ИГГИ ПОП
ДЖЕКИЛОМ ПО ХАЙДУ
Газета "На дне", №05 (161), 1-15 марта 2003 г. г.

Джекилом по Хайду, Газета На дне, №05 (161), 1-15 марта 2003 г., Игги Поп

Эндрю Итон

Три года назад, когда ему уже уверенно перевалило за полвека, Игги Поп решил сбавить обороты, расстаться с имиджем рок-божества и спеть песенку для чьей-нибудь бабушки.


Свой вышедший в сентябре девяносто девятого альбом "Avenue В" сам Игги описывает как "нисходящий". Если это действительно так, то его нисхождение ведет прямо в ад. Ибо начинается он с оттененного музыкой монолога, в котором по-прежнему жесткий старый рокер задумчиво рассуждает об обстоятельствах своей смерти...

"Зима, в которую мне исполнилось пятьдесят, здорово достала меня, - резко объявляет он в самом начале этого монолога. - Прошло не так уж много времени, а я оказался по-настоящему одинок..." И это говорит человек, чья самая известная композиция - "Любовь к жизни" - оказалась наиболее впечатляющим воплощением напичканного наркотиками декаданса. Что же произошло?


Ответ не настолько мрачен, как это вам может показаться. Мистер Поп "вполне доволен, всем спасибо". Просто тогда ему оказалось по вкусу сидеть дома, читать больше, чем он это обычно делал, и, к тому же, те книги, которые наводят на размышления о себе самом.

"Находиться в моем нынешнем возрасте - это просто здорово, - уверял он. - Это - лучший возраст, в котором я когда-либо был. Я чувствую себя более комфортно и уверенно. Я думаю, что для счастья нужны более стабильные основания, для печалей же и тревог - менее стабильные. И находиться посередине - это просто чудесно. Только и делать, что предаваться размышлениям, - это просто дерьмо, впрочем, постоянно ухмыляться - это тоже не по мне.

Я просто слышу: "Ха! А вот здесь на этой записи - настоящий я!" Я до сих пор провожу много времени среди книг по искусству - вот почему в этом альбоме так много деталей, образующих полную картину..."

...Давайте же прогуляемся туда, где шесть лет тому назад началась "Avenue В". Игги жил тогда в одиночестве, перескакивая из города в город. Сам он говорит об этом: "Большую часть времени я спал вместе со своей гитарой..."

"...Тогда-то до меня и дошло, что коль уж я достиг численно выраженной (сейчас ему пятьдесят пять - Э.И.) зрелости, то может оказаться интересным посмотреть - могу ли я делать такую музыку, в которой будет жизнь, но не будет так много шума, как раньше...

Так появилось нечто, на которое, как на снежный ком, в течение трех лет налипло много чего еще. Происходило все одинаково: все вещи я написал, просиживая зимой в темных комнатах, один, размышляя и снова и снова слушая, как Синатра поет свои подобные факелам песни. Да, и еще было много свечей..."

Однако не вся "Avenue В" состоит из меланхолии при свечах. На самом деле здесь три альбома в одном. Первый, самый долгоиграющий - это акустические раздумья Игги - песни о любви, утратах, угасании, представляющие из себя нечто большее, чем просто гитара и мгновенно узнаваемое мурлыканье вокалиста. Их тексты, судя по всему, рассказывают главным образом об авторе, обнаружившем, что секс, сопровождавший большую часть его жизни, не сделал эту жизнь счастливой...

Второй альбом "погромче и поблюзо-вее... Из всякого хлама, в котором нет всей этой долбаной философии". И обращен он к тем, кто по-прежнему предпочитает видеть Игги Попа потным полуголым рок-идолом, постоянно оттягивающим рукой вниз свои знаменитые штаны. Да, ему, может быть, и за пятьдесят, но он уверенно способен оставаться солдатом рок-н-ролла. Поэтому тексты второго альбома рассказывают о том, как секс сопровождал автора большую часть его жизни, а также о том, сделало это автора счастливым или нет.

А вот третий альбом цепляет вас по-настоящему. Ибо это серия монологов, в которых Игги с жестокой беспристрастностью анализирует свою жизнь, состоявшую из того, что он "снова и снова причинял людям боль - а потом пытался искупить вину". В этих фрагментах используется музыка из написанного Игги Попом саундтрека к фильму, главную роль в котором сыграл Джонни Депп. "Эта музыка была придумана для сцены, в которой главный герой исповедуется священнику - вот почему я стащил ее для собственных исповедей", - хихикает Поп.

"Специфика размещения этих "разговорных" фрагментов по всей записи напоминает лучшие слышанные мною альбомы рэпа и хип-хопа. Она дает вам возможность чувствовать себя по-настоящему близким какой-то другой личности и вселяет в вас мысль, что и эта другая личность может быть кем-то заинтересована...

...Я бы хотел суметь сделать это более членораздельно, однако подумал, что если помещу на обложку альбома свои имя и фото, это окажется важным, потому что всегда будет содержать в себе что-то, по-настоящему определяющее сегодняшнего меня - в отличие от нагромождений шума, обработанного в каком-то специфическом музыкальном стиле... Ведь это главное, что вы получаете от большей части рок-музыки, - какие-то виды шума, сопровождаемого механическим лязгом, да еще какой-нибудь пацан или девица, выкрикивающие при этом что-то чрезвычайно умное... Я думаю, настала пора положить часть карт на стол - Игги Поп так Игги Поп..."

Самое классное на "Avenue В" - профессионализм. Большая часть которого - как ни странно это звучит - восходит к Джонни Деппу. "Я действительно, очень обязан Джонни Деппу - за то, что он обратился ко мне с этим саундтреком. Я не думаю, что в попытках написать более мелодичную музыку я бы продвинулся так далеко и так быстро без хорошего пинка... В этой записи есть то мастерство, на которое пять лет назад я не был способен. Одна песенка там... Она называется "Мотоцикл" - незамысловатая такая, там только я и гитара, записанные "вживую" - так вот, она доставила мне больше всего радости....

Если ты называешь себя певцом, то рано или поздно чья-нибудь бабушка скажет: "А можно какую-нибудь мелодию?" - и ты должен будешь явиться с мелодией. Я добрался до этого уровня..."

Это очень благородно, однако на "Avenue В" не так уж много песен, предназначенных для бабушек. Одна нежная акустическая композиция, названная "Моя подружка - наци", начинается словами: "Я хочу трахнуть ее прямо на полу..."

...Внезапно ты поражаешься тому, что все это было сделано при свечах.


Опубликовано:
23.03.2016 г.



Оригинал статьи "Джекилом по Хайду"
Газета На дне, №05 (161), 1-15 марта 2003 г.

Джекилом по Хайду, Газета На дне, №05 (161), 1-15 марта 2003 г.



Мой музыкальный канал на Дзен


Вернуться в ИГГИ ПОП

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА