Группа Gamma Ray была создана гитаристом и вокалистом Каем Хансеном в 1989 году после его ухода из Helloween. Он был принципиально не согласен с позицией большинства участников группы, настаивающих на переходе с независимой фирмы Noise International на международный концерн EMI. Он заявил, что "группа перестала уделять внимание музыке и занялась дележом имущества". Также он был отнюдь не в восторге от второй части "Keeper Of The Seven Keys" и был недоволен постоянными гастролями коллектива.
Сначала Кай вообще не собирался заниматься соло-проектом, но спустя несколько недель после распада с ним связались ребята из Blind Guardian и попросили принять участие в записи их альбома 1989 года "Follow The Blind". В результате Кай сыграл в песнях "Hall Of The King" и "Valhalla", а во второй даже спел несколько строк. В том же году его пригласила к себе молодая исполнительница Джоал (Joal), на альбоме которой Кай также отыграл несколько партий соло-гитары.
Вновь поверив в свои силы, Кай начал формирование собственного проекта. Моментально был найден певец по имени Ральф Шиперс, известный в Германии как вокалист группы Tyran' Pace. Группа эта прославилась в свое время спидовыми альбомами "Eye To Eye" (1984) и "Long Live Metal" (1985). Однако на альбоме 1987 года "Watching You" звук стал более мягким и слабым, что и сподвигло Шиперса принять предложение Кая. (Надо заметить, что Кай не ошибся с выбором, так как голос Шиперса очень напоминал певца Helloween Михаэля Киске. К тому же, это была не первая их встреча.
В том же году был подписан новый контракт с Noise Records и, с участием студийных музыкантов - басиста Увэ Вессела и ударника Маттиаса Бурхардта (которые до этого вместе играли в локальной группе Travental), - была начата запись дебютного альбома. Параллельно Кай посещал двухмесячные курсы гитары и вокала в гамбургской "Music Academy", где познакомился с начинающим басистом / гитаристом Дирком Шляхтером. В результате их сотрудничества появилась одна из первых песен Кая со времен его ухода из Helloween "Money". Самой же первой песней Gamma Ray была "The Silence", которая была написана для Helloween, но не была там использована из-за присутствия в ней пианино. "Free Time" была написана Шиперсом во времена Tyran' Pace. Заглавная же вещь - окончательный вариант композиции "Second Hell", написанной Каем в одноименной группе на несколько лет до создания Helloween.
В ходе записи у группы появилось постоянное название - Gamma Ray. Так называлась одна из песен популярной в свое время немецкой группы Birth Control - одной из основоположниц хард-рока в Германии. Песня была впервые исполнена Gamma Ray на одном из их концертов в небольшом ганноверcком клубе в декабре 1989 года.
Запись заняла довольно немного времени и, уже 19 февраля 1990 года на прилавках магазинов появился альбом "Heading For Tomorrow". Так как фирма Noise хотела видеть на обложке альбома имя Кая, то название Gamma Ray появилось только на самой пластинке, а не на ее конверте. (Компакт-диск и касетта не отражали разницы названий). Как и говорил Кай еще до выхода альбома, "стиль игры и манера написания текстов абсолютно не изменилась". И действительно, Хансен написал типично хэллоуиновский альбом золотого состава. Многие критики сравнивали дебют Gamma Ray с "Keeper Of The Seven Keys (Part II)", но на самом деле альбом во многом превзошел вторую часть дилогии во всех отношениях. Журналисты всего мира расхваливали эту работу, а группа была названа "открытием 1990 года". Кстати, на этом альбоме, впервые со времен Iron Fist и Gentry (так назывались Helloween в начале своей карьеры), на клавишных играл старый друг и коллега Кая по имени Питер Силк, а на песне "Heaven Can Wait" на ударных сыграл ученик Матиаса Таммо Волльмерс.
После выпуска альбома последовали гастроли по Европе, Южной Америке и Японии, для которых Кай нашел нового ударника Ули Куша, ранее игравшего в Holy Moses (Матиас хотел продолжать заниматься своей основной работой - обучением молодых ребят игре на ударных). Дирк Шлехтер к тому времени превратился из сессионного басиста в постоянного участника коллектива, сменив бас на гитару.
