Дата публикации: 03.2003
Прислал: Виктор Мамонтов
Источник: Hatross #1, 2003
Я услыхал "крокусов" впервые году эдак в 82-м: из вшивенького моно-кассетника приятеля. Разрывая и без того треснувшие динамики, в атмосферу рвался нахальный музон-хрипляк, чуток "отдающий" AC/DC, но гораздо быстрее и агрессивнее: "Easy easy rocker always on the run…" По жанру это было, несомненно, хард-роком, только каким-то более яростным и "железным" (термин heavy metal тогда в Совке был еще не слишком известен), не похожим на привычные "назареты", "уайтснейки" и "слэйды"… Как ни странно, ни тогда, ни в конце 80-х, когда мне попал в руки еще более ранний альбом Krokus "Painkiller", абсолютно другой по музыке и голосу, я не стал фанатом этой банды. Моё нежное отношение к ней связано с 91-м (ох как поздно попадали нам в руки многие диски!) и альбомами "Blitz" и "Headhunter". С того момента и поныне я - преданный поклонник этой хард-группы. Интересно, что Krokus никогда не претендовали на лавры королей виртуозов и принцев новаторов. Они всегда с тупостью заведенного до отказа пружинного механизма палили свой жесткий и в то же время мелодичный хардешник, построенный на простых повторяющихся риффах и вокальных хоровых рефренах (а за что мы любим Motorhead и AC/DC?), но такой заводной и нашенский, родом из 70-х. Видать, дело идет к старости…
Пора в дорогу! (70-е)
1976 - "Krokus"
1977 - "To You All"
1978 - "Painkiller"
1978 - "Play It In Metal"
Почти все хэви-энциклопедии начинают свои краткие инстинуации по поводу Krokus словами: "Типичный представитель евро-металла 80-х из Швейцарии…" Скрупулезные книжные черви слегка склеротичны и немного неточны: да, команда рождена в Цюрихе, но ее рождение относится к 1974 году, а к металлу она имеет весьма далекое отношение (хотя "Новая Волна Британского Хэви Метал несомненно повлияла на Krokus), это чистейшей воды hard rock. Более того, ребята, начинали швейцарцы с утяжеленного варианта симфо-рока и были всего в двух (максимум трёх) шагах от прогрессива (часть ее участников - выходцы из джаз-роковой среды, в частности классический вокалист Марк Сторэйс).
Времена для начинающей рок-группы были не шаткие и не валкие: Европу со страшной силой атаковал британский панк, к разделу арт-рокового пирога парни опоздали, всё, что оставалось - выбрать золотую середину, т.е. играть тяжелее и круче панков (что, в общем, не так уж трудно), но проще, чем Yes и Gentle Giant. Ну а эта дорожка вела напрямую к традиционному харду (только не думайте, что играть традиционно - просто!).
Папашками-основателями Krokus принято считать барабанщика, умевшего бряцать на фоно, Криса Фон Рора и гитариста Томми Кифера. К ним присоединились басист Ремо Спадино, гитарист Ханси Дроз и (на время записи дебютного диска) вокалист Питер Ричард. Кстати, почти все парни неплохо голосили, так что постоянной фишкой Krokus стало хоровое пение. Увы, сей состав продержался несколько месяцев, а музыка, звучащая на одноименном альбоме, абсолютно разнится с тем, что мы слышим на "классических" релизах группы. Только второй состав приблизился к стабильному: в группу пришли играющий и поныне (и последний из "могикан"!) гитарист Фернандо Фон Арб - изобретатель большинства риффов, крутой барабанщик Фредди Стэди и басила Йорг Нагели. Все они имели приличный опыт работы (экс-Montezuma) в хардовых коллективах, потому и музыка на следующем диске "To You All" гораздо тяжелее и интереснее. С приходом Стэди, Вон Рор занялся клавишными и вокалом, его перу принадлежало и большинство композиций.
К 78-му, когда вышел третий диск Krokus "Painkiller" (вы бы хрен узнали их, если слушали только "Headhunter" или "Heart Attack"!) однозначно поняли, что если будут наяривать то же, что играли с 74-го, их кораблик пойдет на дно (хотя определенная известность в еврохардовых кругах уже была, в основном за счет упорной гастрольной деятельности). Благо - Швейцария это не Дальний Восток, вести о зарождении металлического жанра дошли сюда с быстротой пулеметной очереди, потому-то в "Painkiller" слышны отголоски ранних Judas Priest и Iron Maiden, Diamond Head и Sanctuary, хотя в основе альбома - хард-буги и блюз-рок.
