Сколько рассказчиков - столько и биографий (Сенека)
Ян Гиллан (Ian Gillan) родился 19 августа 1945 года в английском городке Хаунслоу (графство Мидлсекс). Дед Яна по линии матери, имея уникальный бас-баритон, одно время являлся оперным певцом и стажировался в Италии. Но вследствие тяжелой болезни потерял голос и стал боксером. Дядя Яна был Джазовым пианистом, а бабушка давала уроки балета. Его мать также была очень интеллигентной женщиной и играла на пианино. Самое раннее воспоминание Яна было таковым: он лежит в кроватке теплым летним вечером, а мама пытается сыграть на пианино "Турецкий Марш" Моцарта. "Она сбивалась на одном и том же месте каждый вечер и никогда не заканчивала эту пьессу".
С самого детства Ян был влюблен в рок-н-ролл и целиком и полностью был покорен американской музыкой. Элвис Пресли (Elvis Presley), Бадди Холли (Buddy Holly), Литтл Ричард (Little Richard), Сони Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson), Литтл Уолтер (Little Walter), Хаулин Вульф (Howlin' Wolf), Элла Фитцжеральд (Ella Fitzgerald), Нат Кинг Коул (Nat King Cole) являлись теми, кто познакомил юного Гиллана с понятием рок-н-ролла и музыки в целом.
Не меньше ценил он и британских исполнителей рок-н-ролла. До сих пор лучшим из увиденных концертов он считает выступление Клиффа Боннета и The Rebel Rousers в "Blue Moon Club" (Хэйес, западный Лондон). Боннет был в числе тех, кто оказал влияние на становление Гиллана как певца (среди других "учителей" - Элвис Пресли, Литтл Ричард, Брук Бенсон (Brook Benson), Дасти Спрингфилд (Dusty Spriengfield)).
Ян посещал детский церковный хор, где пел сопрано, хотя о карьере певца не мечтал: "Я хотел быть кинозвездой. Не просто киноактером (небольшие роли меня не интересовали), а хотел стать именно кинозвездой - ковбоем, космонавтом, крутым любовником, гангстером, на худой конец, - лишь бы этот персонаж был известной личностью. Выйдя из кинотеатра после просмотра нового фильма с Элвисом Пресли, я понял, что самый простой способ стать кинозвездой - быть успешным рок-н-ролльным певцом, как Пресли".
Зачем оттягивать воплощение этого плана на будущее? Встретив на улице знакомого по имени Энди, Ян сообщил, что собирает группу и ищет кого-нибудь, умеющего играть на гитаре. В воскресное сентябрьское утро 1962 года Энди привел в дом Гиллана шестерых парней с гитарами "разного качества и технического состояния". Одним из гитаристов был Крис Эйлмер (Chris Aylmer), в будущем член группы SAMSON.
"Те, у кого на гитарах было две струны, рассматривались как бас гитаристы, имеющие от двух до пяти - играли ритм, а наличие всех шести струн делало вас соло гитаристом, - вспоминает Гиллан. - Это была моя группа, я в ней пел, а играли материал типа "Sweet Little Sheila" из репертуара Томми Роу (Tommy Roe) и "Apache" THE SHADOWS".
Для группы Ян придумал звонкое имя - The Moonshiners ("Самогонщики"). Она была создана на добровольных началах - каждый тащил из дому все, что могло пригодиться. Например, у Яна усилитель представлял собой старый магнитофон фирмы "Грюндик". Роль барабанщика исполнял Гиллан. В одной руке у него была палочка, в другой - щетка. Ян вспоминает: "Когда я пел, то некому было барабанить, а когда играл, то некому было петь".
"Наши первые выступления были не такими уж плохими. Некоторые девушки начали обращать на меня внимание, чего раньше не наблюдалось". Ян взял себе псевдоним Джесс Гиллан (Jess Gillan), а репертуар группы пополнился песнями Элвиса Пресли "His Latest Fame" и "Good Luck Charm", а так же "Hit The Road Jack" Рэя Чарльза. Исполнялись так же композиции Бобби Ви (Bobby Vee) и Джона Лэйтона (John Layton).
