Акунин, наш неутомимый тапёр (именно под этой должностью он числится в серии «Смерть на брудершафт», которой ещё далеко до завершения) бодро отстучал нам по чёрно-белым клавишам очередной рапорт. Первая Мировая по-прежнему в разгаре, и контрразведчикам обеих сторон по-прежнему некогда спать.
На этот раз блистательный немецкий шпион капитан фон Теофельс и вчерашний студент и контрразведчик поневоле Алеша Романов, уже успевший вернуться с фронта с ранением и орденом (правда, такими, что гордиться ими особенно незачем), действуют сами по себе, не сходясь в непосредственной дуэли. Первый пытается провернуть диверсию против новейшего, ещё не прошедшего высокую государственную комиссию русского самолёта «Илья Муромец», чьё появление над линией фронта моментально свело бы на нет господство Германии во фронтовом небе. Второй пытается рассекретить немецкую шпионку в среде декадентствующей золотой молодёжи в столице своей родины. Первому мешаются исключительно досадные случайности - чрезмерно пылкие поэты, чрезмерно влюбчивые кельнерши и непредсказуемый русский нрав. Второму, как и полагается романтическому студенту, опять поперёк дороги встают высокие чувства.
Акунинский цикл «Смерть на брудершафт», запущенный в начале 2007 года, понемногу набирает обороты - в третьей и четвертой части повествование бросает из стороны в сторону как в географическом, так и в интонационном плане. Здешние части «Летающий слон» и «Дети Луны» снабжены подзаголовками «Воздушные приключения» и «Декадентский этюд» - то есть, Акунин, понятное дело, опять устраивает игрища с литературной формой. Наблюдать за этим лихим процессом пока ещё интересно - правда, новизна происходящего по сравнению с первым выпуском несколько поистёрлась. Кажется, в следующих частях Акунину придётся напрячься посильнее, чтобы удержать зрительский/читательский интерес. Потому что и в «Слоне», и в «Детях» - при всей их эрудированности, задорности и увлекательности - чувствуется некоторая осознанная легковесность.
Это как яичница, исполненная великим шеф-поваром - она может быть сколь угодно искусно приготовлена и ловко оттенена в плане вкуса изумительнейшим подбором приправ, но в конечном итоге она всё равно остаётся яичницей. Простейшим блюдом, на упражнения с которым действительно талантливому повару негоже тратить всю свою карьеру. Так и с Акуниным - «Смерть на брудершафт» идёт красиво и легко, но от автора такого калибра хотелось бы чего-то повнушительней, чем легчайший авантюрный роман. Судя по той непростой дилемме, перед которой оказывается в финале «Детей Луны» главный герой Алеша Романов, Акунин это прекрасно понимает - и если это впечатление не подводит, то самое интересное в цикле «Смерть на брудершафт» ещё даже не начиналось.
РЕЦЕНЗИЯ НА ЦИКЛ
Можно сказать про цикл "Смерть на брудершафт" - начали за здравие - кончили за упокой.
Вот уже почти неделю после прочтения ходила и думала, что же такого написать, какой комментарий оставить про "фильмы" замечательного Бориса Акунина. А оказалось, что можно все объяснить этой русской пословицей.
В чем-то можно и ругать Акунина, за неточность в истории, за какие-то недочеты или перебор, да, возможно, но мы и не учебник по истории читаем, не правда ли? Я слаба в русской истории этих годов, но теперь захотелось прочитать, узнать, что да как.
Прекрасное исполнение, в интересном жанре - не заставляет скучать или пребывать в унынии от долгих рассуждений или описаний. Всего в меру, юмора тоже достаточно, я осталась очень довольной.
Образ Алёши Романова невинный и очень романтический, до боли похож на молодого Фандорина в "Азазели". Прекрасный молодой человек, полюбился также с первых страниц, но ближе к десятой фильме... Вроде и служит правому делу, стране, долгу, чести в конце концов, но его решимость в том, чтобы выбросить младенца на глазах родителей, чтобы добиться правды - с одной стороны осуждаешь, с другой - борьба за правое дело! (Да, если бы выбросил и сам бы за ним пошел, но лучше от этого не становится!)...
Осадок остается с каждой прочитанной фильмой... Та же невезучесть в любви, как и с Фандориным, отсылает нас к нему, всякие "пасхалки", намеки, из которых самая яркая для меня была - мужик Коломбины из "Любовницы смерти". Так же заметили и определили на службу, и быстро продвигался вверх по карьерной лестнице.
Протагонист - Зепп Фон Теофельс - хитрый, расчетливый, трезвый, жестокий шпион - противник молодому и не очень опытному Алёше, не сыскал моей любви, хотя аплодирую стоя за его острый ум и жесткость.
Вообще, в какой-то из фильмов понимаешь, как поменялся Алёша, как охладел он к жизни, каким жестким и жестоким стал, как все-таки работа поменяла... Советую слушать аудиокниги, прекрасное исполнение С. Чонишвили доставит вам кучу удовольствия, и не заметите, как прочитаете!
Приятного Вам чтения!
Опубликовано:
11.02.2018 г.
|