Жить интересней, чем писать
- Когда начали писать свои первые книги?
- С середины 90-х. Сначала я писал статьи на криминальные темы в газету, а потом послал в харьковское издательство несколько этих статей и сказал, что если им интересно, то я могу сделать на эту тему книгу. Они буквально через неделю откликнулись и даже выплатили первый гонорар – 1000 долларов. Я за два месяца написал «Записки шулера», потом книга вышла под названием «Я - шулер».
Через месяц после выхода первой книги меня пригласили в Харьков и дали аванс за следующую книгу, уже 4000 долларов. Когда она у них очень хорошо пошла, мне предложили написать еще 2 книги и, таким образом, издать 4 книги в год с оплатой в размере 30 тысяч 600 долларов. В 97-м году это была очень большая сумма и самый крупный годовой контракт в Украине. Так мои первые 4 книги вышли в Харькове.
За это время мне поступили предложения от нескольких московских издательств, и я заключил контракт с «Эксмо». Но в какой-то момент я понял, что мне жить пока интересней, чем писать, и делать писательство заработком не хочется. Хотя сейчас, когда киношные фирмы купили права на книги, стоит вопрос о появлении новых материалов для фильмов. Я уже даже рассматриваю такой жанр, затеянный когда-то Шукшиным, - киноповести, то есть ты сразу пишешь с прикидкой, как это будет сниматься, произведение, в котором больше диалогов и действий, чем размышлений автора.
- Коль писательство – не заработок, то каким бизнесом Вы занимаетесь, если не секрет?
- Я бы не назвал это бизнесом. У меня есть коммерческая недвижимость, которую я сдаю.
- Кстати, а почему для жизни Вы предпочли именно Одессу? Вы вот несколько раз были в Штатах, и Вам предлагали там остаться. Почему вернулись?
- Это не моя страна. Тем, кому от жизни достаточно сытости и защищенности, надо ехать в Штаты, а если у тебя какие-то другие замахи и куражи по жизни, то ни в коем случае. Там ты должен подчиняться правилам, а я всегда живу не по правилам, то есть по своим правилам. Здесь же я чувствую себя свободным.
- А как случилось, что Вы занялись тележурналистикой?
- Я дружил с Игорем Покровским, одним из ведущих журналистов Одессы. Когда появились первые коммерческие телеканалы, сюжеты про бандитов, криминал были тогда остры, необычны. Но кто бы из сомнительных личностей стал говорить с обычными журналистами? А я был из того мира, мне было проще, я никогда не боялся, лез куда угодно, и так набивал себе руку и создавал имидж. Но это уже в прошлом.
- Вы стали завсегдатаем программы «Интуиция» на российском канале ТНТ. Нравилось проверять себя, свои догадки?
- Да, я принял участие в 40 играх в качестве эксперта, вместе с экстрасенсом Аленой Орловой и психологом Натальей Толстой, и это действительно было мне интересно. Там теплая атмосфера, мы перезнакомились с массой известных людей, звёзд. И действительно было любопытно проверять свою интуицию. Авторы программы даже просили нас реже угадывать, потому что мы слишком часто были правы. Мало того, что ты получаешь за это гонорар, живешь в оплачиваемом «люксе», тебя возят туда-обратно на машине, кормят, так еще и не обязательно угадывать…
Лох – пушистое слово
- Что это за телепроект - «Джентльмены на даче»?
- Это серьезный проект для бывших заключенных, который очень близок мне душевно. Он дает людям второй шанс, возможность адаптироваться к обычной жизни после заключения, найти работу, получить новые знания. Проект начался два года назад, и уже было отснято 3 сезона: 1-й сезон - на украинском ТВ, потом его купил российский канал «Перец», и 2-й сезон снимали уже в России: 12 российских зеков жили на даче под Москвой, кстати, это бывшая дача Аллы Пугачевой. Последний сезон был тоже российский, но уже чисто женский, и его снимали в Одессе.
На сегодняшний день я не занимаюсь журналистикой, я занимаюсь фильмами. Буквально в декабре «Стар-Медиа» командировал ко мне моих друзей и сообщников - режиссера Эдуарда Парри и сценариста Максима Белозора, и мы целую неделю придумывали идеи для следующего кино. За две недели до этого Эд и Макс приезжали по поводу другого фильма, и сейчас у нас есть два синопсиса: первый – на сериал из 12 серий, второй – на полнометражный фильм. Вообще, из проектов я реализую лишь те, что для души, например, детский отель на Бугазе с анимацией.