Турне пользовалось таким успехом, что по материалам японских концертов был выпущен видео-фильм "Heading For The East". На концертах исполнялись не только песни с дебютного альбома, но и хансеновские хиты времен Helloween "I Want Out", "Save Us" и "Ride The Sky" (последнюю пел сам Кай).
В том же году появился и мини-альбом "Heaven Can Wait" с ремикшированной заглавной композицией, двумя не вошедшими на дебютный альбом песнями ("Sail On" и "Lonesome Stranger"), одной новой вещью ("Who Do You Think You Are?"), а также песней Шиперса "Mr. Outlaw", в свое время отклоненной членами Tyran' Pace. "Lonesome Stranger" - одна из старейших песен Хансена, так как она была написана еще во времена Gentry. В том же году Кай снова принял гостевое участие в записи очередного шедевра Blind Guardian "Tales From The Twilight World" (1990), сыграв соло в песне "The Last Candle" и спев несколько строк в композиции "Lost In The Twilight Hall".
На новом альбоме "Sigh No More" Кай продолжил линию предыдущего, попытавшись в некоторых песнях немного поэкспериментировать. Но вместе с тем музыка стала еще больше напоминать Helloween, на этот раз времен 1985 года (особенно вещь "Rich And Famous", которую Кай назвал "логическим продолжением" "Future World").
В самый разгар гастролей Blind Guardian снова пригласили Кая сыграть свое неповторимое соло в песне "The Quest For Tanelorn". В том же 1992 году Кай и Дирк приняли участие в записи альбома группы Heavens Gate "Hell For Sale!", где Кай произнес несколько строк в заглавной вещи, а в песне "Rising Sun" (своеобразном посвящении Стране Восходящего Солнца) они оба сыграли соло.
Перед записью следующего диска Gamma Ray Каю снова пришлось искать ритм-секцию. В результате Ян Рубах стал басистом, а Томас Нак - ударником (оба с 1989 года играли в локальной немецкой команде Anesthesia). Новый альбом "Insanity And Genius", вышедший в 1993 году, вознес группу на такие высоты, куда и Helloween в былые времена не очень-то удавалось попасть. Виртуозные соло Хансена и вокал Шиперса сделали свое дело: группа стала образцом классического спид- и пауэр-метала. На альбоме впервые со времен Helloween (если не считать несколько строк в композиции "Money" с дебютного альбома) спел Кай (композиция "Heal Me"), а песню "Your Torn Is Over" написал и исполнил Шлехтер. На концертах музыканты снова доказали, что именно они являются королями своего стиля. Нелишним подтверждением тому явился новый концертный альбом "Power Of Metal" и видеофильм "Lust For Live".
В том же году Кай, Дирк и Томас помогли в записи альбома "Angels Cry" (1993) молодой бразильской группе Angra, стиль которой сильно напоминал Helloween времен 1987 года. Кай и Дирк отыграли соло в композиции "Never Understand", а Томас записал ударные в кавер-версии известной песни Кейт Буш "Wuthering Heights". К тому времени у Кая была уже своя звукозаписывающая студия, где и была записана большая часть этого альбома. В середине 1994 года опять возникли проблемы с составом. На этот раз из группы был изгнан Шиперс, вознамерившийся пройти конкурс на место нового вокалиста Judas Priest. Плюс ко всему он жил в Штутгарте, что постоянно создавало проблемы по причине частых репетиций состава. Каю ничего не оставалось делать, как вспомнить свою бурную молодость в рядах Helloween и запеть самому. Надо заметить, что голос его с годами изменился в лучшую сторону. Понятно, что это не Шиперс и тем более не Киске, но мелодики в голосе у Кая со времен первых альбомов Helloween прибавилось, что и доказал новый альбом группы "Land Of The Free" 1995 года.
В основе альбома лежит история о таинственной и загадочной стране снов, куда попадает душа после смерти и которую она ненадолго посещает во время сна. На момент повествования в ней разворачивается борьба за власть, и для ее спасения туда отправляется некий человек, которому предстоит выдержать там жестокую битву со Злом. Помимо такой необычной темы большой интерес для всех фэнов Gamma Ray и Helloween представляют две последние песни. Она из них - "Afterlife" - посвящена покойному ударнику Helloween и старому другу Кая Инго Швихтенбергу. Вторая же ("Time To Break Free"), не являющаяся чем-то особенным по звучанию, замечательна тем, что на ней впервые со времен Helloween сотрудничали гитарист Кай Хансен и вокалист ... Михаэль Киске! Два друга, так скандально расставшиеся в начале 1989 года, снова были вместе в одной студии и записали целую песню. (Кстати сам Кай до сих пор отмечает, что его нынешний вокал сложился под влиянием того же самого Киске).
