Журнал "HR Pilorama", 1993 г.
(На фото - обложка выпуска, откуда взята статья)
«Judas Priest» - представители среднего поколения тяжелого рока на Западе, предтечи «новой волны британского тяжелого металла» (НВБТМ). История коллектива, давно считающегося ветераном британской рок-сцены, состоит из взлетов и падений (так, кстати, называлась статья Дмитрия Шавырина, опубликованная в газете «Московский Комсомолец» - «История взлетов и падений»)…
Западная музыкальная пресса неоднозначно оценивает эту группу, недавно отпраздновавшую свое 20-летие. Так, например, «Метал хэммер» писал, что «Judas Priest» войдут в историю английского и мирового рока своими «классными песнями и замечательными концертами, причем не за счет вспомогательных технических средств, а благодаря разработке новых стилистических идей». Хотя в этом же номере отмечалось, что «Judas Priest» – это «многократное перекопированние всего ранее исполненного и спетого»…
«Мелодии мейкер» прямо противоположного мнения (оговоримся сразу, что это британское издание никогда не жалует «тяжелые» составы): «Хэви-метал-рок – наиболее несчастная из всех форм музыки, которая живет за счет показной мужественности, силы и даже насилия. Стиль настолько примитивен и стерилен, что создал за последнее время лишь трех интересных музыкантов – Ронни Дио, Эдди ван Хэйлена и Ингви Мальмстина (статья была написана до завоевания всемирной славы «Queensryche» и «Metallica»). Во главе музыкального примитива – они, «Judas Priest», возглавляемые абсурдным вокалистом и сочинителем Робом Хэлфордом. Это комикс без картинок и текста»…
Наиболее объективным, на наш взгляд, оказался американский журнал «Крим»: «Judas Priest» относятся к разряду «монстров рока» и так называемых «упрямцев» («Deep Purple», «Aerosmith», «Dio», «Kiss», «Motorhead» и др.), которые долгие годы идут собственной, но уже до предела истоптанной дорогой. Эти группы имеют привычки распадаться (сия чаша «Judas Priest» миновала), менять прически, одежды, грим, но не музыку – продолжают тянуть нелегкое ярмо собственной славы, не дающей им покоя. Говорят – искусство требует жертв, и нынешняя деятельность таких «звезд» - каждодневная жертва самим себе и сложившемуся имиджу. Их тяжелый труд вызывает уважение хотя бы в силу его удручающей монотонности. Тем более, что, как и всякий другой, он приносит свои плоды – благодаря своему упорству рокерам далеко не первой молодости удается до сих пор привлекать внимание молодежной аудитории»…
Оставим, однако, музыкальных критиков и начнем все по порядку…
Группа, название которой можно перевести как "Иудейский священник" (возможны варианты "Священник Иуда" и "Раввин"), была сформирована в промышленном Бирмингеме в 1969 году. Из оригинального состава до сегодняшнего дня никто не дошел. Первым вокалистом "иудаистов" был некий Алан Эткинс (в начале 91-го увидел свет его сольник под названием "Jugement Day"). Этот проект просуществовал всего несколько лет, особой популярностью не пользовался и в начале 70-х приказал долго жить. Запомнилось, пожалуй, лишь название.
Второе рождение группы произошло на рубеже 1972/73 годов... Именно тогда и был в принципе заложен фундамент нынешнего состава, поэтому принято считать датой ее рождения 1973 год. Исходным составом принято называть следующих музыкантов: Кей Кей Даунинг (гитара), Ян Хилл (бас-гитара), Роб Хэлфолд (вокал), Гленн Типтон (гитара) и Джон Хинч (ударные). Этот состав сформировался к 1974 году, когда парни наконец подписали контракт с "независимой" фирмой грамзаписи "Галл" ("Gull").
Конечно же, фанаты группы жаждут мельчайших подробностей. Немного удовлетворим их желание. У истоков стояли Кеннет Кей Кей Даунинг и Ян Хилл, набившие руку в местных рок-командах. К 1971 году в составе появился Роб Хэлфолд, работавший театральным осветителем и командовавший микрофонной стойкой в "Lord Lucifer" и "Hiroshima", а тремя годами позже примкнули Гленни Типтон, выступавший в качестве пианиста (!) в группе "The Flying Hat Band" и игравший на гитаре в нескольких бирмингемских формациях, и Джо Хинч, также из местной рок-тусовки.
