Альманах «Darker Magazine»
№ 6, июнь 2019 г.
Как создавался альбом
МЕНЕСТРЕЛЬ НА ГАЛЕРЕЕ И ПЕСНИ О РАССТАВАНИИ:
СКАЗ О ТОМ, КАК ИЭН АНДЕРСОН ЖЕНИЛСЯ ВТОРОЙ РАЗ
В 1974-м году лидер "Jethro Tull" Йен Андерсон расстался-таки со своей первой женой Дженни. Чтобы пережить расставание, музыкант сублимировал свои чувства в новые песни, которые в итоге собрались в целый альбом. О расставании. Но не с девушкой, а с родной страной.
К середине 70-х в моду вошли мобильные студии - грузовики со звукозаписывающим оборудованием, которые можно было вывезти в любую страну и приспособить почти к любым условиям. Именно такой грузовик был изготовлен на базе студии Morgan по заказу "Jethro Tull". Красный Мерседес 808 получил гордое название Maison Rouge - «Красный дом». Мобильная студия была успешно опробована на дебютнике группы Mallard (такое название взяли участники Captain Beefheart & His Magic Band без самого Капитана Бифхарта), после чего грузовик отправился в Монте-Карло, крупнейший город княжества Монако, где можно было не бояться холода и высоких поборов.
Для записи альбома Jethro приспособили здание радиостанции Монте-Карло. Внутренний балкончик этого здания, сфотографированный на обороте конверта, вдохновил название альбома - «Менестрель на галёрке». Дело в том, что в английских театрах балкончик для артистов, сопровождающих спектакль музыкой, называется менестрельской галёркой.
Для обложки альбома дирекция лэйбла Chrysalis предложила вариацию на тему акварели Джозефа Нэша «Празднество двенадцатой ночи», написанной в 1838-м году (фото внизу). Выбор подчеркнул обращение "Jethro Tull" к английскому фолку, выраженное ярче, чем когда-либо. Тем не менее, альбом занял только двадцатое место в английском чарте. Зато седьмое - в американском Billboard 200. Повинуясь цифрам, до конца года группа в прежнем составе, в компании женского струнного мини-оркестра, колесила по а Америке. В страны соцлагеря музыканты больше не заезжали. Хотя летом 1975-го "Jethro Tull" выступили в Санкт-Петербурге... а, нет, в американском Сент-Питерсберге. Оговорка по Фрейду, или скорее по "Джеку Восьмёркину - американцу", в котором эта путаница впервые была освещена...
По завершении тура "Jethro Tull" лишились бас-гитариста. В свои неполные тридцать Джеффри Хэммонд решил, что слишком стар для рок-н-ролла, и предпочёл карьеру художника, как Сид Барретт из "Pink Floyd". Фламенко-рок-группа "Carmen", выступавшая на разогреве у "Jethro Tull" в начале года, как раз прекратила существование, её бас-гитарист Джон Гласкок оперативно занял освободившееся место, ему ещё двадцать пять не исполнилось.
Роль комедианта, от которой Джеффри в своё время освободил «окаянного юродивого» Андерсона, оказалась Гласкоку не по плечу. Шоу спасла Шона Лиройд, менеджер лэйбла Chrysalis. Девушка выходила на сцену в эффектном боди, Андерсон послушно брал из её рук инструменты, как дрессированный зверь. Весёлая идиллия продолжалась и за сценой. Никто не удивился, когда в 1976-м Шона и Йен поженились. Песен о расставании больше не было.
Cold Wind to Valhalla. Альбом объединил сквозной сюжет - некий менестрель даёт закрытый концерт для молчаливой аудитории, объявляет песни и иногда вставляет другие фразы. В тексте «Холодного ветра в Вальхаллу» Андерсон, большой любитель мотоциклов, сетует, что пусть современные байкеры и считают себя наследниками викингов, среди них нет героев, достойных загробного пиршества в Вальхалле. В песне использовался нестандартный гитарный строй, гитарист Мартин Барр так ни разу и не заморочился исполнить песню на концерте.
Baker St. Muse, part 5: Mother England Reverie Бoльшую часть второй стороны пластинки занял эпик «Муза Бейкер-стрит». Андерсон немного жил в центре Лондона и частенько гулял по улице, прославленной Шерлоком Холмсом. Эти прогулки показали, что центр города так же забит пьяными и похотливыми «аквалангами», как окраины. Об этом и рассказал эпик. Вот только Андерсон - не противоположность людей, а в лучшем случае муза, вдохновляющая на развитие. Закончив песню, герой альбома хочет выйти из «театра», но не находит дверей.
На фото вверху:
"Jethro Tull" в 1975-м году. Этот снимок послужил фоном для внутреннего конверта пластинки «Minstrel in the Gallery». Фотография оцветнена. На снимке стоят: Мартин Барр (гитара) и Джеффри Хэммонд (бас-гитара); сидят: Йен Андерсон (вокал, флейта), Джон Эванс (клавишные), Барри Барлоу (барабаны). Хорошее настроение только у Эванса. Позже Андерсон говорил, что у клавишника был роман со всеми участницами мини-оркестра.
Автор:
Михаил Белоногов
(19.5.2018 г.)
Источник:
Классика прогрессивного рока
Опубликовано:
30.07.2019 г.
|