По сравнению с первым альбомом, здесь изменилось абсолютно все. Изменились музыканты (как минимум, они повзрослели), изменились идеи, ориентиры, стилистика - все. Каждый из членов группы здесь уже предстал состоявшимся композитором и исполнителем, способным внятно донести свои идеи до слушателя. На альбоме очень много флейты Гэбриэла. Не обладая виртуозной техникой владения инструментом, Питер совершенно не импровизирует, но стремится выдавать выверенные мелодические линии, экономя при этом каждый звук. При этом, как вокалист, он уже полностью владеет свои голосом, который стал пластичнее и выразительнее. Бэнкс и Филлипс продемонстрировали разнообразие в звучании и неплохую технику игры. Особенно примечательна деликатная и изящная игра Филиппса на электрогитаре. Майк Резерфорд и Джон Мэйхью создали для своих коллег крепкую ритмическую основу, пусть не слишком изобретательную, но звучащую убедительно и мощно (особенно во вступительной "Looking For Someone").
Стилистически альбом являет собой абсолютно зрелый и новаторский (хотя бы по тем временам) арт-рок, примерно такой же, как и у Van Der Graaf Generator на их диске "The Least We Can Do Is Wave To Each Other" (1969), что особенно заметно в принципах построения композиций и по звучанию. Последнее - результат работы общих для двух групп звукорежиссера (David Hentschel) и продюсера (John Anthony). На первой же композиции - "Looking For Someone", своего рода зарисовке современного общества и потерянности человека в нем - уже четко просматриваются как характер альбома в целом, так и черты, ставшие вполедствии архетипами творчества Genesis в новом десятилетии: симфо-роковые структуры, органичено вплетенные в композиции балладного склада, эпический размах, эмоциональный и артистический вокал, ставка на групповое звучание, а не на солирование. Продолжительные "Stagnation" и "Visions Of Angels" выстроены примерно по одному принципу: каждая начинается как спокойная фолковая баллада, переходящая к припеву (или к тому, что его заменяет) в мощную симфо-роковую композицию. Позже темы и отдельные пассажи этих пьес будут всплывать на концертах группы в расширенных инструментальных секциях каких-то других композиций. Одна из таких реинкарнаций запечатлена на концертнике "Seconds Out", в песне "I Know What I Like". Заключительная "The Knife" своим хард-роковым звучанием несколько выпадает из общего ряда спокойно-пафосных композиций диска, перекликаясь своим настроением и общим саундом со вступительной пьесой "Musical Box" из следующего альбома, и тем самым как бы передавая эстафету грядущему шедевру группы.
Подводя итог, отмечу, что "Trespass" - не только интересная, но и в чем-то даже выдающаяся работа. Во всяком случае, столь фундаментальным арт-роком в 1970-м году не могли похвастаться ни более опытные Yes, ни Procol Harum, ни Jethro Tull. Возможно, большую роль сыграл тот факт, что музыканты Дженезис, будучи все же моложе Гари Брукера, Йена и Джона Андерсонов, просто-напросто не успели попасть под влияние британского блюзового бума, и поэтому черпали свое вдохновение в европейской музыкальной традиции.
Кстати, для поклонников группы будет небезынтересной вот эта cсылка: http://www.genesismuseum.com/posters/posters74.htm. Там, помимо всего прочего, можно найти раритетный постер альбома "Trespass", на котором изображены Genesis 1970-го года в формате квартета: Гэбриэл, Бэнкс, Резерфорд и новичок Коллинз (т.е. еще без Хаккетта).
Написал: Filareth
|