По вопросу создания коллектива часто возникают споры. Вот мнение рок-энциклопедии "Кто есть кто": "Группа "Judas Priest" была заложена Гленном Типтоном и певцом Робом Хэлфолдом, но ее окончательный состав и стиль сложился лишь к 1976 году, когда "пристерз" уже стали лондонским ансамблем. Начинали они как квартет из Бирмингема, дополнив себя басистом Яном Хиллом и одним парнем, игравшим на барабанах. Следует особо подчеркнуть, что единственное место, где у группы всегда были проблемы - это место за ударной установкой (в 1989 году, кажется, эта ситуация улучшилась)... На первом этапе на барабанах играли Джонни Эллис и Крис Кэмпбелл. Лишь к записи дебютного альбома за бочками удобно разместился более-менее стабильный человек - Джон Хинч. Первые выступления проходили в молодежных клубах Бирмингема, где и начинала складываться будущая многотысячная (и даже миллионная) аудитория "Judas Priest". Вскоре состав увеличился до пяти человек: почти в одно время с Хиксом нарисовался второй соло-гитарист Кей Кей Даунинг (напоминаем, что в других источниках его называют в числе организаторов группы - прим.авт.). Во многом "иудеи" подражали тогда своим землякам из "Black Sabbath".
Свою карьеру "JP" (возьмем для удобства это сокращение) начали с исполнения традиционного хард-рока, играя в небольших рабочих клубах и пабах. Их музыка сильно напоминала ранних "Deep Purple" и уже упомянутых "сэббетс": именно такой материал содержался на первой пластинке "Rocka Rolla" ('74).
Дадим слово биографу группы: "Два года ребятам пришлось играть в небольших кабачках родного Бирмингема, пока им не удалось подписать контракт с компанией "Декка-Галл", на которой в 1974 году с большим трудом сделали свою первую официальную запись - альбом "Rocka Rolla". Пресса не очень приветливо встретила появление нового проекта, сравнив его с "Black Sabbath", а Роба Хэлфорда - с Дэвидом Кавердейлом из "Deep Purple" плюс Дэнни Маккаферти из "Nazareth" (сравнения эти были негативные: штампы, повторы, чуть ли не плагиат)"...
Лидером и руководителем команды сразу же стал ведущий вокалист Роб Хэлфолд, стилю которого ныне подражают многие хэви-метал-бойцы: Брюс Дикинсон ("Iron Maiden"), Удо Диркшнайдер ("Accept"), Джефф Тейт ("Queensryche") и многие другие виртуозы "металлического" пения. Одной из его основных сценических "находок" было появление на эстраде во время представления его группы на... мощном мотоцикле марки "Харли-Дэвидсон". Это удивило многих! Один из критиков писал: "Роб Хэлфолд - отменный шоумен! Он действует на манер героя одной из песен "Led Zeppelin", повествующей об "ангелах смерти" на ревущих мотоциклах". Были и негативные отзывы на это "комедиантство": "Стараясь выделиться, музыканты "JP" ошеломляют чем угодно, но только не своей музыкой. Чтобы окончательно передавить конкурентов, они ввели сатанинские элементы - на их концертах бушуют землетрясения, сверкают молнии, толпятся вурдалаки и прочая дьявольская нечисть. Для наглядности приведем фрагмент описания одного из их шоу. На сцену вылетают на мотоциклах длинноволосые чудовища (Роб явно под это описание не подходит со своей жиденькой шевелюрой - прим.авт.) в тевтонских шлемах с рогами, в цепях, обвешанные нацистской символикой (далась им эта символика - прим. авт.) и обтянутые черной кожей!!!"
Их появление на свет совпало с мощным наступлением панк-рока, с которым тогда отваживался вести борьбу редкий исполнитель харда. "Гастролировать тогда позволяли себе лишь мы и "UFO", - вспоминает Роб. К тому же у зловредного "панка" появились вскоре и союзники (они же конкуренты) в лице "диско" и "новой волны". Борьба шла явно не на равных (о правилах мы уже не говорим): "динозавры" вроде "Deep Purple" и "Led Zeppelin" попрятались, зализывая раны. Лишь такие составы, как ирландский "Thin Lizzy", американские "Boston" и "Styx" или "Rainbow", возглавляемые "королем хард-роковой гитары" Ритчи Блэкмором, смогли привлечь внимание большой аудитории.
Тем не менее, "JP" с упорством загнанного зверя продолжали играть "металл", введя в свой арсенал две лидер-гитары, играющие в унисон и на большой громкости. Кстати, этот прием, опробованный впервые Джеффом Беком и Джимми Пейджем в "Yardbirds" и развитый затем "Wishbone Ash", "Allman Brothers" и "Status Quo", в последующем накрепко прижился в "рок-металлургии" 80-х.
Итак, "пристерз" исполняли рок-музыку в стиле, который сейчас принято именовать "хэви-метал". Как и подавляющее большинство коллег по направлению, они за образец взяли "Led Zeppelin" и "Deep Purple", а также своих соседей из "Black Sabbath". В дальнейшем хэви-метал-квинтет "JP" многое перенял у "AC/DC" и "Motorhead".
Рок-энциклопедия: "JP", по мнению многих критиков, у себя на родине "всегда были и остаются ныне типичными середняками, самым прилежным образом копирующим Осборна и Ко и их адептов в лице "Blue Oyster Cult". Действительно, "священники" в общем-то никогда не стояли так высоко, как этого хотели бы некоторые, а всегда были в тени близких им по стилю "Black Sabbath" и "Iron Maiden" (за редким исключением)...