Поскольку коммерческая известность Krokus ограничивалась родным огородом, а молодых и амбициозных ребят это вовсе не устраивало, на очередном военном совете банда принимает решение полностью изменить подход к звуку. Он должен быть более жестким (как у NWBHM или AC/DC) и, одновременно, удобоваримым (как у pop-rock команд). С этой целью в Krokus привлекли певца-мальтийца, красавчика Марка Сторэйса, Фон Рор занял место басиста, закрыв тощей грудью амбразуру ритм-секции (и выселив Нагели на клавишные задворки), а к созданию песен мощно подключили Фон Арба.
Именно "To You All" многие критики считают самым удачным творением Krokus, с него же к банде прилепили ярлык "евро-металл", он же был первым более или менее "продаваемым" диском группы, с него началась и эпопея солидных турне: ранее "крокусы" лишь "разогревали" воздух для звездных команд, теперь же они отправились за рубеж и сразу по-хэдлайнерски (так в Англии ее "грели" Angel Witch и Girlschool). Из Британии пацаны дернули в Америку, где поиграли с уже именитыми Cheap Trick, AC/DC и группой Сэмми Хэгара. Ясно, что такое общение для молодых, но талантливых, впитывавших как губка новые веяния, музыкантов было бесценным: саунд ее стал более тяжелым и зафуззированным.
Тут-то и нагрянули 80-е.
Время - собирать урожай… (80-е)
1980 - "Metal Rendez-Vouz"
1981 - "Hardware"
1982 - "One Voice At A Time"
1983 - "Headhunter"
1984 - "The Blitz"
1985 - "Change Of Address"
1986 - "Alive & Screamin'"
1987 - "Heart Attack"
Переслушивая диски Krokus этого периода, я понимаю, что делало и делает их такими привлекательными: мощные, сыгранные с помпой, короткие (радио-хиты!) вещи, накаленные эмоциями, надрывные и супермелодичные. От них бегут мурашки по коже, а ноги начинают жить своей жизнью… Это то, что сделало команду такой популярной, это то, что она растеряла к концу десятилетия.
С одной стороны, Krokus всё меньше нуждались в клавишных (и после "Metal Rendez-Vouz" Нагели был уволен), с другой, резкий и выразительный, взрывоопасный голос Сторэйса наконец-то придал композициям группы завершенность и узнаваемость, она превратилась в крепкую боевую единицу, нашла своё лицо и место под солнцем. Это был рок, рок до предела.
Уже "Metal Rendez-Vouz" привлекал лучшие достижения хардрок-культуры (в том числе глэмовое позерство и металлический антураж). Парни проявили себя мастерами крутых хардовых боевиков ("Tokyo Nights") и душещипательных баллад, готовых лопнуть от переполнения тестостероном эмоций ("Streamer"). К тому же, они действительно умели играть, но знали чувство меры: короткие соло, запоминающиеся риффы, лаконичный ударный ритм. В чем "крокусы" не жопились, так это в пении, Майк выкладывался "на всю деревню", и это давало свои результаты.
Не забудем упомянуть и то, что они были одними из лучших исполнителей "каверов" своего времени, в чем легко убедиться, послушав "School's Out" Купера и, особенно, хиты любимых бандой B.T.O. ("American Woman", Stayed Awake All Night", "You Ain't Seen Nothing Yet").
Так что же, Krokus шли наверх без промахов? Отнюдь. На том же "Hardware" содержится вполне второразрядный материал вроде "Mad Rocket" и действительно полные вонючки типа "Smelly Nelly" ("Вонючка Нелли"). Но их сполна компенсировали наикрутейшие "Celebration", "Winning Man" и "Burning Bones". Тем более что от альбома к альбому таких "косинусов" становилось всё меньше.
"Hardware" и переходный к классике диск "One Voice At A Time" попали в британские и штатовские чарты, а это что-то да значило. Пусть недоброжелательные (но в чем-то правые) критики говорят - "крокусы" обменяли честную, но горькую пилюлю прогрессивного рока на сладкую, но цинично вычисленную конфетку коммерческого харда. Даже они не смогут отрицать - музыка Krokus 80-х ЦЕПЛЯЕТ! "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать…" Ну и будь Krokus такими "бесчестными бездарями", смогли бы они собирать "в живую" целые стадионы, билеты на которые раскупались за недели до приезда гастролеров? А ведь так было в 81-м в Штатах, Канаде, Южной Америке и Европе (по 20000 фэнов и разогрев в лице Гэри Мура и Майкла Болтона), в 82-м (Krokus - до сих пор единственная швейцарская банда, сумевшая "заполнить" 10-тысячный стадион в Цюрихе) в Америке вместе с Rush, Rainbow и Тедом Наджентом. В 84-м в турне по США их сопровождали Accept, а в Чили они играли на открытой площадке перед 100-тысячной аудиторией. 1986-й: гиг с Van Halen "Texas Jam" в Далласе… С 1981-го и почти до начала 90-х Krokus гастролировали от 6 до 9 месяцев в году.