В клубе параллельно также играла более опытная группа Ronnie And The Hi-Tones. Ян переименовал свою группу на такой же лад Garth And The Moonshiners (сценическое имя Гарт Ракета казалось ему более крутым). Парни из Ronnie And The Hi-Tones сразу же положили глаз на одаренного вокалиста: "Он был хорошим певцом, а вот остальные музыканты ни на что не годились". Вскоре Ян стал новым вокалистом The Javelins, теперь так называлась Ronnie And The Hi-Tones. Таким образом, The Javelins стала первой профессиональной группой Гиллана, где ему платили по 2 фунта 10 шиллингов за выступление. Вскоре название группы трансформировалось в Jess Gillan And The Javelins. С аппаратурой ребятам помогал знаменитый Джим Маршал, который незадолго до того, в июле 1960 года открыл свой магазин в Хэнвелле, "Marshalls".
В марте 1964 года Jess Gillan And The Javelins распались. Гиллан собирает новую группу The Hickies, но в конечном итоге присоединяется к соул-ансамблю Wainwright's Gentlemen. И вот на одном из концертов оказалась Глория Бристоу (Gloria Bristow) по прозвищу "Панда". Глория работала на менеджера Гельмута Гордона (Helmut Gordon), открывшего группу Detours (позже переименованную в The Who). Работница из офиса Гордона, Сюзан Сейгал видела на сцене Гиллана и порекомендовала Глории посмотреть, сможет ли он заменить Энди Росса (Andy Ross) в группе Episode Six.
Таким образом, Гиллан перешел на более качественный уровень, оказавшись в Episode Six. Менеджмент группы имел обширные связи с ведущими диск-жокеями Лондона. Именно там Ян знакомится с талантливым музыкантом, басистом Роджером Гловером, который в будущем станет самым большим другом Гиллана. Группа несомненно имела больший успех чем предыдущие проекты Яна. Episode Six записали несколько синглов, их регулярно транслировали по радио, их любила пресса.
В январе 1969 года Episode Six, наконец-то, приступили к записи долгожданного альбома, но работа затягивалась, слишком много было концертных выступлений. В это время гитарист Deep Purple Ритчи Блэкмор начал искать для своей группы нового певца.
Когда Ритчи принялся обзванивать своих знакомых, подыскивая замену Роду Эвансу (Rod Evans), Мик Андервуд посоветовал ему посмотреть на Яна Гиллана. И вот 4 июня 1964 года Блэкмор вместе с клавишником Deep Purple Джоном Лордом (Jon Lord) пришел на концерт Episode Six в "Ivy Lodge Club" ходокам из Deep Purple выступление понравилось, и Гиллана пригласили в группу, куда он перетащил и Гловера. Самое интересное, что у Deep Purple в качестве спасательного круга, на тот случай, если Гиллан не согласится или не получится его отбить у менеджмента Episode Six, рассматривалась кандидатура Дэйвида Ковердейла (David Coverdale). Но вопрос с менеджментом был улажен путем компенсации в 3000 фунтов.
В тайне от Рода Эванса и Ника Симпера троица Deep Purple (Блэкмор, Лорд, Пэйс), вместе с Гилланом и Гловером записали песню "Hallelujah". Это являлось началом великого пути группы Deep Purple.
24 сентября 1969 года Deep Purple делают беспрецедентный проект. На музыку Джона Лорда в Royal Albert Hall происходит концерт для группы и оркестра. Одним из зрителей на данном мероприятии был Тим Райс, который еще сыграет в жизни Яна свою роль. Проект подобного рода не имел аналогов в мире и был в диковинку приходившим на него. Тогда это был больше эксперимент, нежели что-то концептуальное. У Гиллана в этом произведении была своя вокальная партия. Зрители были в восторге. В январе 1970 года вышел живой альбом Concerto For Group And Orchestra.
5 июня 1970 года группа выпускает эпохальный альбом явление "Deep Purple In Rock", моментально поставивший их в один ряд с Led Zepellin и уже тогда набиравшими оборот Black Sabbath. Позже эти три группы будут называть "Великим триумвиратом тяжелого рока" На этом альбоме Ян раскрылся необычайно широко. Уже на нем можно услышать все его фирменные приемы вроде пронзительного стратосферного фальцета или неистового пения на грани срыва. Сразу же после выхода этого альбома знаменитая газета "Melody Maker" назвала его голос "с серебряным отливом". Сразу же поползли разнообразные слухи якобы у Яна Гиллана в связки вставлены серебряные пластины или нити.