Учитывая ошибки, допущенные при составлении дебютного диска, музыканты, добавив в свои песни одновременно и резкости, и мелодичности, заменили ударника (им стал Алан Мур из "Sundance") и записали второй лонгплей "Sad Wings Of Destiny" ('76). Он стал первым "взлетом" наших героев. Продюсером альбома выступил Томас Олэм по прозвищу "Полковник", известный по работе с "Black Sabbath" (в дальнейшем сотрудничал с "Tourists", "Pat Travers Band", "Def Leppard", "Y And T" и др.), а помогал ему звукоинженер Крис Цангаридис, также засветившийся на "сэббетс".
1976 год принес "JP" выступление на традиционном и очень популярном рок-форуме в английском городке Рединг, где их партнерами были "Ted Nugent" и "Manfred Mann's Earth Band", и первое турне по Соединенным Штатам Америки, которое значительно повлияло на дальнейшую музыку группы. Но вечный бич - "чехарда с ударниками" - вновь напомнил о себе: в 1977 году соскочил Мур, некоторое время парней выручал популярный сессионный музыкант Саймон Филлипс ("The Metro", "The Jack Bruce Band" и др.). С последним "JP" и сделали следующую долгоиграющую пластинку "Stained Glass" ('78), продюсером которой был экс-"пепл" Роджер Гловер. (Кстати, название диска часто пишут неверно: вместо "Glass" - "стекло", указывают "Class", т. е. "класс") (Прим. редактора: Полная галиматья. Пластинка так и называется - "Stained Class" - Класс, а не Гласс. К тому же Гловер был продюсером не этого диска, а предыдущего). Эта работа, вошедшая в британские "Топ 50", закрепила за "JP" репутацию эталонной группы тяжелого металла. В связи с последним, хочется привести слова лидера "Whitesnake" Дэвида Кавердейла: "JP" и "Motorhead" - типичные британские металлороковые группы. В отличие от них, мы более блюз-ориентированы"...
К описываемому моменту английская пятерка уже завоевала популярность не только в Европе, но также в Штатах и Японии... Весь оставшийся год прошел в разъездах. Шоу команды Хэлфолда впечатляли: постоянные "дуэли" двух соло-гитаристов, уже упоминаемые выезды певца на сцену на рычащем мотоцикле, кожано-металлические "доспехи" оркестрантов, музыкально-технические эффекты и, в довершение всего - постоянно маячившая маска-талисман по кличке Стив...
Следующий альбом - "Killing Machine" ('78) - был составлен из концертных записей и годом позже был переиздан в Штатах под названием "Hell Bent For А Leather" (Прим. редактора: И снова полная галиматья. Пластинка была студийной, видимо автор перепутал ее с концертным альбомом 1979 года). Биограф: "1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую сцену "новой волной" (не путать с НВБТМ): альбомы "Застывшее стекло" (Прим. редактора: Имеется в виду "Класс") и "Машина-убийца" стали своего рода квинтэссенцией "тяжелого металла" и послужили впоследствии моделью для таких групп, как "Def Leppard" и "White Lion" (они лишь облегчили звук - прим. авт.)... "Стекло" (Прим. редактора: Имеется в виду "Класс") попал в американский хит-парад, разойдясь большим для "металлической" продукции тиражом. Но по-прежнему оставалась "ударная проблема". Саймон Филлипс, решивший продолжить кочевую жизнь ("MSG", Gary Moore и др.), был заменен на бывшего участника "Eric Burdon Band" Лесли Бинкса, пробывшего в составе до конца 79-го (Прим. редактора: Саймон Филлипс покинул JP еще в 1977 году, тогда-то его и заменил Бинкс). Но перед ретирадой последнего вышел первый концертник "Unleashed In The East" ('79). Об уровне его популярности говорит тот факт, что в 1980 году в США диск занял в итоговом списке "Биллборд" 88-е место, что для зарубежных, да еще "хэви-метал" исполнителей является несомненным достижением (да еще в то время)!!!
Но недруги "JP" и их стиля не унимались: критики всячески издевались над лондонской пятеркой (как правило, основанием для насмешек служили весьма прямолинейные тексты песен без какого бы то ни было намека на юмор ("Когда я начал писать песни, я был вдохновлен текстами "JP", - рассказывает лидер "Metallica" Джеймс Хэтфилд, - но затем я понял, что эта готическая фантазия, эти мечтательные тексты - полное дерьмо; я хотел писать о реальных вещах"), поносили музыкантов за их агрессивную музыку и такой же агрессивный внешний вид. Но среди молодежи, увлеченной НВБТМ, "JP" стали кумирами.
Наконец группе повезло: "уставшего от бесконечных гастролей" Бинкса подменили Дэвидом Холлэндом, известным по работе с Гленном Хьюзом в "Trapeze".
ПРОДОЛЖЕНИЕ - ВНИЗУ
|