гвинею, наконец – на Гавайские острова и домой, на родину. Правда, в СССР об этом писали очень мало. Именно поэтому и сейчас, много лет спустя, об американской летчице Амелии Эрхарт в нашей стране мало кто знает.
Во всех местах посадки и дозаправки предприимчивые американцы организовали в местных почтовых отделениях специальные гашения в честь перелета. Конверты и открытки с этими гашениями сегодня являются большой редкостью.
Наконец, наступил день, когда до завершения грандиозного перелета осталось преодолеть всего два этапа. Предпоследний – из Лаэ (Новая Гвинея) до крошечного острова Хауленда – был наиболее трудным и длительным: 2556 км. Сверхмалые размеры желанной суши по сравнению с безграничным Тихим океаном затрудняли поиски. Фактически можно было доверять только радиосвязи и астронавигации. Первое сообщение от Эрхарт на Хауленде приняли только через 16 часов после вылета с Новой Гвинеи. Сообщение не порадовало - полет проходил в сплошных облаках. Из-за этого Фред Нунэн не мог точно определить свое место по звездам. Через пять часов новое сообщение: «Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючее на исходе...»
3 июля в 8 часов 45 минут на Хауленде приняли по следнюю радиограмму Амелии Эрхарт: «Наш курс 157-337. Нас швыряет то на север, то на юг...» После этого связь с «Электрой» прервалась навсегда...
Через тринадцать лет по еле гибели Амелии Эрхарт и ее штурмана другая американская летчица Анна Пеллегринн на точно таком же самолете Локхид «Электра» осуществила идею кругосветного маршрута, доказав своим перелетом реальность попытки Амелии Эрхарт.
Опубликовано: 22.04.2017 г.
|
|
"КРЕСТ АМЕРИКИ". РАССКАЗ ОБ АМЕЛИИ ЭРХАРТ
|