Борис Акунин
ПЛАНЕТА ВОДА
Детективный триптих, 2017 г.

Планета Вода. Борис Акунин, (Детективный триптих), 2017 г.


Сборник новелл Бориса Акунина "Планета Вода"
Приключения Эраста Фандорина в XX веке
Часть I


«Планета Вода» представляет собой сборник, состоящий из трёх новелл, рассказывающих о жизни небезызвестного Э. Фандорина в старости. Подзаголовок книги – «Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке. Часть первая». Сюжеты повестей частично связаны между собой. Книга вышла весной 2015 года.

Планета Вода. Борис Акунин (Детективный триптих), 2017 г. Первую повесть книги можно охарактеризовать, как технократический детектив. Именно такой подзаголовок дал ей автор. Эраст Петрович пускается в новую авантюру вместе со своим верным слугой Масой. К ним присоединяется принявший американское гражданство русский еврей. Все вместе они ищут галеон с сокровищами, затонувший в Карибском море. В результате, авантюристы оказываются втянутыми в серьёзный политический конфликт между Германией и Англией. Эрасту Петровичу становится известно, что на одном из островов Карибского моря Германия укрывает злого гения. Профессор-детоубийца живёт в секретной лаборатории, тайны которой предстоит узнать российскому детективу.

Произведение имеет подзаголовок «Ностальгический детектив». Читателю становится известно, что главному герою всё-таки удалось найти сокровища, которые он искал в предыдущей повести. Фандорин отправляется в город мечты, Париж, где добытое им состояние позволяет предаваться всем радостям жизни. Эраст Петрович снял роскошные апартаменты, в которых проводит время в обществе красивой женщины. Безмятежная парижская жизнь главного героя была нарушена появлением в одной из русских газет сообщения об убийстве монахини Пелагии. Бросив всё, Фандорин немедленно возвращается на родину, чтобы заняться расследованием убийства. Монахиня была женщиной, которую он когда-то любил. Особенностью повести является тот факт, что в ней автор соединил 2 цикла – об Эрасте Фандорине и монахине Пелагии.


Куда ж нам плыть?

Последняя повесть книги получила подзаголовок «Идиотический детектив». Утомлённый обществом надоевшей супруги, Эраст Петрович отправляется на поиски преступника, совершившего ограбление поезда. В ходе расследования Фандорин замечает, что следы преступления ведут к революционерам. Детективная интрига в новелле практически отсутствует. Сюжет строится вокруг многочисленных погонь. Действие происходит в Польше в конце 1912 года.


Характеристика персонажа

Характеристика персонажаКак и во всех предыдущих книгах о русском детективе, главным героем всех трёх повестей является Э. П. Фандорин.

В сборнике «Планета Вода» гениальный сыщик предстаёт перед публикой уже в пожилом возрасте. Главный герой не изменяет себе и старается вести активную, насыщенную приключениями жизнь. Акунин по-прежнему идеализирует Фандорина. Несмотря на свой возраст, Эраст Петрович красив и пользуется успехом у женщин. Детектив всё так же удачлив. Он получает от жизни лучшее самым невероятным образом. Почтенный возраст не заставляет Фандорина всерьёз задуматься о женитьбе. Он, как и в молодости, предпочитает лёгкие и недолговечные отношения. Одна и та же подруга быстро надоедает Фандорину, как бы красива она ни была. Несмотря на непостоянство в любви, главный герой исключительно верен в дружбе. Он не расстаётся с японцем Масой и немедленно отправляется расследовать убийство любимой им когда-то женщины.

Пытающийся убежать от старости Фандорин, тем не менее, начинает стареть. Особенно это заметно во второй повести. Оказавшись в Заволжске, сыщик чувствует острый дискомфорт. Он глубоко опечален убийством Пелагии. Тягостное впечатление производит и безрадостная серая жизнь российской глубинки. Фандорин, несмотря на весь свой опыт и профессионализм, не в силах справиться со своими эмоциями. Подавленность ведёт его по ложному следу.


Главная идея

Определить главную идею целого сборника, вероятно, значительно сложнее, чем идею отдельно взятого произведения. Чтобы облегчить задачу читателям, автор даёт подзаголовок каждой из своих повестей:

«Планета Вода». Наступившее двадцатое столетие – это век главенства науки над человеком. Живые существа отходят на второй план, уступая место машинам, требующим всё больше человеческих жертв; «Парус одинокий». Чувства нередко мешают объективной оценке действительности. Зачастую человек теряет власть даже над пережитой в прошлом эмоцией; «Куда ж нам плыть?». Главная идея здесь заключена не только в подзаголовке, но и в самом названии. Изменения, начавшиеся в жизни, уже невозможно остановить. Не следует тратить силы на борьбу с ними. Действительность вовсе не умирает, как предполагают многие, а просто перерождается. При этом каждый должен принять решение о том, в какую сторону «плыть», что считать добром, а что – злом.