Позже Ян принял участие в записи культовой рок опере Тима Райса и Эндрю Ллойд Уэббера "Jesus Christ Super Star". Там он исполнил одну из главных партий, а именно партию самого Иисуса. Тим Райс слышал как Ян поет Child In Time, к тому же он был на выступлении группы в Royal Albert Hall, и с выбором кандидатуры на роль Христа сомнений не было. Самое интересное, что при экранизации рок оперы Яна приглашали сыграть роль Христа и на экране, но тот ко всеобщему изумлению отказался, мотивировав свое решение тем, что не хочет подводить группу, так как за один вечер группа зарабатывает в два раза больше, чем ему предлагают заплатить за съемки во всем фильме. Впрочем, Ян по прошествии времени и сам будет жалеть о совершенном поступке, ведь могла сбыться его давняя детская мечта стать кинозвездой.
В сентябре 1971 года Deep Purple выпускают еще один альбом шедевр, ставший классикой жанра - Fireball. Менее агрессивный чем первый и более прогрессивный. Гиллан считает этот альбом пиком группы и называет его самым любимым. Песни изобилуют антивоенными манифестами, осмеиванием общества, обличением социальных проблем.
В мае 1971 года выходит культовый и пожалуй самый знаменитый альбом темно-лиловых - Machine Head. Гиллан как всегда неподражаем. Такие номера как Lazy и Space Truckin' стали просто визиткой большого Яна.
В декабре 1972 года выходит очередной хит Deep Purple - на сей раз альбом с живым выступлением группы в стране восходящего солнца. Made In Japan являлся первым концертным альбомом группы, и как показало время, самым знаменитым. До сих пор по энергетике и слаженности игры музыкантов он считается одной из лучших концертных пластинок в истории рока. Как писала "Chicago San Times" "Гиллан подражает рифам гитары Блэкмора настолько здорово, что можно поклясться - это две гитары играют в унисон".
К этому времени между Яном и Ритчи отношения накалились до предела, дошло до того, что Ян перестал перемещаться вместе с группой - если та летела на самолете, он ехал на поезде или на машине и наоборот. Гиллан еще после записи Machine Head говорил менеджменту, что намеревается покинуть ряды темно-лиловых. Он был уверен, что он перерос группу и дальнейшего развития не видит, тем более запись в "Jesus Christ Super Star" сделала его самодостаточным вокалистом, ассоциирующимся не только с этой группой. Но тогда менеджеры уговорили остаться его хотя бы для записи еще одного альбома. Ян согласился.
И вот в марте 1973 года выходит очередной альбом Deep Purple - Who Do We Think We Are. По сути, возвращение к корням, чувствуется большое влияние In Rock. Гиллан проявил себя как всегда ураганно и оригинально. В блюзовой Place In Line Ян поет очень вальяжно и расслабленно как никогда. Очень интересно послушать текст песни Smooth Dancer, где Гиллан жестоко осмеивает ненавистного им Блэкмора, сравнивая его с девочкой страдающей ложной беременностью и другими нелицеприятными выражениями. "Я не думаю, что Ритчи тогда "въехал" в то, что писал Ян, хотя, возможно, он понял это позже", - говорил Гловер.
