Данный альбом, четвертый по счету, является одним из лучших в дискографии американской команды, где сочетание хард-рока с жесткой гитарной игрой и прогрессива, включая некоторую долю влияния жанра мюзикл, получилось весьма удачным и получило коммерческий успех. Естественно, группу сразу же стали обвинять в коммерциализации (по-русски читай «опопсении»), однако не будем слушать тех, кто считает, что хорошая музыка и коммерция несовместимы.
В названии альбома присутствует каламбур, поскольку оно состоит из двух слов – «leftovers» и «overture». Получается что-то вроде «увертюра из остатков». Правда не особо понятно, что хотели сказать. Впрочем, прог-рокеров хлебом не корми – дай покаламбурить! А есть ли в этом смысл или нет, это уже не так важно.
Лирика в основном написана гитаристом Керри Ливгреном, который также был главным композитором группы, поскольку у вокалиста и клавишника Стива Уолш как раз был творческий ступор, а и представляет собой в основном размышление на одну тему – в чем смысл жизни.
1) «Carry On Wayward Son». Несомненный хит с яркой христианской направленностью, занявший со временем первое место в американском хит-параде. В нем можно слышать отголоски различных групп – например, Led Zeppelin, Jethro Tull, Lynyrd Skynyrd. Тема начинается с голосов а капелла, поющих припев, затем вступает ритм-секция с отличной гитарой и органом. Музыка затихает, и под фортепьяно Стив поет о том, как он пытался понять, в чем смысл его жизни. Вступают ударные и бас, а после припева повторяется тандем жесткой гитары и органа. После очередного повторения припева звучит инструментал с отличным гитарным риффингом, к которому присоединяется орган. Вокал в песне просто выше похвал. Лирический герой в конце концов понимает, что должен жить дальше, а после смерти его ожидает покой в раю. Ближе к концу звучит отличное гитарное соло.
2) «The Wall». Ударные задают средний темп, а гитара звучит очень грустно. Вокал появляется под одинокий орган. Постепенно вступает ритм-секция, а также фортепьяно и скрипка. Музыка звучит энергично, но вокал и скрипка не дают исчезнуть лиричности. После окончания вокальной части звучит инструментал с солирующими клавишными. По лирике данная композиция напоминает предыдущую – герой не знает, как продолжать свой путь, он как бы уперся в стену (о которой, кстати, в то время уже подумывал Уотерс), однако надеется, что сможет понять, в чем же заключается глобальный смысл жизни, и тогда две его половины – то, кем он является, и то, кем он хотел быть, – станут одним целым.
3) «What’s on My Mind». Сразу же энергично вступает ритм-секция, но с появлением вокала музыка становится более лиричной, основанной на клавишных, однако длится ненадолго. Эта песня повествует уже об отношениях между мужчиной и женщиной – лирический герой благодарит свою девушку за то, что она дала ему познать любовь, ведь только это чувство делает мужчину мужчиной. Особенно жестко гитара звучит в небольшой сольной части. Заканчивается композиция небольшим скоростным проходом ударных и гитары.
4) «Miracles Out of Nowhere». Начало темы отдано клавишным, к которым присоединяется электрогитара. Под красивую акустическую гитару и эффектную линию баса появляется вокал, позднее присоединяется фортепьяно. В припеве музыка становится энергичнее, а основную тему ведет орган. В середину ребята включили инструментал с Yes-подобными клавишными, а еще один инструментал звучит в конце, представляя собой скоростной хард-рок под орган в духе Джона Лорда. Композиция вновь посвящена духовным поискам, и основной ее мыслью является то, что именно любовь (в первую очередь, к Богу) придает жизни смысл, а вокруг нас полно чудес, которых мы часто не видим.
5) «Opus Insert». Появляются клавишные, вступает ритм-секция, однако здесь основу составляет орган. В следующей вокальной части основной уже является акустическая гитара. Так они и переключаются. В середине звучит инструментал, где под маршевые ударные играет то фортепьяно, то вибрафоны, напоминающие Gentle Giant. Здесь вновь высказывается мысль о том, что жизнь людей приобретает смысл, если они знают, что такое дружба и любовь.
