Питер Габриэл: Я не хотел быть шаблонной рок-звездой

ПИТЕР ГАБРИЭЛ:
"Я НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ШАБЛОННОЙ РОК-ЗВЕЗДОЙ"

"Музыкальная жизнь", № 22, 1989 г.

Питер Габриэл... Его судьба почти десятилетие была связана с группой «Генезис», когда вдруг 16 августа 1975 года британский певец публично заявил в еженедельнике «Мелоди Мейкер» о своей отставке. Чем это было вызвано? Коммерческой несостоятельностью «Генезиса»? Но группа к тому времени уже набрала свои обороты в машине шоу-бизнеса. Разногласиями между членами «Генезиса» и ведущим вокалистом? В немалой степени. И все-таки главная причина скрыта в боязни Питера музыкального конвейера, рутины бесконечной и стереотипной серии - альбом, турне, альбом, турне. «Я не хотел быть шаблонной рок-звездой».

Голос певца, своеобразно окрашенный, не случайно был «фирменным знаком» группы. Он не походит ни на «наждачный» вокал Рода Стюарта, ни на «оперный» - Фредди Меркури. Иногда с фальцетными бликами, иногда с легкой хрипотцой голос этот поначалу кажется необработанным, но в действительности гибок, способен выражать тончайшую нюансировку и, конечно же, пение Габриэла - не сладостное пение, характерное для множества поп-исполнителей.

Обретя определенную свободу, Питер Габриэл подписывает контракт с фирмой «Каризма» (она, кстати, издавала продукцию «Генезиса») и в 1977 году выпускает свой первый солоапьбом. Хотя музыкант охарактеризовал диск как «более личный, эмоционально искренний и простой, чем все, что до этого делал», во многом он еще продолжает следовать творческим принципам «Генезиса» - сближению рока с традициями классической музыки и джаза, о чем свидетельствуют такие композиции, как «Скучный», «Извини меня», «Современная любовь».

Затем, Питер Габриэл создает студию звукозаписи, позволяющую ему без спешки экспериментировать в различных областях рока. «Имея собственное оборудование, я могу делать такую музыку, какую хочу». Свой первый диск Габриэл готовил с помощью продюсера Боба Эзрина, специализирующегося на хард-роке и тогда известного, прежде всего, своей работой с Элисом Купером. От Эзрина Габриэлю даже достается часть сопровождающей Купера группы - музыканты не особенно высокого профессионального уровня; поэтому Питер постепенно заменяет их. Основой его ансамбля становятся басист Тони Левайн, ударник Джерри Маротта и гитарист Сид Макгиннис. С ними певец и записывает в 1978 году второй сольный альбом. Продюсером его становится известный гитарист, основатель «Кинг Кримсон» Роберт Фрипп. Встреча этих музыкантов вполне закономерна - оба в начале семидесятых были главными адептами арт-рока.

Второй альбом Габриэла получился спокойным, сдержанным. В нем звучат почти акустическая песня «Мать силы» и ритмически размеренная композиция «Индиго»; в песне «Дом, любимый дом» певец под скромный аккомпанемент ведет неспешный грустный рассказ, и лишь финальное крещендо раскрывает всю трагичность повествования - историю самоубийства отчаявшейся молодой матери. Большой интерес как яркий пример рок-минимализма представляет композиция «Разоблачение», соавтором которой был Роберт Фрипп, включивший затем это сочинение и в собственный альбом.

Сближение авангардной музыки с роком началось в середине семидесятых годов, чему немало способствовали такие исполнители, как Фрэнк Заппа и Брайан Ино, внесшие и минималистические элементы в рок-музыку. Разработчиками же рок-минимализма стали Брайан Ино и Роберт Фрипп, нашедший родственную душу и в Габриэле.

Через два года, в 1980-м, Питер выпускает третий альбом и во время записи, кроме своих постоянных партнеров приглашает в студию тогдашнего лидера трио «Джем» Пола Уэллера, певицу Кейт Буш, гитариста Дэйва Грегори из группы «Экс Ти Си» и продюсера Стива Лиллиуайта, специализирующегося в основном на «нововолновой» тематике. Музыка, представленная на диске, демонстрирует дальнейшие искания певца, в ней слышатся минималистические ходы и диссонансные экзотические звучания, госпел и африканские ритмы; звучит «новая волна» и даже электропоп («Игры за границей»), который Габриэл исполнил вместе с Кейт Буш.

После следующей двухлетней паузы появляется безымянный диск певца, в котором критика усмотрела утрату его творческой свежести. Еще год спустя следует концертная запись «Питер Габриэл Плейз Лайв», вобравшая все ключевые номера певца, начиная с 1977 года.

В 1985-м увидела свет пластинка Габриэла - «звуковая дорожка» («саундтрэк») фильма Алана Паркера «Бёди», однако для нее режиссер выбрал определенные мотивы из прежних записей певца, и Питеру осталось создать лишь их обновленные версии. В «Бёди» можно услышать такие старые сочинения, как «Семейный снимок» или «Горячий ритм».