В 1982 году из группы упорхнул Кифер (начался период "блуждающих" составов): его место ангажировал Мэнди Мейер (позже - участник Cobra и Gotthard), а затем - Марк Кохлер. Чуток позже произошла замена на ударных, в Krokus очутился Стив Пэйс. В таком составе и был записан один из сильнейших Krokus-дисков "Headhunter", совершивший невиданное до и после - попадание в хит-парад США на 25-е место и завоевание "платинового" статуса (более миллиона копий). Альбом продюсировал Том Аллом, работавший с Def Leppard и Judas Priest, франтмэн коих Роб Холфорд не посчитал "в падлу" погостить здесь на бэк-вокале (внимательно слуханите"Russian Winter"). Кстати, "Headhunter" - самый металлический альбом команды (сама "Headhunter", "Ready To Burn", "Night Wolf", "Russian Winter"), но и балладные темы здесь - супер ("Screaming In The Night"). А то, что Аллом работал с "пристами" Типтоном и Даунингом, чувствуется в гитарной перестрелке Фон Арба и Кохлера. А мировое турне с "леппардами" и Judas сделало Krokus одной из самых популярных на "живом" уровне тяжелых банд.
Время после "Headhunter" удивляет, прежде всего, тем, как группа, из которой один за другим уходили ведущие "актеры", умудрялась не только оставаться на плаву, но и некоторое время выпускать отличные альбомы, одним из которых является "The Blitz". Его принято считать первым в череде "упадочных", чисто коммерческих релизов Krokus (хотя он едва достиг "золотого" тиража), и здесь я позволю себе не согласиться. Да, "Blitz" гораздо мягче по звуку и ритмичнее, он почти танцевальный, зато на нем вовсе нет порожняка, его можно слушать как "бэстник" команды, каждая вещь обладает отличной мелодией и "заводом", кавер Sweet "Ballroom Blitz" слушается стократ круче оригинала, среди несомненных "лидеров" диска - ударные номера "Midnight Maniac", "Out Of Control", "Rock The Nation" и помп-баллады "Our Love" и "Hot Stuff. Это весьма удивительно, если учесть обстоятельства печальные, если не сказать трагические: менеджеры группы, руководство звукозаписывающей компании, да и, чего греха таить, сами члены группы накануне записи "The Blitz" переругались в пух и прах. В результате 83-й видит уход гитариста Марка Кохлера, а затем (самое странное и страшное) основателя Krokus Криса Фон Рора, за которым увязался и Стив Пэйс. Понимая, что нужно помочь друзьям, в команду на бас возвращается Кохлер, впервые за всё это время в группе - один гитарист. Зато на ударные подсел Джефф Клэйвен (соратник из Cobra).
Период, последовавший за "Blitz", характеризуется медленным, но верным упадком, упадком сил, творческого настроя, когда Krokus ежегодно выпускали по альбому (схитрив лишь раз, в 1986-м, с "зальником" "Alive & Screamin'"), но былого кайфа в двух последних альбомах 80-х не ощущаешь, они полны хоть и качественных, но все же клише. Думаю, сами ребята тоже были не слишком довольны, их ряды постоянно тусовались (там перебывала чуть ли не вся "Кобра"). Интересно, что в вещи "Long Way From Home" с альбома "Change Of Address" гитарное соло наворачивает …Аллан Холдсуорт (Gong и т.д.), прогрессист, занесенный сюда какой-то нелегкой, и звучит оно, ни фига не слабее, чем, скажем, на его сольнике "Heavy Machinery".
Хотя студийник 85-го и "живой" 86-го неплохо продавались дома и в загранке, удача уже не улыбалась Krokus. В канун рождества музыканты узнали, что покончил с собой бывший "крокусовец" Томми Кифер.
Я понимаю, что этот мрачный момент был, одновременно, самым подходящим, чтобы сказать друг дружке goodbye. Однако "крокусы" с маниакальным упрямством продолжали что-то там делать, всё больше превращаясь в пародию на себя. Не помогло даже возвращение Фон Рора, выход неплохого, в общем-то, диска "Heart Attack" и гастроли по Сша. Но хуже всего было то, что в конце 80-х многие тяжелые группы скатываясь то в попсу, то в чисто коммерческую серятину, отрицательно влияли на развитие самой рок-музыки, вгоняя ее в тупик и оболванивая своих поклонников, продолжавших свято верить в рок-н-ролл… А тут еще накатили 90-е.
