Британский рок-коллектив "Free" («Свобода»), работавший на стыке хард-рока и блюза, просуществовал всего немногим более пяти лет, но за это время успел внести весьма заметный вклад в развитие всемирной рок-музыки. Если бы не пристрастие к наркотикам талантливого гитариста Пола Коссоффа, который умер в 1976-м году, группа наверняка просуществовала бы гораздо дольше, и, возможно, стала бы более известной, чем многие из рок-групп, занявших в 70-х всю верхушку музыкального Олимпа.
Все музыканты группы до воссоединения проживали в Лондоне и до появления "Free" играли в различных местных ансамблях, оттачивая свое мастерство и набираясь музыкального опыта. На момент основания в коллектив вошли: 15-летний басист Энди Фрэйзер (Andy Fraser), до этого каким-то чудом успевший поиграть в "John Mayall & The Bluesbreakers", затем вокалист Пол Роджерс (Paul Rodgers) из группы "Brown Sugar", гитарист Пол Коссофф (Paul Kossoff) и барабанщик Саймон Кирк (Simon Kirke). Двое последних были участниками ритм-н-блюзовой формации "Black Cat Bones", но подыскивали себе место в каком-то другом проекте, более соответствующем их вкусам. Этим проектом стала "Free" – группа, название которой дал сам Алексис Корнер (Alexis Korner).
Первое выступление "Free" состоялось 19-го апреля 1968 года, а менее чем через год в продаже появился дебютный альбом «Tons of Sobs», на 80% состоявший из оригинального материала. С выходом этого альбома в лондонских музыкальных кругах заговорили о появившейся достойной конкуренции, взлетевшему за несколько месяцев до этого «цеппелину» ("Led Zeppelin"). Правда, время показало, что "цеппелин" оказался более знаменитым, и даже "супер-культовым", однако это не недостаток "Free", а скорее заслуга "Led Zeppelin".
В музыке и аранжировках "Free" были настолько сдержанны, что первое впечатление от прослушивания можно было охарактеризовать словом «примитивизм», но, на самом деле, именно в этом заключался секрет группы. Музыканты "Free" в подавляющем большинстве своих композиций использовали минимум инструментов: гитару, бас и барабаны. При этом гитарист Пол Коссофф не старался воспроизвести максимум нот за определенный отрезок времени, а играл сдержанно, сочно и изысканно. Необычный с надрывом вокал Роджерса также создавал уникальную атмосферу, которая отличала "Free" на протяжении всей их недолгой истории.
В том же 1969-м году появился и второй лонгплей коллектива, скромно названный «Free». Пластинка была выдержана в том же духе, что и дебютник, и даже смогла подняться до 22-го места британского хит-парада. В начале 1970-го года "Free" выпускают свой самый знаменитый и наиболее коммерчески успешный альбом «Fire and Water». Благодаря этому эпохальному диску, группе удалось покорить даже Америку, а композицию «All Right Now», завершающую альбом, не напевали в то время только мертвые. В том же году Free весьма успешно выступили на фестивале на острове Уайт (Isle of Wight).
Окрыленные небывалым успехом, музыканты "Free" решают в том же 1970-м году выпустить еще одну студийную работу. Альбом «Highway» не смог превзойти своих предшественников и в кругах музыкальных критиков считается провальным, хотя по сути таковым вовсе не является.
Вскоре, по причине разногласий между двумя основными авторами музыкального материала Полом Роджерсом и Энди Фрэйзером, а также по причине зависимости Пола Коссоффа от наркотиков, коллектив прекращает существование. В 1971-м году выходит неплохой «посмертный» концертник «Free Live!», а уже в начале 1972-го года, отложив в сторону все разногласия, музыканты опять начинают репетировать вместе. Причиной такого быстрого реюниона стала наркозависимость Коссоффа. Участники "Free" решили с помощью музыки вытянуть из бездны одного из самых талантливых гитаристов семидесятых. В результате этого появился отличный альбом «Free at Last» (1972 г.).
В середине 1972-го группу окончательно покидает Энди Фрэйзер и к "Free" присоединяются сразу два музыканта: басист Тэцу Ямаучи (Tetsu Yamauchi) и клавишник Джон «Кролик» Бандрик (John "Rabbit" Bundrick). В обновленном составе в 1973-м году группа выпускает «Heartbreaker» и окончательно распадается.
Фрэйзер основывает группу "Sharks", Коссофф собирает "Back Street Crawler", а Роджерс и Кирк закладывают фундамент "Bad Company". Все эти проекты по-своему интересны и заслуживают внимания, но достичь того успеха, который сопутствовал "Free" в период «Fire and Water», им не удалось, за исключением, пожалуй, лишь Пола Роджерса.
Опубликовано:
16.12.2015 г.
Источник:
КУЛЬТУРНЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
|