ПЛАНЕТА ВОДА
РЕЦЕНЗИИ
И все-таки Акунин не зря приобрел свою славу именно как автор блестящих приключений Фандорина - для этого есть множество причин, но главные из них - несомненный талант писателя в стилизации Российской Империи XIX столетия и очень удачные образы самого Фандорина и его слуги. К сожалению в повести «Планета Вода» нет одного из этих компонентов - России (да и XIX века там тоже нет...), господин Акунин возжелал опять побаловаться очередным экспериментом, которые он так полюбил в последние годы. На этот раз сам автор назвал свое творение «технократический детектив», правда немного погрешив против истины - ни один из заявленных им компонентов в полной мере в повести не присутствует - детективной линии фактически почти нет, она заменена шпионским романом с, надо признаться, сильно наигранной интригой и опереточными злодеями. Вообще психологические профили второстепенных персонажей - явно не главный конек Акунина, это было понятно и раньше, но в условиях скудности иных ярких и удачных слоев сей прискорбный факт особенно бросается в глаза.
Я не знаю, что подразумевал уважаемый автор под термином «технократический», но получилось весьма интересно и достаточно необычно. Надо отдать должное Акунину, в предыдущих его творениях тоже присутствовали технологические новинки и изобретения, опережающие свое время, но имели они, прямо скажем, декоративную роль и скорее портили сюжет, чем помогали ему заиграть новыми яркими красками. В «Планете Вода» всё иначе - здесь именно технологический аспект является сюжетообразующим и одной из наиболее удачных граней повести. Перед нами пронесутся подводные субмарины, в тесноте которых герою предстоит провести не только исследования морских глубин в поисках затонувшего золота, но и принять бой. Вообще морские и глубоководные пейзажи приятно оттеняют действие, жаль, что автор не уделил ещё большего внимания сим красотам. Увидим мы и другие оригинальные технологические идеи на подводную тему, но не буду портить интригу - захотите, прочтёте сами.
И всё же я бы предпочел несколько более внимательное отношение к деталям - ведь сиё произведение получилось по своему наполнению очень похожим на творчество предтечи научной фантастики - Жюля Верна, столь любимого мною как в детстве, так и до сих пор. Но, при вдумчивом сравнении, повесть Акунина почти по всем параметрам проигрывает лучшим жемчужинам французского классика - не хватает продуманности каждой мелочи, технологических и производственных процессов, есть небольшая небрежность в концепции, а некоторые элементы всё также присутствуют только в виде декорации или по необходимости, никак не объясняясь по ходу действия. И всё же повторюсь, творческий рост автора в этой повести несомненен, технологический аспект превратился из тяжелых гирь, тянущих произведение в темные пучины забвения, в, пусть и хлюпенький, но спасательный круг, помогающий повести оставаться на плаву. Возможно, в скоро времени он превратится и в воздушный шар, способный поднять следующий груз творчества к вершинам читательской славы.
Но у Акунина в рукаве всегда есть главный козырь, способный если и не перекрыть все неудачные стороны своего творения, то хотя бы не дать ему погибнуть безвозвратно и привлечь внимание влюбленных читателей. Это конечно же не кто иной, как Фандорин - тот персонаж, ради которого я (а, возможно, и многие другие) взял в руки эту книгу. К моему счастью здесь обошлось без экспериментов, коих я бы не простил Акунину - Эраст так и остался одиноким волком, верным своим восточным принципам чести.
Если свести воедино все плюсы и минусы и кратко резюмировать главное впечатление от «Планета Вода», то эта повесть, скорее всего будет интересна только любителям Фандорина, коих она порадует ностальгическими нотками и позволит вспомнить те старые добрые времена, когда мы только начинали читать про его приключения. Но очень многих наверняка отпугнет необычный антураж, стилистика и не совсем детективный жанр, в котором написана повесть - слишком уж много в ней фантастического (для кого то это плюс, но для некоторых - несомненно минус).
Книга "Планета вода" Бориса Акунина - самое худшее из произведений о Фандорине
Достоинства: новая встреча с полюбившимся героем.
Недостатки: по-настоящему хорошей получилась только одна повесть из сборника.
Я являюсь поклонницей творчества Бориса Акунина, всегда с удовольствием читаю его произведения, как написанные под настоящей фамилией, так и под разными псевдонимами. Моя любовь к автору началась, конечно. с серии произведений про Фандорина. Думаю, что обаятельный сыщик и « благородный муж» завоевал не только мое сердце. Поэтому новый роман Бориса Акунина о приключениях Фандорина « Планета вода» должен был стать подарком читателям.
Должен был, но, увы, не стал.
В сборник вошли три романа. Первый носит название «Планета вода» и его жанр определен автором как технократический детектив. Действие довольно увлекательное, Фандорин и Маса оказываются на одном из островов Тихого океана. Мне показалось, что детектив, скорее, фантастический. Думаю, многие заметят сходство с романами Жюля Верна. Мне показалось, что такое могло бы понравиться подростку моего поколения, не избалованному обилием фантастики. А вот современные дети вряд ли впечатлились бы. Многое, конечно, довольно далеко от реальности, но читать можно. Хотя сюжетные ходы достаточно предсказуемы – есть «юная дева», которая, конечно, влюбляется в Фандорина, есть предательство и неожиданное воскрешение верного слуги. Как говорится, все это мы уже проходили.
Второй роман? – нет, скорее, повесть «Парус одинокий», это – ностальгический детектив. Мне вторая часть понравилась больше остальных. Наверное, понравилась реализмом, а также упоминанием персонажей, которые встречаются в других романах. Во второй части Фандорин расследует убийство некогда любимой женщины, читатель помнит ее по книге « Особые поручения». А еще концовка такова, что сердце редкой женщины от нее не растает.
Третья часть «Куда же нам плыть» является идиотическим детективом. Как по мне, так не идиотическим, а идиотским. Фандорин расследует дерзкое ограбление поезда, но при этом мало применяет дедукцию, все больше полагаясь на быстрые ноги и умение одним пальцем погружать противника во временный паралич. Вся повесть – какие-то кошки-мышки: преступник убегает, Фандорин догоняет. А уж упоминание Ленина и Сталина мне вообще показалось не совсем к месту.
В последних двух повестях Масы нет, Фандорин действует в одиночку. По объему произведения довольно небольшие. Не знаю, считать ли это недостатком, но я люблю, чтобы в детективе повествование было более продолжительным и давало возможность читатель поломать голову. Быстрая смена событий, особенно в последней повести, мне напоминала видеоклип. Возможно, это понравится молодым читателям, но я вот ретроград, люблю, чтобы было с «чувством, толком, расстановкой».
На оформлении книги задерживаться долго не буду, стандартное для фандоринской серии – черная обложка, нормальная бумага, читабельный шрифт, иллюстрации того же художника.
Общий вывод сложился такой: наверное, в «Черном городе» писатель убил Фандорина явно опрометчиво, видимо, серию продолжать не собирался, но то ли глас народа, жаждущий еще произведений про любимого сыщика, то ли денежные затруднения заставили вернуться к прежней теме. Но, если ранние романы мне нравились больше или меньше, но все равно нравились, то новый сборник разочаровал.
Опубликовано: 2.08.2018 г.
|