…И разбрасывать камни (90-е)
1991 - "Stampede"
1992 - "Blues For The Red Sun"
1995 - "To Rock Or Not To Be"
2000 - "Round 13"
Еще в 88-м из Krokus ушли Марк Сторэйс и Фернандо Фон Арб, сократив шансы на дальнейшее существование группы почти до нуля. Фон Рор пытался заменить их другими музыкантами, однако даже такой очень недурной гитарист как Мэни Маурер "не тянул" лямку Фон Арба, про вокалиста же (Бьорн Лодин) вообще говорить не приходилось. Поэтому в том же году официальный пресс-релиз сообщил о самороспуске Krokus. Бывшие члены группы (не менее 15 человек) бродили по разным европейским хард-бандам (наиболее приличной из которых была Gotthard), а в 90-м уже Фон Арб попытался восстановить статус Krokus, взяв вокалиста Питера Тэннера (Headhunter), всё того же Маурера (которого "изгнал" за басуху) и его корешков по команде Ain't Dead Yet. Понятное дело - вышедший в этом году "Stampede" имел мало общего с музыкой Krokus и, по-моему, его стоило выпустить как сольник Фернандо. Не то чтобы он был совсем дохлый (хотя вялости в нем хватает), но в нем напрочь отсутствовал "запах крокуса", это был среднетемповый и хардешник, в меру тяжелый и металлизированный, под AC/DC (возьмите те же "Shotgun Boogie" и "Good Times") и Accept, а зачем кому-то еще один AC/DC? Не то чтобы его совсем невозможно слушать, есть очень хорошие номера вроде "In The Heat Of The Night", но… Понятно, что старые поклонники команды просто проигнорировали "Stampede", а молодые слушали другую музыку.
В таком вот подвешенном состоянии Krokus болтался вплоть до 1995-го, когда состоялся настоящий "реюнион" стародавних участников банды: за микрофон вернулся Сторэйс, гитарами заведовали Фон Арб и Кохлер, и даже Фредди Стэди почтил ударную установку Krokus своим вниманием. Почти классический состав просто обязан был выпустить классический альбом. Хотя на диске с символичным названием "To Rock Or Not To Be" немало заимствований из всё тех же AC/DC ("Flying Through The Night"), по выплеску неслабого заряда энергии и качеству материала, он превосходит "усталые" релизы конца 80-х. Конечно, он также заклиширован и построен на простых риффах и мелодичных голосовых рефренах, но достоин того, чтобы послушать его хотя бы пару раз. Потому, вероятно, штатовские, британские и европейские любители hard rock приняли "To Rock Or Not To Be" благосклонно, чего не было добрых 10 лет.
Последним на данный момент творением команды является выпущенный в 2000-м году "Round 13". Релизу предшествовали не слишком веселые события: у Фон Арба обнаружили рак. К счастью, месяцы интенсивного лечения дали положительные результаты. Неутомимый Фернандо, собравший вокруг себя разношерстную компанию (наиболее примечательные лица - певец Карл Сентенс и экс-Mekong Delta и Poltergeist барабанщик Питер Хаас) под вывеской Krokus, сколотил музыкальный материал, явно пытающийся вернуть слушателя в золотые денечки "Headhunter" (или во времена Бона Скотта и "Highway To Hell")… Полным провалом диск не назовешь, все же играют профессионалы, но, как и "Stampede", звучит сие произведение карикатурно и вымученно (хотя прекрасно слушается во время не слишком дальних поездок на авто).
Плохо то, нет ли, но "крокусы" продолжают существовать, плодотворно концертируя (видать здоровье позволяет), и даже имеют свою, хоть и небольшую, но преданную аудиторию ("Если звёзды зажигают, значит это кому-то нужно?"). Вероятность выпуска очередного альбома существует, только стоит ли? Впрочем, решать им самим, ведь…
Легче всего осуждать "престарелых" музыкантов за желание продолжать игру. Но представьте, что кто-то настойчиво пытается лишить вас любимого дела, того, что вы умеете и любите больше всего ("Рок - наша жизнь. Rock is our life"). Пусть то, что делают в последние годы Krokus малоинтересно и незначительно, пусть это не движет вперед тяжелую музыку. Но то же самое мы можем сказать об AC/DC и Motorhead, Nazareth и Scorpions, и даже Deep Purple здесь - не исключение. Только вот не стоит забывать, что все эти группы, в том числе Krokus, уже сделали для рока то, что могли, вложив в него значительную часть своих душ и самих жизней. Ведь гамлетовский риторический вопрос "Быть или не быть?", который они давно решили, звучит для них несколько иначе - "To rock or not to be?"
И на закуску:
У "крокусов" был тур-менеджер, 2-метровый великан, которого все звали Малыш Дэйв. Во время американского турне в поддержку "Headhunter" парняга, одетый в кожу и с маской на лице, выволакивал на сцену настоящий двуручный боевой топор, играючи помахивая им в воздухе. Фон Арб при помощи этой жуткой штуковины крушил свои гитары, выбрасывая их обломки в обезумевшую толпу. За группой ездил специальный грузовик, возивший десятки коробок с копиями "Стратокастеров", ведь их должно было хватить на все концерты 83-го.
|