Чтобы услышать новые песни Габриэла, пришлось ждать до 1986 года, то есть до выхода пластинки «Соу». Но именно «Соу» приносит Питеру широчайшую популярность: четыре «Грэмми» - наивысшие награды США в области звукозаписи. Ассоциация грам-промышленности Британии признает его лучшим певцом 1986 года, а лучшим видеоклипом - габриэловский «Кузнечный молот». Кстати, наши телезрители знакомы с исканиями певца в области видео - молодежные программы предлагали, например, клипы «Кузнечный молот», «Красный дождь» и «Большое время» из альбома «Соу». «После периода, когда я посвятил себя экспериментальной работе, захотелось написать нормальные песни», - сказал певец о пластинке «Соу», которая представляет собой редкий пример точно вычисленного соотношения экспериментов и коммерческой направленности.

«Соу» - это и соулхит «Кузнечный молот», прекрасный дуэт Габриэла с певицей Кейт Буш «Не отзывайся», песня «В твоих глазах», навеянная африканскими напевами, и «Улица милосердия» с элементами минимализма. А заглавная песня альбома - «Красный дождь» - представляет своеобразный взгляд певца на человечество, которое слишком уж легкомысленно заигрывает с собственным существованием. Кроме Кейт Буш в записях «Соу» приняли участие работавшие еще с Отисом Реддингом трубач Уэйн Джексон, бас-гитарист Ларри Клейн, пианист Ричард Ти и скрипач Л. Шанкар. Особенно значительна роль сенегальского певца Йоссу Ндура (песня «В твоих глазах»), который сейчас считается постоянным партнером Питера и по студийной работе, и по «живым» выступлениям. Уже в тринадцать лет Йоссу Ндура называли «маленьким принцем из Дакара», а сам Габриэл говорит о нем, как «молодом Бобе Марли». Вообще тяга Питера Габриэла к африканской музыке прослеживается еще со времен создания третьего солоальбома.

Сейчас для журналистов значительный интерес представляет не столько музыкальная, сколько общественная деятельность Питера Габриэла. Человек с вполне сформировавшейся социальной позицией, он стал инициатором многих прогрессивных рок-проектов. В 1981 году вместе с «Клэш», «Джем» и другими британскими группами Питер выпустил пластинку «Жизнь в европейском театре», доходы от которой поступили в Фонд борьбы против ядерного оружия. Через год он организует трехдневный фестиваль-встречу западных рок-звезд с музыкантами «третьего мира». Целью фестиваля была популяризация африканской и латиноамериканской музыки, на нем выступили, помимо группы Габриэла, Пит Тауншенд, «Бит», «Симпл Майндс», ансамбль из Ганы «Эком Дане Компани», китайский коллектив «Тиан Джин». В 1985-м Габриэл с Кейт Буш, «Куин» и другими выпускает альбом «Гринпис»; средства от продажи диска были переданы в Фонд охраны животных. Украшением сборной пластинки «Сан-Сити», посвященной борьбе чернокожего населения ЮАР, стала песня Питера «Апартеид умрет».

В июне 1986-го Габриэл вместе с «Ю Ту», Лу Ридом, Стингом и Джоан Баэз проводит в США концертное турне «Заговор надежды» - в поддержку международной организации по защите прав человека «Амнести интернейшнл». Через год он появляется на лондонском стадионе «Уэмбли» во время благотворительного концерта, прибыль от которого поступила в институты, занимающиеся проблемами борьбы со СПИДом. Живы в нашей памяти совсем недавние выступления почти восьмидесяти групп и исполнителей (среди них - Стинг, «Дайер Стрейтс» и Эрик Кпэптон, «Юритмикс», Габриэл) в честь семидесятилетия Нелсона Манделы, а также большое концертное турне по странам Европы и Америки Брюса Спрингстина, Стинга, Трейси Чэмпен, Йоссу Ндура и Питера Габриэла под эгидой организации «Амнести Интернейшнл». Габриэл завершал программы песней «Стив Бико», посвященной страстному борцу за права африканского народа ЮАР, который погиб в полицейских застенках.

В завершение хочется предложить оппонентам рок-музыки купить пластинку «Соу» (фирма «Мелодия» выпустила последний диск Габриэла!), послушать ее и ощутить, как певец и музыкант, композитор и поэт Питер Габриэл словно золотоискатель отмывает крупицы золота из наносного песка, которого довольно много в роке.


ВАДИМ ЗИНКЕВИЧ

Запись добавлена: 24.11.2015 г.


Питер Гэбриэл, Музыкальная жизнь, № 22, 1989 г.


Добро пожаловать в наш СЕО-Планетарий!

РАЗДЕЛ "PETER GABRIEL"

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

КАРТА САЙТА