Советский джаз
Советский джаз - жанр советского музыкально-исполнительского искусства, развившийся на иной, посравнению с американским джазом, национальной основе и приобретший в процессе развития новые оригинальные черты, связанные с традициями отечественной музыкальной культуры.
Процесс становления джаза в нашей стране начался в 20-е годы. Зарождение нового жанра искусства осуществлялось путем проникновения в бытовую музыку некоторых его типичных черт. Новый тип мелодики, специфические исполнительские приемы, метро-ритмические особенности - все это было характерно и для отечественной танцевальной музыки того времени, которая вбирала в себя самые различные элементы джаза. Первым, кто познакомил советскую публику с джазом, был поэт Валентин Парнах, вернувшийся из Парижа, где он слышал негритянский ансамбль «Jazz Kings» Луиса Митчела, и вскоре организовавший «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр - джаз-банд», дебютировавший 1 октября 1922 года в Москве. Он же написал несколько статей о джазе, опубликованных в журналах «Вещь», «Зрелища» и «Рупор».
В 1924-м году были созданы еще два ансамбля, исполнявших джазовую музыку, - харьковский, которым руководил композитор Юлий Мейтус, и московский «ПЭКСА» («Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль») п/у Леонида Варпаховского. Существенное влияние на дальнейшее развитие джаза в нашей стране оказало знакомство музыкантов с подлинным негритянским джазом.
В 1926-м году в Москве, Харькове, Киеве и Одессе гастролировал ансамбль Френка Уитерса, в котором играл знаменитый сопрано-саксофонист Сидней Беше. С этим коллективом выступала также негритянская певица Коретти Арле-Тиц, эмигрировавшая до революции в Россию. Тогда же в Москве и Ленинграде проходили гастроли негритянской оперетты, ставившей обозрение «Шоколадные ребята» и оркестра Сэма Byдинга, в котором играли известные музыканты - трубач Томми Ладниер, тромбонист Херб Флеминг, саксофонист Джин Седрик. Послеконцертов негритянских артистов интерес к джазу в нашей стране заметно возрос. В прессе стали чаще появляться статьи о джазе, а ленинградское издательство «Academia» выпустило сборник переводных статей «Джаз-банд и современная музыка». Создаются новые оркестры, для которых отправной точкой послужили впечатления от выступлений негритянских музыкантов.
Рождение профессионального джаза в СССР связано с появлением в 1927 году «Ама-джаза» Александра Цфасмана, организованного при кооперативном музыкальном издательстве «АМА» (Ассоциация московских авторов). В 1928 году оркестр участвовал в первой джазовой передаче по радио, а спустя четыре года снялся в первой звуковой кинопрограмме. Этот коллектив просуществовал до 1938 года и исполнял преимущественно инструментальную музыку.
Почти одновременно с Александром Цфасманом в Ленинграде создает «Первый концертный джаз-банд» Леопольд Теплицкий, незадолго до этого вернувшийся из командировки в США, где он стажировался при оркестре Поля Уайтмена. Новый коллектив состоял, главным образом, из преподавателей Ленинградской консерватории и солистов оркестра Государственного академического театра оперы и балета. В программы концертных выступлений включались произведения американских композиторов, фрагменты из наиболее известных сочинений композиторов-классиков в джазовых транскрипциях, а также блюзы и спиричуэле, которые исполняли Коретти Арле-Тиц и Анна Кернер.
В апреле 1928 года дебютировал другой ленинградский оркестр - «Передвижной концертный джаз-банд» под управлением Бориса Крупышева, а год спустя начинает выступать со своей «Джаз-капеллой» Георгий Ландсберг. В отличие от своих предшественников, Георгий Ландсберг включал в программу концертных выступлений, кроме пьес американских авторов, и произведения молодых советских композиторов, работавших в области джаза, - Алексея Животова, Симона Когана и Генриха Терпиловского.
В марте 1929 года состоялась премьера «Теа-джаза» (театрализованного джаза), организованного актером Ленинградского театра сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским. По своему инструментальному составу (две трубы, тромбон, три саксофона и ритмическая группа) оркестр представлял собой копию джазовых коллективов, получивших в то время широкое распространение в странах Западной Европы. Его программы носили развлекательный характер и были построены по определенному сценарию. В концертах, наряду с оркестровыми пьесами, исполнялись песни, танцы, скетчи, акробатические номера и т. п. В содружестве с композитором Исааком Дунаевским было создано несколько интересных программ, из которых лучшими являются «Джаз на повороте» и «Музыкальный магазин». Впоследствии Л. Утесов отошел от джаза и связал свою творческую карьеру с пропагандой советской массовой песни, а Я. Скоморовский вскоре организовал свой оркестр.
Осенью 1929 года в Харькове дебютировал еще один «теа-джаз», руководимый Борисом Ренским. В 30-е годы джаз-оркестры активно пропагандируют советскую песню, вследствие чего главной для подавляющего большинства коллективов стала аккомпаниаторская функция. Однако некоторые из них тяготели к исполнению инструментальной музыки, в том числе оркестры Георгия Ландсберга, Александра Цфасмана, Якова Скоморовского, а также оркестр Александра Варламова, организованней в 1934 году и выступавший некоторое время с негритянской певицей Целестиной Коол.
В этот период в Советском Союзе гастролировали многие зарубежные коллективы: оркестры Хэла Уинна (1934) и Джека Бартона (1935 год) из Англии, Бобби Астора и «Weintraubs Syncopators» (1935-1937 годы) из Германии, Антонина Циглера (1934-1935 годы) и Отто Сутецкого (1936-1937 годы) из Чехословакии, Макке Берга (1936 год) из Швеции и другие. Немалую роль в пропаганде джаза сыграл ленинградский писатель Сергей Колбасьев, выступавший с публичными лекциями и организовавший на ленинградском радио передачу о джазе.
В середине 30-х годов джаз приобретает значительную популярность во всей стране. В 1938 году по решению Комитета по делам искусств был создан Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель Матвей Блантер, главный дирижер Виктор Кнушевицкий). Тогда же был организован и оркестр Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфасман. Советская джазовая музыка начала peгyлярно звучать по радио. Этот оркестр принял участие также в первой телепередаче о джазе. В 1940 году аналогичный коллектив был создан Николаем Минхом на Ленинградском радио. В этот период появляются джазовые коллективы и в союзных республиках. В 30-е годы заметно вырос исполнительский уровень советских джаз-оркестров. Появились талантливые аранжировщики (Леонид Дидерихс, Виктор Кнушевицкий), а также ряд прекрасных исполнителей, среди которых Петр Борискин, Владимир Сафонов, Яков Скоморовский (труба), Александр Васильев, Эмиль Гейгнер, Орест Кандат, Владимир Костылев, Аркадий Котлярский, Александр Рывчун (саксофон), Александр Цфасман (фортепиано), Лаци Олах (ударные инструменты) и другие.
В годы Великой Отечественной войны советский джаз частично отошел от инструментальных форм и слился с массовой песней и эстрадным искусством. Многие оркестры вели большую концертную работу и часто выступали перед бойцами и командирами Советской Армии. Это коллективы А. Варламова, В. Кнушевицкого, Н. Минха, Я. Скоморовского, Л. Утесова, А. Цфасмана и многие другие.
В послевоенные годы постепенно совершается переход от песенных к разнообразным инструментальным формам джаза. Наряду с оркестрами, продолжающими традиции лучших коллективов 30-х годах, появляются небольшие ансамбли, исполняющие импровизационную джазовую музыку.
Большое влияние на дальнейшее развитие джаза в СССР оказал проходивший в 1957 году в Москве Всемирный фестиваль молодежи и студентов, во время которого состоялся конкурс джазовых коллективов. Молодые советские музыканты получили возможность познакомиться с первоклассными европейскими джазовыми коллективами – ансамблем Джеффа Эллисона из Англяя, квартетом Гунара Орислева из Исландии, диксилендом Карло Лофрендо из Италии, оркестром Мишеля Леграна из Франции. На конкурсе с большим успехом выступил также молодежный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского.
После фестиваля еще больше возрос интерес к джазу как среди музыкантов, так и слушателей. В 1958 году в Ленинграде, а затем Москве, Киеве и других городах были открыты джаз-клубы при различных общественных организациях. Их активная деятельность во многом способствовала популяризации джаза в нашей стране. Во второй половине 50-х и в 60-е годы функционирует большое количество джазовых коллективов. Среди них биг бэнды Иосифа Вайнштейна, Гиви Гачечиладзе, Анатолия Кролла, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского, Игоря Петренко, Юрия Саульского, ансамбли традиционного джаза - «Ленинградский диксиленд», «Нева», «Гамма-джаз», диксиленд Владислава Грачева.
Появилось много талантливых музыкантов, развивающих традиции современного импровизационного джаза: Герман Лукьянов, Константин Носов, Андрей Товмасян (труба), Константин Бахолдин (тромбон), Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Алексей Козлов, Александр Пищиков (саксофон), Игорь Бриль, Вячеслав Ганелин, Евгений Геворгян, Давид Голощекин, Николай Капустин, Вагиф Мустафа-заде, Борис Рычков, Вадим Сакун, Леонид Чижик (фортепиано), Николай Громин, Алексей Кузнецов (гитара), Андрей Егоров, Алексей Исплатовский (контрабас), Валерий Буланов, Владимир Тарасов (ударные инструменты). Активно работают в области джаза профессиональные композиторы Мурад Кажлаев, Вадим Людвиковский, Уно Найсоо, Юрий Саульский, Владимир Терлецкий, Олег Хромушин, Игорь Якушенко.
Большую роль в развитии советского джаза и росте исполнительского мастерства коллективов играют джазовые фестивали, которые проводятся в Таллине, Тарту, Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Новосибирске, Воронеже, Днепропетровске, Донецке и других городах. Наиболее значительным стал XIV Международный фестиваль джаза в Таллине (1967 год), собравший множество исполнителей из различных уголков нашей страны и продемонстрировавший творческую зрелость советского джаза.
Искусство советских исполнителей неоднократно представлялось на крупнейших европейских джазовых фестивалях в Венгрии, Польше, Чехословакии и Югославии, где советский джаз завоевывает международное признание. В отличие от 50-х годов, когда репертуар наших музыкантов составляли преимущественно произведения зарубежных авторов, в 60-е годы заметно стремление к сочинению собственных композиций на национальном материале и к использованию средств выразительности, присущих музыкальному фольклору народов нашей страны. Постепенно этот процесс охватывает все большее число композиторов и исполнителей и в 70-е гг. становится определяющим. Во многих произведениях творчески переосмысленные особенности народной мелодики, ритмики и лада органично сочетаются с элементами джаза. Наиболее ярко это проявилось в творчестве ансамблей «Аллегро» Николая Левиновского, «Арсенал» Алексея Козлова, «Каданс» Германа Лукьянова, «Мугам» Вагифа Мустафы-заде. Это убедительно продемонстрировал прошедший в 1968 г. в Тбилиси фестиваль джаза, в котором участвовало более 20 профессиональных советских джазовых коллективов из многих республик страны, представлявших различные стилистические направления.
Успешному развитию советского джаза в последнее десятилетие способствовала активная деятельность созданной при Московском отделении Союза композиторов РСФСР комиссии эстрадной инструментальной музыки. Проблемы джаза находятся в центре внимания многих советских музыковедов: А. Баташева, В. Конен, Ю. Малышева, В. Оякяэра, Л. Переверзева, А. Петрова, В. Фейертага и др. Большая роль в пропаганде советского джаза принадлежит Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия», журналам «Музыкальная жизнь», «Клуб и художественная самодеятельность», радио и концертным организациям.
Опубликовано 4.12.2014 г.
|
|
|