После записи альбома Ян покинул группу. Письмо, которое он написал менеджеру Тони Эдвардсу,в отеле города Дейтон, штат Огайо, еще 9 декабря 1972 года, сохранилось и по сей день: "Дорогой Тони, я хотел бы сформулировать свою мысль четко - мои сомнения связаны прежде всего с моим отношением к продолжению карьеры музыканта. В настоящий момент на меня так давит моя работа, а также обстоятельства и отношения, с которыми мне приходится мириться, что я почувствовал необходимость поставить вопрос о своем намерении покинуть группу 30 июня 1973 года. Это не импульсивное решение, я размышлял над ним в течение, по меньшей мере, шести месяцев. Я, безусловно, не рассматриваю вопрос об обращении в другие менеджерские компании и т.п. Просто мне кажется, что если после трехмесячного перерыва я решу продолжить заниматься делом, то найду новый путь выражения своих идей или, во всяком случае, более широкий путь. Пожалуй, я могу подвести черту под всем этим, сказав, что DP превратились в закостенелую, скучную машину и близко не похожую на некогда свежую, новаторскую группу. Думаю, что это было неизбежно, и нам следует уйти со сцены сейчас, пока мы еще впереди. Еще одним преимуществом "четкого определения даты" как минимум на шесть месяцев вперед, является то, что никто не сможет нечестно воспользоваться ситуацией. Тебе следует признать, что вероятность этого была бы чрезвычайно велика в случае неконтролируемого развития событий. Я уже практически очертил контуры своего будущего и обязательно поставлю тебя в известность касательно своих намерений по прибытию в Лондон. Искренне твой, Ян"
29 июня 1973 года в Осаке Ян дал последний концерт в составе Deep Purple. В конце выступления, исполнив Space Truckin' , он обратился к публике с прощальной речью: "Спасибо вам, вы были великолепны, спасибо всем, спасибо тем, кто организовал наш приезд в Японию, спасибо радио, спасибо тем, кто представлял нас во всем мире. Спасибо, да благословит вас господь. Это мой последний концерт. Спасибо, большое спасибо!"
После того как Ян оказался на вольных хлебах, он решает отвлечься от музыки и заняться бизнесом. У него было достаточно денег, заработанных за время пребывания в Deep Purple, к тому же ему поступали отчисления от продаж пластинок как DP, так и Jesus Christ Super Star. Соответственно вокруг него начали виться умники с фантастичными идеями о том, куда можно вложить деньги. В результате, чего только Ян не перепробовал. И звукозаписывающий бизнес, благодаря которому он приобретает студию "De Lane Lea" и переименовывает ее в "Kingway Recorders", в которой записывают свои альбомы Лео Сэйер (Leo Sayer), SWEET, NAZARETH, Роджер Гловер свой проект The Butterfly Ball And Grasshopper's Feast. И гостиничный бизнес, и авто бизнес, связанный с продажей мотоциклов. И везде по большому счету Яна ждала неудача, и решил он тогда заняться тем, что у него получается больше всего на свете, а именно петь. Возможно, он пожалел о том, что отказался от участия в очередном проекте Уэббера - Райса (в 1975 году Гиллану позвонил Тим Райс и предложил исполнить роль Хуана Перрона в новой рок опере "Evita", повествующей о судьбе Эвиты Дуартэ, жены президента Аргентины).
В конечном итоге Ян решает собрать группу. Он набирает музыкантов и называет коллектив как Ian Gillan's Shand Grenade, позже переименовав его в Ian Gillan Band. С ним Гиллан начинает выпускать один за другим довольно нетипичные для себя альбомы.
Child In Time, его первый альбом, выходит в свет в июне 1976 года и сразу же ошеломляет всех своим содержанием. Это была не та музыка, которую делал Ян, будучи в составе Deep Purple. Хитроумные аранжировки, вывернутые наизнанку рок-н-роллы, заметное влияние фьюжн. Альбом получился великолепным. Второй альбом группы Clear Air Turbulence еще больше свалил коллектив в сторону экспериментов. Это и джаз, и фьюжн, и фанк. Многие считают эту работу самой неудачной в творчестве группы. Следующее творение, Scarabus, выправил ситуацию в сторону плюс после весьма посредственной предыдущей работы. У пластинки совершенно другое настроение. Песни звучат жестко и местами агрессивно, хотя джазовый настрой частично остался. Но, тем не менее, не смотря на то, что эксперименты продолжились, они стали более удачными, песни выглядят более гармонично и цельно. Тем не менее, Гиллан был неудовлетворен результатом, он понимал, что с такой музыкой далеко не уйдешь. Ну что ж, поэкспериментировал и хватит. Ян решает набрать новый состав и заняться действительно любимым делом, а именно ковать жесткий и агрессивный хард, благодаря которому он и прославился.
Набрав новых музыкантов, он называет группу простенько, но со вкусом - Gillan. И в 1978 году записывает одноименный альбом. C первых же минут прослушивания этой пластинки становится понятно, что Ян вернулся надолго. Потом был выпущен ряд довольно успешных альбомов в том числе:
Mr. Universe - который занял в британских чартах достойное 11 место
Glory Road - 3 место в Англии
Future Shock - 2 место в Англии
Double Trouble - 12 место в Англии
Magic - 17 место в Британии ни о чем не говорит, считается что эта лучшая работа Gillan.
