Альманах «Газета Ру»
№ 6, июнь 2009 г.
Рецензия на альбом
ДЕДУШКА СТАРЫЙ, ЕМУ ВСЁ РАВНО
Новый альбом Игги Попа «Preliminaires» оказался обещанным джазовым экспериментом, в результате которого прародитель панка почти потерял индивидуальность и стал похож на Шарля Азнавура.
В этом году поджарому хромому старику по имени Джеймс Ньюэл Остерберг-младший исполнилось 62 года. Человечество знает этого пожилого мужчину совсем другим – вечно молодым шрамированным бесом по имени Игги Поп. Игги изобрел панк-рок до Sex Pistols, он же придумал стейдж-дайвинг, причем прыгать предпочитал грудью об пол – его главная группа The Stooges опередила свое время настолько, что на ее концерты на протяжении почти всей истории люди не ходили. Их можно понять – мусорный первобытный рок-н-ролл для хиппистских 60-х был чем-то отчаянно неперевариваемым.
Тем не менее, Игги масскульту переработать не удалось – он все так же бодр, пережил многих своих последователей, прошел по самому краю и вышел к переполненным залам, всеобщему обожанию и теперь может видеть собственное лицо на рекламных билбордах. Однако годы свое берут всегда – в ходе прошлогоднего, последнего для бессменного гитариста Рона Эштона тура он уже вовсю чесал языком на тему того, что парни с гитарами уже надоели и вообще он слушает Луи Армстронга, собираясь вплотную взяться за джаз.
И вот на свет появился получасовой альбом «Preliminaires», вдохновленный уэльбековской «Возможностью острова». С первой же композиции «Les Feuilles Mortes» – джазовым стандартом из репертуара Ива Монтана и Эдит Пиаф – мистер Остерберг принимается отвечать за свои слова. Да, аккуратный джаз, да, франкофония, да, Игги сделал это. Следующие 11 треков с небольшими отклонениями эти обещания также подтверждают. Артист планирует от расхлябанного нью-орлеанского джаза в «King of The Dogs» к прохладному туманному «Spanish Coast» с редкими сполохами грязноватого блюза вроде «Nice To Be Dead». Местами все это напоминает лаунжевые экзерсисы самого вдохновлявшего Игги Уэльбека, местами – усредненный микс из благородно хрипящих Шарля Азнавура и Леонарда Коэна.
И вот тут как раз и кроется проблема альбома. Стоит немного отвлечься от имени на корешке, как атрибутировать исполнителя становится практически невозможно. Не то чтобы наше время богато на величественных старцев, но экзерсисы Игги на этом поприще не выглядят даже кривляниями – они вообще почти никак не выглядят. То есть понятно, что очень серьезный пожилой человек набрал хороших музыкантов и записал уютный джазовый альбом – милая прихоть, достойная снисходительной улыбки, но и только.
Короля здесь играет свита – отличные музыканты и стильное продюсирование время от времени отвлекают внимание от неопределенного скрипящего голоса. Дело тут, видимо, в том, что Игги всегда был больше глашатаем, чем певцом или музыкантом. Плоть от плоти панк-революции как культурного явления он закладывал не музыкальные, но общекультурные основы – петь, играть и вести себя на сцене можно, ни на кого не глядя, при пустом зале, наплевав на любые каноны. «Preliminaires» в этом смысле только лишний раз доказывает, что Поп сегодня – документ эпохи, живое подтверждение и оправдание собственного существования. Ему все так же плевать на то, кто и что скажет про его музыку.
Загвоздка лишь в том, что, сменив шум и ярость на тоску, он растерял ту самую raw power, о которой некогда пел и за которую всегда был любим. И в последнюю очередь можно было предположить, что к нему будет применимо набившее оскомину «почтение к сединам».
Автор:
Ярослав Забалуев
Источник:
ГАЗЕТА.RU
Опубликовано:
26 декабря 2018 г.
|