Джими Хендрикс. Electric Ladyland, 1968 г.

JIMI HENDRIX EXPERIENCE ~ 1968
ELECTRIC LADYLAND
Рок-энциклопедия


"Electric Ladyland" - 3-й и последний прижизненный альбом американского рок-музыканта Джими Хендрикса. Записывался с перерывами с июля 1967 года по август 1968-го на Record Plant Studios и Mayfair Studios в Нью-Йорке, а также на Olympic Studios в Лондоне. Продюсером выступил сам Хендрикс, посчитав, что Чендлер слишком ограничивает его творческую фантазию. Релиз состоялся 16 октября 1968 года на лейблах Reprise Records в США, на Track Record в Великобритании, и на Polydor в других странах. В американском хит-параде занял 1-е место, а в британском - 5-е. В США и Великобритании "Electric Ladyland" вышел в совершенно разных конвертах, однако замены песен, как это было на первом альбоме, не было. Сразу после выпуска альбома Хендрикс избавился от басиста, с которым имел конфликты, а затем и от барабанщика, наняв вместо них чернокожих музыкантов.



Российские выпуски альбома
"Santa Records" и "Aprelevka Sound Inc."


Jimi Hendrix, 1968, "Electric Ladyland", Россия




Jimi Hendrix
"Electric Ladyland"
1968 г.


Все песни написал Джими Хендрикс, кроме тех, которые специально отмечены
Arranged by Jimi Hendrix


Side 1:
1. ...And the Gods Made Love - 1:21
2. Have You Ever Been (To Electric Ladyland) - 2:11
3. Crosstown Traffic - 2:25
4. Voodoo Chile - 15:00

Side 2:
5. Little Miss Strange (Noel Redding) - 2:52
6. Long Hot Summer Night - 3:27
7. Come On (Let the Good Times Roll) (Earl King) - 4:09
8. Gypsy Eyes - 3:43
9. Burning of the Midnight Lamp - 3:39

Side 3:
10. Rainy Day, Dream Away - 3:42
11. 1983... (A Merman I Should Turn to Be) - 13:39
12. Moon, Turn the Tides... Gently Gently Away - 1:02

Side 4:
13. Still Raining, Still Dreaming - 4:25
14. House Burning Down - 4:33
15. All Along the Watchtower (Bob Dylan) - 4:01
16. Voodoo Child (Slight Return) - 5:12


Jimi Hendrix - guitars, bass on 2, 6 8, 11, 14, 15, piano, vocals
Noel Redding – bass, acoustic guitar, lead vocal on 5
Mitch Mitchell – drums, lead vocal on 5, backing vocals
+
Jack Casady – bass on 4
Dave Mason – twelve string guitar on 15
Al Kooper – piano on 6
Steve Winwood – organ on 4
Mike Finnigan – organ
Chris Wood – flutes
Buddy Miles – drums on 10, 13
Freddie Smith – tenor saxophone


Length - 75:47
Released October 16, 1968
Recorded July 1967 - August 1968 at:
- Olympic Studios, London;
- Record Plant Studios, New York;
- Mayfair Studios, New York.

Engineers: Eddie Kramer and Gary Kellgren
Mixed by Jimi Hendrix, Eddie Kramer, and Gary Kellgren
Labels: Reprise, Track, Barclay, Polydor
Produced by Jimi Hendrix


Американские выпуски альбома


Jimi Hendrix, 1968, "Electric Ladyland", USA

Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968, США


Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968 г. американские выпуски





Electric Ladyland - "Страна электрической дамы" - третий и последний альбом группы The Jimi Hendrix Experience, выпущенный в 1968 году фирмой Reprise Records в США, Track Records - в Соединенном Королевстве, Barclay Records - во Франции, Polydor - в других странах Европы, в Японии и др. Electric Ladyland, написанный и спродюссированный, главным образом, самим Джими Хендриксом, демонстрирует пик его мастерства игры на электрогитаре. Это не только последний из его альбомов, сделанных вместе с группой The Jimi Hendrix Experience, но и последний из студийных альбомов Хендрикса, спродюссированный непосредственно при его участии. Electric Ladyland - самый популярный альбом Хендрикса, и турне в поддержку альбома было самыми популярными гастролями музыканта. После Electric Ladyland, Хендрикс провел оставшиеся два года своей жизни в попытках организовать новую группу и записал множество песен, из которых составлялись его уже посмертные альбомы.

Двойной альбом Electric Ladyland вместил в себя многогранный талант Хендрикса в самых различных жанрах и стилях музыки: психоделия "Burning of the Midnight Lamp", продолжительный блюзовый джем "Voodoo Chile", рок-н-ролл по ново-орлеански "Come On", эпическая студийная работа "1983... (A Merman I Should Turn to Be)", социальный комментарий "House Burning Down". Этот же альбом содержит одни из самых знаменитых вещей Хендрикса - "Voodoo Child (Slight Return)" и сильный кавер песни Дилана "All Along the Watchtower". Самому Бобу Дилану очень нравилась эта версия Джими, где он сыграл слайд-гитару с помощью зажигалки.