Параллельно с этими событиями имели место поразительные явления. Однажды на рождество в 1978 году к Яну в гости с бутылкой водки пришел его первый враг Ритчи Блэкмор. Дело в том, что Ритчи хотел видеть в составе Rainbow Гиллана, после того как из нее был уволен Ронни Джеймс Дио (схожая ситуация произойдет и позже). Но Ян отказался. Тем не менее, если уж не Гиллан в Rainbow, так пускай Блэкмор в Gillan. Ян пригласил Ритчи выступить с Gillan на концерте в "Marquee". Ритчи вышел на сцену, когда музыканты играли на бис. Эту запись можно услышать на бутлегах Who The Fuck Are You и Deep Purple And Splits.
Ян Гиллан и Ричи Блэкмор совместно исполняют "Lucille" 27 декабря 1978 года в клубе The Marquee
В ноябре на страницах фэнзина "Darker Than Blue" Гиллан обратился к поклонникам с коротеньким письмом: "Привет всем! Из-за болезни горла мне понадобится 6-9 месяцев, чтобы восстановится, так что увидимся в конце 1983 года. Но я вас не забуду. Не думайте обо мне плохо, я жду от вас зарядов положительной энергии, мне это нужно! Любви, мира и спасибо!"
На афише анонсирующей концерт 17 декабря 1982 года, в лондонском зале "Wembley Arena", было напечатано: "Последнее представление группы Gillan". Между тем по опросу читателей британской газеты "Sounds", Гиллан был признан лучшим певцом. Сама группа опередила Rainbow, заняв 6 место.
И тут начинается, пожалуй, самая интересная и запутанная страница в творчестве великого певца.
Еще в 1982 году участники группы BLACK SABBATH предложили Яну Гиллану вступить в их ряды, но тогда в воздухе кружилась возможность воссоединения классического состава Deep Purple, и он отказался.
В 1983 году к Гиллану позвонили Гизер Батлер и Тони Айомми. Они предложили встретиться в оксфордском пабе "The Bear". "Наша встреча длилась с десяти утра до шести вечера, и мы так набрались, что я ничего не помнил, кроме того, что Гизер свалился под стол. На следующее утро ко мне позвонил их менеджер и поинтересовался, когда я думаю прибыть в студию и приступить к работе с Black Sabbath", - смеется Гиллан.
У Яна контрактные обязательства перед "Virgin", которым он должен был еще два альбома, но менеджеры Black Sabbath, Дон и Дэвид Арденны (соответственно отец и родной брат Шерон, жены Оззи Осборна), помогли ему утрясти этот вопрос. Нельзя сказать что у Гиллана не было сомнений по поводу этого перехода: "Наш музыкальный опыт и целевая аудитория, к которой мы обращались, сильно отличались. Это может показаться странным, но раньше я не был знаком с парнями из Black Sabbath. Я встречал эту группу только один раз, в 1976 году во Франкфурте, где поболтал с Оззи. Black Sabbath и Deep Purple были соперниками, но мы нравились друг другу". Гиллан говорит, что на встрече в пабе "The Bear" двое "закосевших" саббатовцев вынесли свой вердикт. Батлер начал: "Ты классный парень, такой же сумасшедший как Оззи. Ты Оззи номер 2". Айомми продолжил: "Лучше, чем Дио". Батлер: "Оззи номер 2".
Новость о том, что Гиллан стал вокалистом Black Sabbath, сообщила газета "London Standard" 24 февраля 1983 года, хотя официально об этом было объявлено только 6 апреля, на пресс-конференции в "Le Beat Route Club", расположенном в лондонском Сохо. Таким образом, Ян Гиллан оказался в составе Black Sabbath, и музыканты принялись к записи нового альбома.
Гиллан: "Мои тексты как будто созданы для их музыки. Я могу чистосердечно признаться, что никогда не испытывал такого творческого подъема, как это было при работе с Black Sabbath. Когда я впервые увидел их репетицию, я удивился, как много у них идей! У меня же их вообще не было. Но когда я понаблюдал за ребятами некоторое время, то мысли просто нахлынули на меня".