6) «Questions of My Childhood». Единственная вещь, стихи к которой написал Стив Уолш. Задорное начало с фортепьяно и клавишными в духе Camel. Вокал вступает под быстрые фортепьянные аккорды, к которым присоединяются клавишные и скрипка. В конце темы звучит довольно быстрый инструментал, основанный на тандеме фортепьяно и скрипки под клавишные и постепенно смолкающий. Здесь лирический герой также задается вопросом о смысле жизни, но понимает, что ответить на него ему может помочь возлюбленная.
7) «Cheyenne Anthem». Под клавишные, органично переплетенные с акустической гитарой, возникает спокойная вокальная часть, лирика в которой очень напоминает тему «Galadriel» Barclay James Harvest. Главным героем песни является индеец из племени шайенов, гордящийся своей землей и своим народом. Вступает фортепьяно, вокал звучит более эмоционально – земля велика, и поэтому не нужно стараться прогонять кого-то, чтобы поселиться самому, однако бледнолицые, похоже, этого не понимают и желают воевать. Неожиданно появляется детский хор, поющий о начале новой эпохи, после чего звучат красивые клавишные и скрипка. Вскоре музыка становится быстрее и почему-то задорнее – основную тему ведут клавишные, а сама тема в ритме польки вызывает в голове образ циркового представления. Никогда не мог понять, к чему это здесь. Затем звучание возвращается к более серьезному под маршевые ударные, а с акустической гитарой появляется и вокал, которому подпевает женский голос. Шайен заявляет, что его народ не покинет эти равнины и будет, если придется, бороться за свою свободу. Затем вновь повторяется энергичный фрагмент, а в конце долго не смолкает голос Уолша.
8) «Magnum Opus». Данная композиция имеет продолжительность 8,5 минут, что для «великого произведения» вроде бы не так уж и много, однако если имеется в виду не величина, а значительность, тогда название вполне подходит. «Опус» делится на 6 сравнительно небольших частей, причем только одна из них вокальная. При прослушивании возникает впечатление, что эти части мало связаны друг с другом, а названия их вообще какие-то странные.
a) Father Padilla Meets the Perfect Gnat. Туземные барабаны, жутковатые клавишные звуки, удары кнута. Вступает энергичная ритм-секция с искаженной электрогитарой и тандемом вибрафона и фортепьяно. В названии упоминается отец Хуан Падилья, испанский миссионер, сопровождавший конкистадора Франсиско Васкеса де Коронадо в поисках королевства Квивира, по легендам полного богатств и находившегося, возможно, на территории современного Канзаса; в конце концов отец Хуан погиб от рук индейцев.
b) Howling at the Moon. Музыка становится лиричнее, играет орган, однако гитара воет довольно жестко, иллюстрируя название части. Говорят, именно эта вещь была вдохновением для появления в будущем прог-металлических групп. Появляются красивые клавишные под басовую линию, затем вступает гитара. Вокальная часть очень маленькая – Уолш поет о том, что они делятся с нами музыкой, и называет рок-н-ролл «воем на луну», повторяя эту фразу в конце под фортепьяно.
Дальше идут четыре инструментальные части, которые так тесно переплетены и настолько похожи, что довольно трудно определить, где какая, так что я относительно разделения могу и ошибаться.
c) Man Overboard. Звучит быстрая музыка – орган играет в духе ELP, подключаются гитара и скрипка. Темп несколько раз меняется. Название весьма иллюстративно – так и представляешь себе корабль, по палубе которого суетливо бегают матросы, желающие спасти человека, упавшего за борт.
d) Industry on Parade. Инструменты играют все тревожнее и тревожнее, довольно быстро, энергично и, можно сказать, даже шизофренично.
e) Release the Beavers. Возникают красивые клавишные, играет бас. Напряжение вновь нарастает, а музыка ускоряется.
f) Gnat Attack. Воет гитара, ритм-секция повторяет уже звучавшую мелодию. После нескольких переходов гитара выдает звуки, напоминающие полет комара. Появляется фортепьяно. Музыка замедляется. Повторяется тема начала. Звучит скрипка, а потом под продолжающую звучать ритм-секцию все внезапно прекращается.
Альбом показывает отличный синтез европейского прогрессивного рока и американского харда, так что для адекватной его оценки, видимо, нужно любить и то, и другое. В противном случае, одни будут говорить: «Испортили хорошую музыку американщиной», а другие: «Намутили в энергичный рок разных навороченных штучек». К какой категории слушателей относитесь вы, решать, конечно, только вам.
Рецензия от Featus
|