В списках самых лучших альбомов всех времен Electric Ladyland занимает 38 место в журнале Q (2005), №54 в Rolling Stone (2003), №72 в телеканале VH1 (2003).


ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Английские выпуски альбома
на Track Records и Polydor Records


Jimi Hendrix, 1968, "Electric Ladyland", Великобритания

Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968, Great Britain

Сверху конверт от Track Records, снизу - Polydor Records

Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968 г. UK

Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968 г. England

Jimi Hendrix, "Electric Ladyland", 1968 г. английский выпуск


Голые девчонки. Журнал Музыка Высшего Интима


В январе 1968-го The Jimi Hendrix Experience приехали на гастроли в Швецию. После первого концерта Хендрикс выпил, и по его уверениям ему что-то подмешали в алкоголь. В результате, он пришел в невменяемое состояние и в ярости крушил свой гостиничный номер так, что повредил себе руку и в конце концов, был арестован полицией. 6 января на гастролях в Дании у Джими украли его знаменитую шляпу. Остальные концерты прошли без скандалов, только Хендриксу пришлось провести какое-то время в Швеции, в ожидании решения суда. В конце концов, ему назначили большой штраф.

Вернувшись в Англию, The Jimi Hendrix Experience начала было записывать новый альбом в лондонской студии Olympic, но прервала сессии из-за очередных концертов. Сначала - в парижском зале Olympia, а затем группа улетела в свое первое турне по США и вернулась к записи альбома только три месяца спустя, уже в Нью-Йорке. Известные звукоинженеры Гари Келлгрен и Крис Стоун тогда только открыли новую студию записи Record Plant прямо вблизи всех любимых нью-йоркских клубов Хендрикса. Несмотря на требования Стоуна, чтобы 90% всей записи проходило под контролем его напарника Келлгрена, записи свидетельствуют о том, что большая часть работы была сделана с любимым инженером Хендрикса Эдди Крамером. Келлгрен работал только над двумя песнями альбома, а также помогал Крамеру при окончательном сведении альбома.

Во время записи Electric Ladyland Хендрикс крепко поссорился со своим менеджером и продюссером Чесом Чэндлером и с басистом Ноэлем Реддингом. Причин было несколько. Во-первых, Хендрикс, уставший от изматывающих гастролей и тяжелого процесса записи, стал совмещать полезное с приятным, приглашая в студию друзей и знакомых. Процесс записи растягивался бесконечно, поскольку Джими мог отвлекаться с друзьями в любое время, принимая наркотики, алкоголь и т.п. В то же время, Джими начал бесконечно экспериментировать с различными комбинациями музыкантов, инструментов и различными электронными эффектами. К записи альбома привлекались, например, Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из группы Traffic, барабанщик Бадди Майлз и бывший клавишник Боба Дилана Эл Купер. Помимо участвовавших в записи музыкантов, в студии всегда торчали какие-нибудь тусовщики - друзья и подруги Хендрикса. Чэндлер начал выказывать раздражение от всех этих тусовок и зависания в студии сутками. Хендрикс нередко приступал к записи среди ночи, при скоплении в студии множества тусовщиков. Это ускорило уход Чэндлера от дел, он вскоре передал весь контроль за пультом самому Хендриксу.


ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ



Во-вторых, Хендрикс достал Чэндлера своей неуемной страстью к бесконечному совершенствованию. Как истинный художник, Хендрикс оставался вечно неудовлетворен своей работой и делал по много дублей каждой песни. Особенно прославилась "Gypsy Eyes", которую, говорят, записывали более 50 раз. Профессиональное и музыкальное мышление Чэндлера было ориентировано слишком коммерчески. Студийное время для него было свято. Его приучили, что песни надо записывать в считанные часы, и как каждая шашка стремится в "дамки", так каждая песня должна была, по его мнению, быть нацелена на выпуск на сорокопятке.

Первые два альбома The Jimi Hendrix Experience явно свидетельствуют о влиянии Чэндлера: обе пластинки записывались в кратчайшие сроки, большинство песен имеют типичную структуру поп-песен и большая их часть длится менее 4 минут - такая длительность как раз вписывается в коммерческий радиоформат. В Electric Ladyland Хендрикс начал настойчиво отступать от подобной концепции, что возмутило всё естество Чэндлера и побудило его, в конце концов, выйти из игры. В мае 1968 он продал свою долю в менеджерской компании своему компаньону Майклу Джеффери.

Стремление Хендрикса к совершенству выводило из себя и басиста Реддинга. Он часто выбегал из студии в раздражении, не в силах терпеть бесчисленное количество дублей. А когда возвращался, обнаруживал, что Хендрикс, в его отсутствие, записал басовую партию сам. Во многих вещах так и осталась басовая партия в исполнении Хендрикса, а в "1983" даже соло на басу. Хендрикс часто писал бас сам, чтобы ускорить процесс. Зато Реддинг отвел душу, записав в альбоме собственную песню - "Little Miss Strange", исполнив главный вокал при поддержке барабанщика Митчелла и аккомпанируя себе на акустической гитаре.

Освободившись от опеки Чэндлера, Хендрикс дал простор собственным творческим идеям. Песни в Electric Ladyland отошли от поп-стандарта, имеют более сложную и непредсказуемую структуру, а иногда даже лишены какой-либо узнаваемой мелодии. В темах и музыке альбома Хендрикс ушел далеко от того, что писал раньше. Он записал сам все бэкинг-вокалы в заглавной песне "Have You Ever Been (To Electric Ladyland)", а также в "Long Hot Summer Night", и говорят, был очень доволен результатом. Запись альбома вышла далеко за рамки трио The Jimi Hendrix Experience. В записи участвовали Дэйв Мейсон, Крис Вуд и Стив Уинвуд из Traffic, Бадди Майлз - барабанщик следующей группы Хендрикса Band of Gypsys, басист Jefferson Airplane Джек Кэседи и бывший органист Дилана Эл Купер.


ОКОНЧАНИЕ НИЖЕ



Electric Ladyland вышел сначала в США в сентябре 1968 и возглавил американские чарты, став первым для Хендрикса альбомом №1. Хендрикс четко описал компании Reprise, какой он хотел видеть обложку: с цветной фотографией, сделанным Линдой Истман (будущей женой Пола Маккартни), где музыканты The Jimi Hendrix Experience сидят с детьми на статуе Алисы в Стране Чудес в Центральном Парке Нью-Йорка. Это фото в уменьшенном виде и черно-белом варианте можно увидеть с левого края на внутреннем развороте американского конверта. Однако компания-издатель почему-то проигнорировала желание автора и выбрала на обложку фотографию Хендрикса, сделанную Карлом Феррисом.

Еще более вольно обошлась с Хендриксом Track Records, выпустившая альбом в Соединенном Королевстве, которая поместила на обложке 19 голых женщин, сидящих на темном фоне с конвертами пластинок Хендрикса в руках. В фильме The Boat That Rocked (Рок-волна) есть эпизод - явная аллюзия на эту обложку (когда радиодиджей Марк сидит в трюме с толпой голых женщин). Любопытно, что произошел казус даже с названием альбома. Какой-то студийный техник перепутал слова, подписал альбом Electric Landlady, и он едва не пошел в печать под этим именем, если б ошибку не заметил вовремя сам Хендрикс, что окончательно вывело его из себя. Это название, кстати - Electric Landlady (Электрическая домовладелица) - позже использовала для своего альбома певица Кирсти Макколл.

По традиции двойных альбомов, 1-ая сторона Electric Ladyland совмещена на одной пластинке с четвертой, а вторая - с третьей. Это называлось "автоспаривание" и было расчитано на последовательное проигрывание пластинок в автоматических виниловых чейнджерах. Позже издатели альбома на CD ошибочно записывали после первой стороны четвертую и так далее.

Electric Ladyland имел большой успех по выходу в свет как у публики, так и у критиков. Он две недели возглавлял хит-парад альбомов США в ноябре 1968. В Британии его популярность была поскромнее - №6 в чартах. С годами англичане научились ценить Electric Ladyland выше, и сейчас он стоит № 10 в 100 лучших рок-альбомов всех времён по версии журнала Classic Rock. В журнале Times альбому отвели 37-ое место в такой же сотне. По опросу читателей журнала Q в 2005 году Electric Ladyland - альбом №38 среди лучших альбомов всех времён. Ну и конечно же, все три прижизненных альбома Джими Хендрикса, в том числе Electric Ladyland, попали в книгу 1001 альбом, которые надо послушать, прежде чем умрешь.

На виниле естественно все гоняются за английской обложкой, полной голых и совсем не электрических дам. Джими переворачивается в гробу, эта обложка ему с самого начала не нравилась, он говорил, что эта порнография не имеет никакого отношения к его песням... Дороже всего стоит первое издание на Track Record (613008/9) 1968 года - от 15000 руб. и выше. Английское переиздание 1973 года на Polydor Records стоит поменьше.

Источник:
Oldies But Goldies



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ДЖИМИ ХЕНДРИКСА

ДЖИМИ ХЕНДРИКС: ВЗГЛЯД ИЗ БУДУЩЕГО


Jimi Hendrix, 1968 г. Electric Ladyland. Рок-энциклопедия


Вернуться в JIMI HENDRIX

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