Айомми: "Эти песни - некая смесь из тех задумок, которые в течении некоторого времени крутились у меня и Гизера в голове. У нас не было вокалиста способного справиться с таким материалом, а вот Гиллан может это спеть".
В июне работа над пластинкой была закончена. Когда в дом Гиллану доставили коробку с новым альбомом (фирма "Vertigo" презентовала певцу 25 дисков), он был в шоке. "Я увидел конверт пластинки, и меня вырвало, потом послушал её - и вырвало снова". На обложке альбома Born Again был изображен младенец с рожками, клыками и когтями. Идея была взята из фильма Романа Поланского "Ребёнок Розмари" . Оформлял конверт художник Стив Джол, сотрудничающий с журналом "Kerrang!" . Стив работал не только на Арденов, но и на Шарон Осборн, а отношения между женой Оззи (она же его менеджер), с одной стороны, и Доном Арденом, менеджером Black Sabbath с другой, были весьма непростыми. Стиву очень не нравилось быть слугой двух господ, и он решил "схалявить", чтоб Арденн от его услуг отказался. Айомми эскиз конверта одобрил (позже он изменит свое мнение), а Гиллану на глаза попался уже готовый продукт. Ян также был очень разочарован звучанием альбома. Ведь у него дома была лента с тем вариантом, который сделал продюсер Робин Блэк, и Гиллану эта версия нравилась. Но дело в том, что Гизер Батлер перемекшировал все песни по-своему, "выпятив" бас-гитару, что сделало звук каким-то странным (кстати, а здесь можно прочитать, что по этому поводу думает сам Батлер). Разъяренный Гиллан поломал и выбросил все диски, а конверты порвал на мелкие кусочки.
Так или иначе, публика альбом приняла хорошо, что нельзя сказать о критиках. Но несмотря на эти выпады в сторону пластинки, продавалась она хорошо. После записи альбома группа отправилась в масштабное мировое турне, по ходу которого давала грандиозные шоу при огромных аншлагах.
Последний концерт Гиллана с Black Sabbath состоялся 4 марта в "Civic Center" города Спрингфилд (штат Массачусетс). Гиллан буквально своими силами и энтузиазмом возрождает Deep Purple, после чего группа записала два довольно успешных альбома.
В 1984 году выходит просто срывающий крышу, ставший классикой Perfect Strangers. А в 1987 великолепный и довольно необычный The House Of Blue Light, который так же как и '84, мгновенно стал платиновым. Этот период ознаменован чередой масштабных концертов, участие хэдлайнерами на многочисленных престижнейших фестивалях и т.д. и т.п. Но когда-нибудь это должно было закончиться. Между Яном и Ритчи снова проснулась давняя вражда, оба были на нервах, что не могло не касаться других участников группы. В конечном итоге Гиллан не выдержал и прилюдно обозвал Брюса Пэйна (менеджера Deep Purple) крепким словцом, выплеснув все свои мысли наружу. Верный друг Яна, Роджер Гловер, опершись кулаками в стол, бросил Гиллану в лицо: "Ян, на этот раз ты зашел слишком далеко!"
Впервые в жизни Яна Гиллана уволили. На его место пригласили Джо Линн Тернера, бывшего вокалиста Rainbow, который к тому времени уже успел записать с Ингви Малмстином довольно успешный альбом Odyssey. Так или иначе, публика не приняла нового фронтмена Deep Purple, которая у всех ассоциировалась только с Гилланом. Deep Purple с Тернером все же записали один неплохой, но совсем не перпловский альбом Slaves And Masters, который был просто проигнорирован целевой аудиторией группы.
А тем временем Гиллан собирает свою группу Garth Rocket And The Moonshiners. Его концерты посещали Тони Айомми, Бив Бивен, Кози Пауэлл.
11 сентября в Бристоле и 17-го в Копенгагене Гиллан появился на концертах Black Sabbath, исполнив с ними Smoke On The Water и Paranoid.
Позже Ян Гиллан стал одним из главных инициаторов проведения благотворительного мега концерта всех мировых рок звезд в поддержку армянскому народу, который пережил страшное землетрясение. Также в поддержку этой трагедии был записан сингл Smoke On The Water с участием невероятного количества мировых звезд рока. В записи этой песни приняли участие Ян Гиллан, Ритчи Блэкмор, Дэвид Гилмор (PINK FLOYD), Кит Эмерсон (ELP), Тони Айомми, Брайан Мэй (QUEEN), Брюс Дикинсон (IRON MAIDEN), Пол Роджерс и Брайан Эдамс.
