Я. Липкович
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ДМИТРИЯ ЛИЗОГУБА

Я. Липкович. Жизнь и смерть Дмитрия Лизогуба

Я. Липкович
Жизнь и смерть Дмитрия Лизогуба
Биография революционера

Текст печатается по изданию:
ПУТИ В НЕЗНАЕМОЕ

Категория: Писатели рассказывают о науке
Сборник восемнадцатый (№ 18)
Издательство "Советский Писатель"
Москва. 1985 г.
128 стр., 75 000 экз.
Цена 2 р. 60 к.

Составители:
Борис Генрихович Володин
Валерий Михайлович Стригин



ЧАСТЬ I.
ПАМЯТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРА ЛИЗОГУБА


Стр. 361

Жизнь и смерть Дмитрия Лизогуба

Так писал о своем казненном товарище Степняк-Кравчинский («Подпольная Россия»). Восхищением и нежностью дышат строки и других воспоминаний о Дмитрии Лизогубе. В глазах друзей, которые сами поражали современников своим нравственным величием, он был первым из первых. Его короткая, полная трагизма жизнь требовала самых высоких сравнений. И не будем осуждать этих прекрасных, удивительных людей, которые, будучи убежденными атеистами, между тем обращались за примерами к истории религиозного подвижничества. Почти цитатой из проповеди звучат слова Анны Прибылевой-Корба, товарища Лизогуба по борьбе: «Мысль не мирилась с ужасной казнью этого совершенно идеального юноши, бывшего не от мира сего, казалось, жившего где-то очень и очень высоко над землей и на нее спустившегося только лишь затем, чтобы с нее снять все бедствия и страдания». А газета «Народная воля», пытаясь осмыслить жизненный путь Лизогуба, уже без всяких оговорок приводит слова евангелиста Луки: «Если кто ко мне приходит, и отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер не возненавидит, а притом и жизни своей самой, тот моим учеником быть не может».

Пути в Незнаемое. 1985 г. Издательство "Советский Писатель" Конечно, приход к революционерам такой гармоничной, идеальной личности, как Лизогуб, не случаен. Высокие нравственные и этические требования, предъявляемые молодежью после «нечаевщины» к борцам за свободу, способствовали появлению на политической арене блестящей плеяды героев «Земли и воли» и ее преемницы «Народной воли». Не в том ли секрет, что чем ожесточеннее была схватка с царизмом, тем меньше к революции примазывалось различных проходимцев, рассчитывавших в случае победы на личный успех и карьеру, и тем громче заявляли о себе натуры искренние, благородные и бескорыстные?

Остановил свой восхищенный взгляд на Лизогубе и Лев Толстой. Безоговорочно осуждая революционеров за скатывание к террору, он в то же время все чаще и чаще обращал взор в их сторону – именно там, в этом запретном для него мире конспиративных квартир и таинственных сходок, он встретил до удивления родные и близкие души. То, к чему он тщетно стремился всю свою жизнь, они делали с великой простотой и достоинством, поражавшими воображение. Порывали со своим классом, отказывались от состояний, а когда приходило время умирать, то умирали так, как будто уходили в бессмертие. Именно в этих людях, чувствовал Толстой, нашла наиболее полное выражение главная тема его творчества – невозможность для героя жить по-старому, иногда робкая, иногда отчаянная попытка уйти в новый мир, где каждый при желании может быть самим собой, где нет ненужных глупых условностей, связывающих человека по рукам и ногам, и где человек человеку друг, брат и товарищ. Каждый из этих молодых людей носил в душе своей частицу его Левина, его Нехлюдова, его Безухова…

Лизогуб был одним из них – неправдоподобно прекрасное дитя человеческое, нравственное чудо даже для такой, столь богатой подвижниками эпохи. Судьба его необычайно трогала и волновала Толстого. Читая домашним вслух только что написанное «Божественное и человеческое», он, который порой молча, без слез, переживал смерть родных, всякий раз начинал плакать, когда доходил до предсмертных часов Светлогуба (Лизогуба). В этом юноше, предельно близком Толстому по духу, воплотилась его давняя мечта об идеальном человеке, на которого он всю жизнь мысленно равнялся. Не имей Толстой семьи, не будь он связан великим писательским даром, возможно, он бы и повторил судьбу Лизогуба. Вернее, не Лизогуба, а Светлогуба, уже просыетленного его философией, в полной мере осознавшего всю бессмыслицу и тщету насилия. И все же как много общего в характерах великого писателя и реального Лизогуба. Я позволю себе это домыслить, сравнивая их облик. Не говоря уже о том, что они с детства принадлежали к одному кругу, что до какого-то момента их волновали одни и те же вопросы, им обоим в равной степени были присущи и обостренная совестливость, и аналитический склад ума, требующий и ищущий во всем математическую ясность, и доводимая порой до абсурда приверженность идее. Я был потрясен, когда впервые увидел почерки еще не старого Толстого и Дмитрия Лизогуба. Сходство поразительное!


ЧАСТЬ II. ДВОРЯНСКИЙ РОД ЛИЗОГУБОВ
ЧАСТЬ III. КОГДА РОДИЛСЯ ЛИЗОГУБ?
ЧАСТЬ IV. БОРЬБА ДМИТРИЯ ЛИЗОГУБА




ПУТИ В НЕЗНАЕМОЕ
Писатели рассказывают о науке



РУССКИЕ БИОГРАФИИ

БИОГРАФИИ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА