Мать-пианистка дала маленькому Уильяму первые уроки музыки. В школе играл на ударных инструментах. Юношей участвует в роли пианиста в оркестре Элмера Сноудена. Был в восторге от игры Фэтса Уоллера, ходил за ним буквально по пятам. Время от времени гастролировал по Соединенным Штатам сводевильными труппами и в 1927-м году после распада одной из них задержался в Канзас-сити. Устроился тапером в кинотеатр, причем настолько хорошо импровизировал, сопровождая немые фильмы, что часть публики ходила "на пианиста", а не на кинофильмы.
В 1928-м году начал играть в местном бэнде Уолтера Пэйджа "Blue Devils" («самый счастливый оркестр, в котором я когда-либо играл», скажет он впоследствии), в 1930 перешел в оркестр Бенни Моутена, а в 1936-м году, после его смерти, собрал из музыкантов бэнда новый состав, вскоре ставший городской достопримечательностью.
В 1936-м году оркестр случайно услышал продюсер Джон Хэммонд, который помог бэнду приехать в Нью-Йорк. В 1938-м году бэнд уже считался лучшим негритянским свинговым коллективом. В отличие от других оркестров, в которых было всего 23 импровизирующих солиста, в бэнде Бэйси почти все музыканты были выдающимися джазменами. Это позволяло весьма своеобразно насыщать репертуар быстрыми пьесами, основанными на гармонической схеме блюза, и почти «на ходу» сочинять риффы (короткие повторяющиеся на протяжении всей пьесы мелодико-ритмические построения), поддерживающие темпераментных импровизаторов.
В конце 30-х годов в оркестре играли саксофонисты Лестер Янг, Хершелл Эванс, Эрл Уоррен, трубачи Бак Клэйтон, Харри Суитс Эдисон, тромбонисты Бенни Мортон, Дикки Уэллс, пел вокалист Джимми Рашинг. К тому же сложилась уникальная ритм-группа (вскоре признанная лучшей в Америке), в которую вошли контрабасист Уолтер Пэйдж, барабанщик Джо Джонс, ритм-гитарист Фредди Грин и сам Бэйси.
В 1939-м году Бэйси организовал внутри оркестра ансамбль солистов септет "Kansas City Seven" и в том же году впервые выступил в Карнеги-холле. К этому времени были созданы хиты "Jive At Five" (тема Харри Суитса Эдисона), баллада "Blue And Sentimental", быстрый блюз "Swingin The Blues" (обе темы К. Бэйси) и прежде всего "One OClock Jump" (Бэйси). В 40-е годы в оркестр пришли саксофонисты Бадди Тэйт, Дон Байес, Лаки Томпсон, Иллинойс Джеккет, трубач Джо Ньюмен, тромбонисты Вик Диккенсон, Джей Джей Джонсон, вокалистка Хелен Хьюмс. К 1944-му году было продано более трех миллионов пластинок бэнда, однако через несколько лет (в 1947 г.) оркестр пришлось распустить. В течение четырех лет Бэйси записывался и выступал только с септетом.
Новый оркестр удалось собрать в 1951-м году, и через год пришла поддержка от антрепризы Нормана Грэнца "Jazz At The Philharmonic". К 1954 бэнд вновь завоевал ведущие позиции в американском джазе. Аранжировщики Нил Хефти, Фрэнк Фостер, Эрни Уилкинс разработали так называемый «перкуссивный метод», построенный на резких динамических контрастах и на мощной игре ударных, подчеркивающих все акценты мелодической линии и заполняющих все паузы.
Самая удачная пластинка этого периода "Mr. Atomic Basie" (1957 г.) с хитами Нила Хефти "Splanky Blues", "Lil Darlin", "Cute и Duet". Успеху бэнда в 1954-61 годах способствовал также темпераментный блюзовый вокалист Джо Уильямс (лучшая пластинка "Count Basie Swings Joe Williams Sings", 1955 г., главный хит "Every Day").
После 1954 года оркестр регулярно выезжал на гастроли в Европу, выступая с концертами в самых престижных залах и участвуя в крупнейших фестивалях. В Америке стал первым негритянским составом, получившим трехмесячный ангажемент в отеле "Walldorf Astoria". В 60-е годы ряд аранжировок и композиций Фрэнка Фостера, Куинси Джонса, Тэда Джонса и Сэмми Нистико принесли новый успех оркестру. Хиты десятилетия: "Shiny Stockins" (Фостер), "Mattnik", "Meet B. B." (Куинси Джонс).
Состав в середине 60-х:
трубачи: Снуки Янг, Тэд Джонс, Сонни Кон, Ленни Джонсон
тромбонисты: Квентин Джексон, Гроувер Митчелл, Генри Кукер, Бенни Пауэлл
саксофонисты: Маршалл Ройал, Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер, Бад Джонсон, Чарли Фалкс
неизменный гитарист Фредди Грин,
контрабасист Эдди Джонс,
барабанщик Сонни Пэйн.
с оркестром выступали: Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Билли Экстайн.
В 70-е годы состав оркестра постепенно обновлялся (появлялись и белые музыканты), но броский и мощный стиль оставался неизменным. В последнее десятилетие Бэйси получил массу наград, стал почетным доктором в нескольких университетах. В конце жизни не мог ходить и выезжал на сцену в инвалидной коляске, но оставался оптимистом и сохранял поразительное чувство юмора.
После смерти Бэйси оркестром, носящим его имя, руководили: Эрик Диксон, Аарон Вудворт (сын Бэйси), в 1985-86 годах Тэд Джонс, в 1987-94 годах Фрэнк Фостер. После того как Фостер попытался своими новыми аранжировками немного модернизировать звучание оркестра, решено было пригласить на должность руководителя тромбониста Гроувера Митчелла. В конце последнего десятилетия ХХ века биг-бэнд с названием Оркестр Каунта Бэйси демонстрировал свое знаменитое звучание 50-60-х годов. В 1995 году оркестр выступал в Сочи на международном джазовом фестивале "Черное море", затем дал по одному концерту в Краснодаре и Москве.
В Европе и России трудно найти биг-бэнд, который избежал бы влияния этого знаменитого коллектива.
Опубликовано 5.12.2014 г.
Источник: ЯНДЕКС. СЛОВАРИ
|