Тем временем Гиллан с Гловером выпустили довольно интересный диск Accidentally On Purpose. Также выходит новый неплохой сольник Naked Thunder, записанный в стиле мелодичного хэви. А вот следующую работу Гиллана можно назвать просто шедевром. Очень тяжелый, агрессивный в лучших традициях Гиллана. Дело в том, что фирма грамзаписи потребовала от Яна настоящего рок альбома. "Хорошо, я буду кричать в каждой песне от начала и до конца" - отвечал Гиллан. В результате получился просто ураганный Toolbox, который Ян по началу хотел назвать Primal Scream (Первородный Крик). Крис Уэлч (Chris Welch), ветеран британской журналистики, написал в "Metal Hammer": "Если у Toolbox не будет громадного успеха, то, вполне вероятно, рок-н-ролл действительно умер". В 1992 году выходит очередной диск Гиллана - Cherkazoo And Other Stories представляющий собой коллекцию демо записей 1972-74 годов, а так же композиции, которые ранее предназначались для мультфильма.
А в Deep Purple тем временем разгорались свои сюжеты. Под давлением публики, менеджмента и в конечном итоге участников группы, Ритчи Блэкмору пришлось смириться с присутствием Яна в группе. Итак, Deep Purple, освободившись от услуг Джо Линн Тернера, снова приглашает Гиллана к себе. Ян приходит и сразу же приступает к записи альбома, который к тому времени уже был записан, поэтому Гловеру пришлось стереть все вокальные партии исполненные Джо. Гиллан накладывает свои тексты, мелодии и голос. Таким вот странным образом в 1993 появился на свет The Battle Rages On. Не очень удачный альбом, что вполне логично, учитывая тот факт, как происходила запись лонгплея. В конечном итоге не выдерживают нервы у Блэкмора, и он заявляет об уходе из группы. На его место в роли спасательного круга приглашают Джо Сатриани (Joe Satriani). Но в силу своих контрактных обязательств он не смог оставаться в группе, и тогда на место гитариста музыканты берут Стива Морса (Steve Morse). Группа записывает очень удачный и, как считают многие специалисты, один из самых лучших альбомов за всю карьеру группы, диск Purpendicular. Это действительно невероятно красивая, хоть и не совсем типичная для группы работа, влияние нового гитариста чувствуется сразу. В 1998 году выходит очередной диск Abandon, это, пожалуй, самая слабая работа коллектива за всю его историю. Ребята откровенно поленились.
В 2003-м году музыканты выпускают очень интересный и красивый альбом Bananas. Место клавишника к этому времени занимает Дон Эйри. Это превосходная работа наглядно показала, что музыканты находятся в отличной форме и что им еще есть что сказать своей публике. В 2005 году выходит очередной альбом группы под названием Rapture Of The Deep, сразу же ставший любимчиком многих фэнов коллектива. Диск, действительно, получился намного сложнее и монументальнее предшественника Bananas, с явным восточным уклоном, глубоким и чистым звучанием. Можно с уверенностью сказать, что он является определенной вехой в творчестве группы. В подтверждение тому стоит отметить, что он не остался незамеченным среди всей мировой "рок тусовки", в частности, эту работу отмечали на официальном сайте Black Sabbath. Ну а моментальное попадание в многочисленные чарты по всему миру ясно показывает, что и сейчас Deep Purple живее всех живых.
Сегодня многие сходятся на том, что сейчас, после ухода из группы Блэкмора и Лорда Deep Purple больше представляет собой сольный проект Гиллана, нежели групповое творчество всех участников коллектива. Можно с уверенностью сказать, что это полная чепуха, ведь Ян Гиллан никогда не имел привычки тянуть одеяло на себя - это чувствуется и в музыке, это видно по концертам. Сейчас Ян Гиллан личность не просто известная или легендарная, а являющаяся определяющей для целого направления вокального направления. Являясь новатором, он создал свой собственный уникальный стиль пения. Больше основываясь не на блюзовой манере исполнения, как многие в то время, а стоя на рок-н-ролльной почве, он вылил свой неподражаемый "серебряный вокал".
|