Игги Поп остается самой громкой из всех рок-легенд.
Рассказывает Джон Робб
"Эти штаны мне сшил Тони. Он из Новой Зеландии. А штаны - из материала, который используют при шитье костюмов для плавания. Из-за этих штанов журнал "People" внес меня в топ-лист "25 лучше всего одетых американцев". В дороге они незаменимы, потому что не мнутся. А стирать их можно раз в неделю..." (Игги Поп)
"Он очень мил. В животное он превращается, когда начинает снимать рубашку..." (Мик Рок)
Резиновые ноги и кожаная глотка. Безумный шоумен, обожающий играть в гольф. Интеллектуал и поклонник фри-джаза, основавший и возглавивший группу "Stooges", прославившуюся самым тупым и грязным рок-н-роллом всех времен и народов. Пожиравший наркотики демон, который сейчас питается исключительно макробиотической пищей. Книжный червь и рок-звезда. При этом у него нет ни одного убедительного хита - не можем же мы считать таким его кавер-версию "Real Wild Child"? Игги Поп состоит из противоречий.
"Каждый день ты становишься больше. И со временем это может аккумулироваться во что-то классное..." Сейчас на нем прибавилось морщин - но в нем никак не убавилось силы. "Я пробыл Игги больше, чем я им не был. Это имя втравило меня в неприятности. Оно уродует пространство. Люди морщатся, когда произносят его. Негодуют. Хихикают. До сих пор..."
Джеймс Джуел Остерберг (тогда еще никакой не Игги Поп) родился в Анн Арборе под Детройтом пятьдесят пять лет назад. Первые лучи славы упали на него в конце шестидесятых, когда он командовал ребятами по имени "Stooges" - группой, выдумавшей самый дебильный вариант панка окраинных улиц. "Это как атака монгольских всадников, тысячи всадников, когда слышно только визг..." Отзвуки этого визга - мерзкие ухмылки и разъедающий все на своем пути гитарный саунд - вы можете найти сейчас в любом промежутке от "Sex Pistols" до "Oasis".
Однако три классических альбома "Stooges" того периода - "The Stooges", "Fun House" и "Raw Power" - слушатели предпочли не заметить, а критики подвергли издевательствам по причине любви "детройтских уродов" к трем аккордам.
И все же тот, кто любит рок-н-ролл и перестает интересоваться трудолюбивым кабаре "Beatles", обязательно начнет покупать пластинки "Stooges" - хотя бы в качестве убедительного свидетельства о том, как звучат вселенский нигилизм и высокомерная готовность к войне. Даже если отставить в сторону сценическую уникальность Игги, "Stooges" окажутся далеко не компанией безмозглых идиотов - по уровню гипнотизма они подобрались к Джеймсу Брауну и Джону Колтрейну.
Шоу Stooges стали легендой. Игги визжал и кривлялся, резал себе грудь битыми стеклами (шрамы от них остались до сих пор), вдохновенно обзывал слушателей (например, обратился к толпе байкеров - "мои котики"). Это был настоящий театр. И не только на сцене. Чокнутые под названием "Stooges" жили таким образом двадцать четыре часа в сутки.
Что не замедлило сказаться. Они деградировали с такой же скоростью, с какой играли. И эта игра привела их лидера в психиатрическую клинику. Вынуть Игги из сточной канавы оказалось под силу только Дэвиду Боуи - музыканту-пижону, обладающему тонким нюхом на экзотическое. В середине семидесятых он регулярно возвращал к жизни талантливых современников - в числе которых, например, были "Mott The Hoople" и Лу Рид.
Следующим стал Игги Поп. Уверяют, что причиной, по которой спаситель великих обратил на него внимание, стала аутентичность командира "Stooges" - качество, которого не хватало самому Дэвиду Боуи. Пусть даже и так - несмотря ни на что Боуи был классным музыкантом, а Игги нуждался в помощи.
Они объединились и выдали альбом "The Idiot" - мрачный десант, высаженный в электронную музыку. А вот следующая их совместная работа, "Lust For Life", стала светлым праздником старого доброго рок-н-ролла, воплощенного в искрометный саунд, не потерявший ни капли этой искрометности и по сей день. Заглавная композиция этого альбома до сих пор остается предметом первой необходимости студентов всего мира. А еще она была использована в фильме "Trainspotting" (Ирвин Уэлш - заслуженный фан Игги).
Двадцать с лишним прошедших после этого лет были отмечены серией сольных альбомов Игги Попа. Не все эти работы стоит называть шедеврами (хотя в каждой из них сияют две-три жемчужины), но они уверенно вывели их автора в высшую лигу рок-н-ролла.
В новом тысячелетии Игги Поп - нечто большее, чем просто музыкант. Талант умопомрачительного гротеска и фантастическая работоспособность сделали из него икону, тотем. Слишком быстрый, чтобы жить, и слишком стойкий, чтобы умереть, он не управляет, а царствует. Как и подобает королю рок-н-ролла.
Опубликовано:
23.03.2016 г.
|