Анализ произведения

Неодобрительные отзывы получил от некоторых читателей сборник «Планета Вода». Акунин Борис считается одним из лучших писателей конца XX-начала XXI веков. Тем не менее, в случае со сборником публика осталась недовольна любимым автором. Среди основных недостатков детективов выделяют псевдонаучность в первой новелле и отсутствие детективной интриги в последней. Кроме этого, многим поклонникам творчества Акунина не понравилось повышенное внимание писателя к политике.


Образ главного героя

Автор никогда не пытался изобразить главного героя изолированно от того времени, в которое ему довелось жить. В каждом романе Акунин стремиться обратить внимание читателей на политические и социальные особенности России в тот или иной исторический период. Однако в книге «Планета Вода» фон, на котором развиваются события, практически выходит на первый план, затмевая собой главного героя.

Акунину хочется непросто рассказать об очередном приключении своего персонажа, но и поделиться с читателями ощущением рушащегося мира. Эти же чувства испытывает и Эраст Петрович.



Старость Фандорина приходится на один из самых смутных периодов российской истории. Грань между преступлением и благородным поступком постепенно стирается. Погоня за преступником в последней повести приводит главного героя к революционерам, которыми, как оказалось, движут исключительно альтруистические мотивы. Фандорин перестаёт ориентироваться в новом для него мире, где больше не действуют прежние правила и стереотипы поведения. Эраст Петрович всю жизнь отличался не только блестящим образованием, но проницательным умом. Всё это когда-то помогло ему хорошо устроиться в жизни. Но в новом мире гениальный детектив и его опыт оказались бесполезны. Ни знание иностранных языков и японской культуры, ни владение восточными единоборствами не способствуют адаптации Эраста Петровича к новой жизни.

И читатели, и сам автор чувствуют необходимость ухода главного героя со сцены. Время Фандорина уже ушло. Он – человек другой эпохи и не сможет пережить грядущие перемены в стране. Опытный сыщик делает в своей работе всё больше и больше промахов, ошибается, идёт по ложному следу. Персонаж постепенно «выдыхает», тает, теряя не только свой внешний лоск, но другие неотъемлемые для него качества. Возможно, именно поэтому сюжеты повестей кажутся нереалистичными и малоинтересными. Стареет не только сам персонаж, «увядают» его приключения.

Опубликовано:
2.08.2018 г.


Б. АКУНИН
ПЛАНЕТА ВОДА
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭРАСТА ФАНДОРИНА В ХХ ВЕКЕ
СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТЕКТИВНЫЙ ТРИПТИХ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
2017


ПЛАНЕТА ВОДА

РЕЦЕНЗИИ


И все-таки Акунин не зря приобрел свою славу именно как автор блестящих приключений Фандорина - для этого есть множество причин, но главные из них - несомненный талант писателя в стилизации Российской Империи XIX столетия и очень удачные образы самого Фандорина и его слуги. К сожалению в повести «Планета Вода» нет одного из этих компонентов - России (да и XIX века там тоже нет...), господин Акунин возжелал опять побаловаться очередным экспериментом, которые он так полюбил в последние годы. На этот раз сам автор назвал свое творение «технократический детектив», правда немного погрешив против истины - ни один из заявленных им компонентов в полной мере в повести не присутствует - детективной линии фактически почти нет, она заменена шпионским романом с, надо признаться, сильно наигранной интригой и опереточными злодеями. Вообще психологические профили второстепенных персонажей - явно не главный конек Акунина, это было понятно и раньше, но в условиях скудности иных ярких и удачных слоев сей прискорбный факт особенно бросается в глаза.

Б. Акунин. Планета Вода. 2017 г. Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть 1 Я не знаю, что подразумевал уважаемый автор под термином «технократический», но получилось весьма интересно и достаточно необычно. Надо отдать должное Акунину, в предыдущих его творениях тоже присутствовали технологические новинки и изобретения, опережающие свое время, но имели они, прямо скажем, декоративную роль и скорее портили сюжет, чем помогали ему заиграть новыми яркими красками. В «Планете Вода» всё иначе - здесь именно технологический аспект является сюжетообразующим и одной из наиболее удачных граней повести. Перед нами пронесутся подводные субмарины, в тесноте которых герою предстоит провести не только исследования морских глубин в поисках затонувшего золота, но и принять бой. Вообще морские и глубоководные пейзажи приятно оттеняют действие, жаль, что автор не уделил ещё большего внимания сим красотам. Увидим мы и другие оригинальные технологические идеи на подводную тему, но не буду портить интригу - захотите, прочтёте сами.

И всё же я бы предпочел несколько более внимательное отношение к деталям - ведь сиё произведение получилось по своему наполнению очень похожим на творчество предтечи научной фантастики - Жюля Верна, столь любимого мною как в детстве, так и до сих пор. Но, при вдумчивом сравнении, повесть Акунина почти по всем параметрам проигрывает лучшим жемчужинам французского классика - не хватает продуманности каждой мелочи, технологических и производственных процессов, есть небольшая небрежность в концепции, а некоторые элементы всё также присутствуют только в виде декорации или по необходимости, никак не объясняясь по ходу действия. И всё же повторюсь, творческий рост автора в этой повести несомненен, технологический аспект превратился из тяжелых гирь, тянущих произведение в темные пучины забвения, в, пусть и хлюпенький, но спасательный круг, помогающий повести оставаться на плаву. Возможно, в скоро времени он превратится и в воздушный шар, способный поднять следующий груз творчества к вершинам читательской славы.

Но у Акунина в рукаве всегда есть главный козырь, способный если и не перекрыть все неудачные стороны своего творения, то хотя бы не дать ему погибнуть безвозвратно и привлечь внимание влюбленных читателей. Это конечно же не кто иной, как Фандорин - тот персонаж, ради которого я (а, возможно, и многие другие) взял в руки эту книгу. К моему счастью здесь обошлось без экспериментов, коих я бы не простил Акунину - Эраст так и остался одиноким волком, верным своим восточным принципам чести.

Если свести воедино все плюсы и минусы и кратко резюмировать главное впечатление от «Планета Вода», то эта повесть, скорее всего будет интересна только любителям Фандорина, коих она порадует ностальгическими нотками и позволит вспомнить те старые добрые времена, когда мы только начинали читать про его приключения. Но очень многих наверняка отпугнет необычный антураж, стилистика и не совсем детективный жанр, в котором написана повесть - слишком уж много в ней фантастического (для кого то это плюс, но для некоторых - несомненно минус).





Книга "Планета вода" Бориса Акунина - самое худшее из произведений о Фандорине

Достоинства: новая встреча с полюбившимся героем.
Недостатки: по-настоящему хорошей получилась только одна повесть из сборника.

Я являюсь поклонницей творчества Бориса Акунина, всегда с удовольствием читаю его произведения, как написанные под настоящей фамилией, так и под разными псевдонимами. Моя любовь к автору началась, конечно. с серии произведений про Фандорина. Думаю, что обаятельный сыщик и « благородный муж» завоевал не только мое сердце. Поэтому новый роман Бориса Акунина о приключениях Фандорина « Планета вода» должен был стать подарком читателям.

Должен был, но, увы, не стал.


В сборник вошли три романа. Первый носит название «Планета вода» и его жанр определен автором как технократический детектив. Действие довольно увлекательное, Фандорин и Маса оказываются на одном из островов Тихого океана. Мне показалось, что детектив, скорее, фантастический. Думаю, многие заметят сходство с романами Жюля Верна. Мне показалось, что такое могло бы понравиться подростку моего поколения, не избалованному обилием фантастики. А вот современные дети вряд ли впечатлились бы. Многое, конечно, довольно далеко от реальности, но читать можно. Хотя сюжетные ходы достаточно предсказуемы – есть «юная дева», которая, конечно, влюбляется в Фандорина, есть предательство и неожиданное воскрешение верного слуги. Как говорится, все это мы уже проходили.

Второй роман? – нет, скорее, повесть «Парус одинокий», это – ностальгический детектив. Мне вторая часть понравилась больше остальных. Наверное, понравилась реализмом, а также упоминанием персонажей, которые встречаются в других романах. Во второй части Фандорин расследует убийство некогда любимой женщины, читатель помнит ее по книге « Особые поручения». А еще концовка такова, что сердце редкой женщины от нее не растает.

Третья часть «Куда же нам плыть» является идиотическим детективом. Как по мне, так не идиотическим, а идиотским. Фандорин расследует дерзкое ограбление поезда, но при этом мало применяет дедукцию, все больше полагаясь на быстрые ноги и умение одним пальцем погружать противника во временный паралич. Вся повесть – какие-то кошки-мышки: преступник убегает, Фандорин догоняет. А уж упоминание Ленина и Сталина мне вообще показалось не совсем к месту.

В последних двух повестях Масы нет, Фандорин действует в одиночку. По объему произведения довольно небольшие. Не знаю, считать ли это недостатком, но я люблю, чтобы в детективе повествование было более продолжительным и давало возможность читатель поломать голову. Быстрая смена событий, особенно в последней повести, мне напоминала видеоклип. Возможно, это понравится молодым читателям, но я вот ретроград, люблю, чтобы было с «чувством, толком, расстановкой».

На оформлении книги задерживаться долго не буду, стандартное для фандоринской серии – черная обложка, нормальная бумага, читабельный шрифт, иллюстрации того же художника.

Общий вывод сложился такой: наверное, в «Черном городе» писатель убил Фандорина явно опрометчиво, видимо, серию продолжать не собирался, но то ли глас народа, жаждущий еще произведений про любимого сыщика, то ли денежные затруднения заставили вернуться к прежней теме. Но, если ранние романы мне нравились больше или меньше, но все равно нравились, то новый сборник разочаровал.

Опубликовано:
2.08.2018 г.


Р Е Ц Е Н З И И

ПЛАНЕТА ВОДА

Б. АКУНИН

ПИСАТЕЛИ

РУССКИЙ ДЕТЕКТИВ

ГЛАВНАЯ