- Это на Вашем знаменитом «острове» на Черноморском побережье - отеле, где плата за проживание составляет сардельку для живущих там собак?
- Так было, и это всегда всех обескураживало. С этого года немного поменялось, мой «остров» перестроен под детский отель, хотя несколько гостевых номеров я оставил для друзей. Собаки, к сожалению, погибли…
- Вы не раз подчеркивали, что в настоящее время исповедуете философию лоха. Что это значит?
- Когда говорят «лох», все сразу думают что-то плохое. На самом деле, лох – теплое, пушистое слово. Лох – это добродушный доверчивый человек, которого легко обмануть. Я вообще думаю, что самое человеческое в человеке и есть лоховское. Вот родилась кроха, лежит в роддоме – более лоховитое создание не придумаешь, делай с ним, что хочешь. В моменты любви, душевной уязвимости, открытости, благородства, помощи ближнему человек – лох. Вообще, лохи – мы все, и я, и вы, потому что всех можно обмануть. Единственный верный способ не быть обманутым - никому никогда не верить, но это слишком большая цена. Я хочу жить жизнью, где веришь ты и где верят тебе. В этом смысле, я хочу жить лоховской жизнью.
- Но разве качества, выработанные шулерским прошлым, не мешают такому образу жизни?
- Мешают, конечно. Допустим, я хочу воспринимать человека по первому плану, но понимаю заранее, что у него включится корысть, гнусность, желание держать меня за лоха, вижу его двойное дно, т.е. вижу больше, чем хотел бы.
- Как говорила Агата Кристи: «Моя бабушка всегда видела в людях худшее, и никогда не ошибалась»…
- У меня не так. Я все равно вижу лучшее и всегда ошибаюсь…
Рассказывает Инна Гнатюк, двоюродная сестра писателя
«Мальчишкой Анатолий был очень беспокойным, постоянно дрался. Такой был боевой уличный атаман. Мама была одна, работала на хлопкопрядильной фабрике, и возвращаясь домой в 12 часов ночи после второй смены, часто не заставала его дома. Приходилось бегать по улицам, искать… А он тем временем где-то собирал толпу таких же шальных пацанов, они покуривали, пели нехорошие песни.
Чтобы сын был под присмотром и не бегал по улице, как беспризорник, мама отдала его в школу-интернат. Но хотя его поведение и хромало, он был очень развитый и любознательный, в школе учился на пятерки и четверки, был самым любимым учеником знаменитого бендерского учителя, директора интерната Владимира Токия. Владимир Иванович преподавал литературу, этот предмет очень нравился Толе, он всегда сочинения на пятерки писал. Наверное, поэтому ему потом легко далось и писательское мастерство.
В 17 лет Анатолий уехал из Бендер и все эти годы проживает в Одессе. Был и в Москве, и в Америке, ему предлагали там оставаться, но он сказал, что Одессу любит и ни на что не променяет, а за рубежом, тем более в Америке, ему делать нечего. В Бендерах также бывает, навещает родных. Я сейчас живу с его мамой Еленой Никифоровной Барбакару, ей в феврале исполнится 78 лет, но она до сих пор работает (на Бендерском мясокомбинате), ни за что не желает сидеть на пенсии. Она настоящий живчик, всем интересуется и внимательно следит за судьбой сына. Мы из простой семьи, в послевоенные годы постоянно жили в недостатке. Когда Толик стал подниматься, это для нас всех было очень весомо, а для мамы тем более. Она гордится сыном, очень довольна его успехами.
Первый раз Толя женился в 1978-м году в Бендерах, его жена тоже бендерчанка, они вместе занималась волейболом, потом вместе учились в Одессе. У них родился сын, но потом они разошлись. Сейчас, насколько я знаю, он женат в пятый раз, и в последнем браке, который длится уже 20 лет, у него двое мальчиков.
Вся его прошлая жизнь – это карты, это, можно сказать, его болезнь. В начале 90-х он с картежными делами «завязал» и стал заниматься бизнесом, писать книги, был постоянным экспертом в программе канала ТНТ «Интуиция», вел проект типа «Дома-2», только для бывших заключенных – «Джентльмены на даче».
В фильме «Шулер», снятом по мотивам книг Анатолия, он участвовал не только как автор, но и как сценарист, кроме того, сыграл второстепенную, но характерную роль – Виконта, водителя и товарища бандита по прозвищу Купец».
Опубликовано:
31.12.2014 г.
|