Группа "Gentle Giant" (Кроткий великан) возникла на базе заурядного английского поп-коллектива, называвшегося "Simon Dupree And Big Sound", где играли довольно эксцентричные лондонцы братья Шульманы - гитарист Дерек (псевдоним - Саймон Дюпре, родился 11 февраля 1947 года), Фил (родился 27 августа 1937 года) и Рэймонд (гитара, бас, скрипка, труба, вокал - родился 08 декабря 1949 года). Отец братьев был широко известным в узких кругах джазовым музыкантом, но его сыновья на старте своей карьеры никак не могли выразить свои таланты. Наибольшего успеха они добились лишь в 1967 году, когда их песня "Kites" попала в английские списки, но успех этот развить не удалось, не хватало необходимого музыкального и коммерческого опыта.
Окончательный состав "Gentle Giant" сформировался, когда к братьям добавились клавишник Керри Минниер, окончивший королевский музыкальный колледж и работавший ранее в группе Rust, гитарист Гэри Грин, джазмен по призванию, игравший в блюзовом ансамбле, и ударник Мартин Тревор Смит.
Новая группа была отражением стремления братьев уклониться от традиций поп-рынка, ориентируясь на более зрелую в музыкальном плане рок-публику. С этой точки зрения их одноименный дебютный альбом (ноябрь 1970 г.), включавший в себя отличную "Why Not?", был стилистически неровным и невыдержанным, в нем были попытки использовать элементы джаза, классики и рока тем же способом, каким недавно прославились "King Crimson". Второй альбом, "Acquiring The Taste" (июль 1971 г.), очень автобиографичный, окрашенный в меланхоличные и циничные тона и содержащий очень новаторскую "Pantagruel's Nativity", был сделан подобным же образом. Они не помогли группе завоевать уважение критики или публики, и в начале 70-х годов лишь наличие немногочисленных, но горячих приверженцев в Европе спасло музыкантов от безработицы.
За это время дважды сменились ударники, пока наконец это место не занял Джон Уэзерс, ранее работавший с Грэхэмом Бондом. К этому моменту группа успела выпустить диск "Three Friends" (апрель 1972 г.), вызвавший некоторый интерес, а появившийся на рынке следующим летом альбом "Octopus" (декабрь 1972 г.) продемонстрировал слушателям окончательно сформировавшийся и созревший стиль ансамбля. В своих концептуальных, эпически сконструированных произведениях группа развила "высокохудожественное мастерство придавать композициям направление и цель, комбинировать многообразные формы и эстетические требования с развлекательностью, быть играющими, но не проигрывающими" (Frankfurter Allgemeine Zeitung). Группа исполняла камерный рок на стольких инструментах, что по виду сцены можно было сказать, что здесь играет целый симфонический оркестр. Они как бы создавали коллажи из джаза и мадригала, рондо и остинантных форм, из диссонансов а la Стравинский и Барток и гармоний фольклорных песен, соединяя все эти разнородные жанры в стиле рококо, придавая при этом произведениям энергию рока. Игнорируя псевдоклассическую претенциозность, они воплотили в своем творчестве практически все достижения прогрессива 70-х годов.
Упомянутый выше альбом "Octopus" привлек к группе некоторое внимание в Англии, но гораздо большее - в Европе, Северной Америке и Канаде.
Группа осталась недовольной своей следующей работой, диском "In A Glass House" (сентябрь 1973 г.), созданным под впечатлением недавнего ухода старшего из братьев Фила. В США альбом даже не стал выпускаться.
Зато результаты следующей записи "The Power And The Glory" (сентябрь 1974 г.), ставшей коммерчески удачной на американском континенте, вполне их удовлетворили. Альбом "Free Hands" (июль 1975 г.) обозначил новую фазу в их работе - группа взяла крен на мелодичные и доступные самой широкой публике песни, значительно упростив свою музыку до коммерческого арт-рока. Таким образом был записан ряд средних по качеству альбомов. Растеряв уважение серьезной роковой прессы, ансамбль понял, что надвигается серьезный творческий кризис, и пригласил для продюсирования известного консультанта молодежных радиопередач Ли Абрамса. С его участием был записан альбом "Civilian" (февраль 1980 г.), который все же оказался последним.
Группа распалась. Дерек перебрался в США, где занялся менеджментом - среди его клиентов были такие коллективы, как "Cinderella", "Kingdom Сome" и "Dan Reed Network". Рэй остался в Англии, где некоторое время работал ведущим телепередачи, а затем продюсировал малоизвестные группы.
Источник: Энциклопедия прогрессивного рока
Опубликовано:
19.12.2013 г.
|