Face the Music - пятый студийный альбом английской рок-группы Electric Light Orchestra, вышедший в сентябре 1975 года в США на United Artists Records (UAG 30034), в ноябре 1975-го - в Великобритании на Jet Records (JET LP 11).
После альбома Eldorado (1974) в ELO произошла очередная смена состава. Вместо басиста Майка де Альбукерка пришёл Келли Гроукатт, а вместо виолончелиста Майка Эдвардса - Мелвин Гейл. В Face the Music Джефф Линн опять использовал на записи оркестр, аранжировал и дирижировал которым всё тот же Луис Кларк. Альбом записывали в мае-июне 1975 года на студии Джиорджио Мородера Musicland в Мюнхене под чутким руководством местного звукорежиссёра, которого все европейские рокеры звали просто Мак. Это имя упоминается в титрах многих альбомов многих английских, немецких и других исполнителей.
Оркестровки добавили позже - в лондонской студии De Lane Lea. Микшировался Face the Music на нью-йоркской студии Record Plant, а мастеринг делали в Лос-Анджелесе. Такая вот обширная география производства одного альбома. Кроме оркестра, кстати, на всём альбоме записаны женские голоса четырёх вокалисток, которые на виниловых изданиях Face the Music никогда не упоминались.
Как известно, после выхода предыдущего альбома Eldorado (1974), американская организация христианских фундаменталистов обвинила Джеффа Линна в том, что он будто бы зашифровал в альбоме тайные сатанинские послания, записанные задом наперёд. Обвинения были чудовищно надуманы, и Джефф Линн поначалу горячо отвергал их. Потом эта чушь так ему надоела, что он избрал другую тактику - высмеивания, и в альбоме Face the Music нарочно записал несколько посланий, которые можно разобрать только при прокручивании задом наперёд.
В первой композиции - "Fire On High" ударник Бен Беван произносит: "The music is reversible, but time is not. Turn back. Turn back. Turn back. Turn back." "Музыка обратима, а время - нет. Разверни назад. Разверни назад. Разверни назад. Разверни назад." Во вступлении к песне "Down Home Town" на второй стороне пластинки звучит другая фраза задом наперёд: "Face the mighty waterfall, face the mighty waterfall" - "Обратись лицом к этому водопаду. Обратись лицом к этому водопаду." Эти слова продолжают мысль, сказанную во второй песне альбома "Waterfall" (Водопад), где любовь сравнивается с водопадом. Кроме того, Линн использовал технику обратной записи в качестве средства аранжировки, поместив пропущенное задом наперёд струнное крещендо из "Nightrider" в песню "Evil Woman" (Дьявольская женщина).
Упомянутая "Evil Woman", выйдя на сорокопятке, неожиданно для ELO стала первым международным хитом в начале 1976 года - №10 в Англии и Штатах, а во Франции даже №2. Больше всех удивлялся этому успеху её автор Джефф Линн, который утверждает что это самая быстро сочинённая им песня - он накропал её всего за полчаса в качестве "заполнителя" альбома. "Дьяволица", как перевела её некая Александра на сайте песенных переводов. Секрет успеха песни отчасти лежит в её ритме и аранжировке, напоминающих диско-музыку "филадельфийского разлива" (то есть со скрипочками и т.п.), а диско как раз в это время плотно входило в моду. Линн большой любитель Битлз в тексте "Дьяволицы" дважды намекает на их песни - "here and there", "There's a hole in my head where the rain comes in".
Ещё один хит с альбома - "Strange Magic" (Странное волшебство) - №14 в Штатах имеет более прозрачную структуру, в отличие от нашпигованных обычно песен ELO, с поплакивающей гитаркой в исполнении Ричарда Тэнди, а голосовые гармонии (всё те же четыре девушки, не упомянутые в титрах) изрядно отдают звучанием Би Джиз того же периода.
Открывающая альбом инструментальная композиция "Fire On High" (Пламя наверху) в середине 1970-х использовалась в качестве заставки популярного спортивного телеобозрения CBS Sports Spectacular в США. Эта мелодия настолько, видимо, отложилась в сознании американцев связанной со спортом, что спустя годы несколько хоккейных команд включали её перед началом своих игр. Помимо послания задом наперёд, в композиции есть ещё немного слов - в концовке чуть слышно как поют её название "Fire On High". Во вступлении звучат отрывки из оратории "Мессия" Генделя с характерными распевами "Аллилуйя! Аллилуйя!"
Песня "Nightrider" своим названием намекает на первую взрослую группу Джеффа Линна - The Nightriders (1966). Найтрайдерами ("Ночные ездоки") называли тайных мстителей в южных штатах, которые после проигрыша в Гражданской войне 1861-65 гг., устраивали по ночам акты всевозможной мести ненавистным "янки" и освобождённым ими неграм.
Face the Music удачно завершает медитативная, буквально завораживающая песня "One Summer Dream" (Один летний сон).
Альбом прочно закрепил популярность Electric Light Orchestra в Соединённых Штатах. Face the Music держался в чартах Биллборда 48 недель, поднимаясь максимум до 8-го места, и стал "золотым". В то же время альбом никак не помог поднять популярность группы у себя на родине - в Британии он даже не попал в чарты.
На обложке Face the Music изображён электрический стул, с помощью которого в США казнили, а может быть и до сих пор казнят, приговорённых к смерти преступников. На обратной стороне конверта участники группы, приникшие к жёлтому стеклу, с ужасом смотрят, якобы, казнь на том самом электрическом стуле. Только Ричард Тэнди скосил глаза в сторону, не желая смотреть на это зрелище. Говорят, ему не понравилась идея обложки, и он вообще не хотел там фотографироваться. На внутреннем конверте дана крупным планом рука "казнённого", судорожно вцепившаяся в подлокотник. Создаётся впечатление, будто группа и впрямь присутствовала на подобном мероприятии...
Фраза "face the music", буквально переводимая, как "обернись лицом к музыке" имеет в английском также переносное значение: "Держи ответ" в смысле "Расплачивайся за содеянное".
Источник: Oldies But Goldies
|