По причине занятости с записью альбома Кай не смог участвовать в новой записи Blind Guardian (альбом "Imaginations From The Other Side" (1995)), ставшей уже традиционной для него. В какой-то мере компенсацией этого стало приглашение на "Land Of The Free" басиста и вокалиста "слепых стражей" Ханси Кюрша, который исполнил несколько строк в шлехтеровской балладе "Farewell".
Весной 1995 года последовало очередное турне. В том же году вышел балладный мини-альбом "Silent Miracles". На нем Кай блеснул как вокалист (наикрутейший в этом отношении трэк - "A While In Dreamland", который, по словам Кая, был написан им и Дирком после совместного распития бутылки виски "Jack Daniels"). Песня же "The Miracle" являлась как бы демо-версией "Man On A Mission" и была записана одновременно со своим оригиналом.За выпуском альбома последовало турне, которое принесло с собой массу сюрпризов, в особенности, на японских концертах. По многочисленным просьбам японских фэнов в сет-лист концерта была включена композиция "Time To Break Free". Естественно, возникла проблема с тем, кто же будет ее петь. Кай попытался договориться об этом с Киске, но из этого ничего не получилось по причине занятости последнего своим первым соло-альбомом. Пришлось Каю петь самому. Но последнее шоу Gamma Ray в Японии запомнилось фэнам надолго.
Дело в том, что Тимо Толкки (гитара) и Тимо Котипелто (вокал) из ставшей очень известной в последнее время финской группы мелодичного металла Stratovarius прибыли в Японию для промоушна своего нового альбома "Episode" (1996). Еще до приезда в Страну Восходящего Солнца Кай встретился с ними в Гамбурге, и они предложили ему немного поиграть вместе. Кай не имел ничего против, оба финна вышли с Gamma Ray на сцену на шоу группы в городе Кавасаки 2 мая 1995 года. Котипелто и исполнил ту самую "Time To Break Free", а Толкки сыграл на гитаре вместе с Дирком на песне "Ride The Sky", которую Кай исполнил сам.
В 1996 году вышел очередной концертный альбом "Alive'95", на котором несомненный интерес представлял нетленный хит Helloween "Future World", исполненный Каем. В том же году Михаэль Киске в свою очередь предложил Каю поработать над своим сольным альбомом "Instant Clarity". Кая не нужно было долго уговаривать и, в результате его гитару можно услышать в композициях "Be True To Yourself", "The Calling", "New Horizons", "Thanx A Lot!" и "A Song Is Just A Moment" (последняя - бонус-трэк к японскому изданию CD.) Кроме того, Кай помог Михаэлю в сочинении музыки к песне "New Horizons", в написании которой также участвовал бывший гитарист Iron Maiden Эдриан Смит.
А в 1996 году Gamma Ray снова развалились. Дирк, обучавшийся в свое время игре на бас-гитаре, окончательно решил стать хозяином четырех струн в группе. В то же время у басиста Яна было стремление попробовать себя как второго гитариста. Однако на момент турне по Испании его желание пропало, и Ян покинул коллектив. Его друг и коллега Томас ушел вместе с ним.
Покинув Кая, Ян и Томас решили возродить свой проект Anesthesia и, подписав контракт с японской фирмой Victor Entertainment (которая имеет на сегодняшний день контракты почти со всеми германскими коллективами, в том числе с Gamma Ray и Helloween) и европейской Semaphore, приступили к записи дебюта. В 1997 году альбом "The State Of Being Unable To Feel Pain" вышел в свет. Для него были отобраны почти все песни с ранних демо группы. По своему музыкальному содержанию это скорее трэш, чем спид-метал, причем новую группу Рубаха и Нака вполне можно назвать "немецким вариантом Megadeth". Все - и жесткие рифы, и бешеный темп исполнения, и манера игры, вплоть до соло и акустической гитары - очень сильно напоминают "Rust In Peace", "Countdown To Extinction" и слегка "Youthanasia" знаменитых калифорнийских королей трэш-металла.
|