ИСТОРИЯ
В отличие от предыдущего "ELO 2" (февраль 1973), в этом альбоме Джефф Линн отказался от длинных сюит в пользу более коротких песен. Тем не менее, первые четыре номера связаны между собой без перерыва. Совсем короткими песни альбома не назовёшь - они длятся более 4 минут - такие не любят на радио, но в некоторой степени они стали более коммерчески удобоваримыми. Альбом "On The Third Day" представляет собой одно из наиудачнейших сочетаний прогрессивного подхода к рок-музыке с её в то же время общедоступным характером. Это не так, как бывало с некоторыми альбомами некоторых известных прогрок-групп (не будем называть имён), про которые говорилось многозначительно: "Ну, это надо слу-ушать!" , но ни у кого не хватало сил слушать - слишком скучно, занудно, претенциозно, искусственно и т.д. и т.п.
"On The Third Day" - последний альбом ELO, где Линн пытается передать оркестровое звучание, обходясь всего двумя виолончелями и одной скрипкой, путём многократных кропотливых наложений. Уже в следующем альбоме "Eldorado" (1974 г.) он наймёт настоящий оркестр.
В процессе записи "Оркестр Электрического Света" претерпел несколько изменений в составе. Скрипач Уилф Гибсон записался только на композициях, составивших вторую сторону пластинки и ушёл (а может быть и был уволен) из группы. Причиной стало его недовольство зарплатой. Интересно, что в дальнейшем он принимал участие в некоторых записях ELO, но как наёмный сессионный музыкант, которого даже не упоминают в титрах альбомов. На смену Гибсону пришёл скрипач класической школы Мик Камински, уже с 14 лет игравший в симфоническом оркестре английского города Лидса.
Одновременно с Гибсоном ушёл виолончелист Колин Уолкер. Причина нигде не указана, но скорее всего та же - недовольство зарплатой. Найти замену ему не удалось, и Майк Эдвардс остался единственным виолончелистом в группе. Очевидно классические виолончелисты не горели желанием играть в рок-группе, потому что место было по-прежнему вакантно в сентябре 1973, когда понадобилось снять рекламный клип для сингла "Showdown". Тогда попросили звукоинженера Рика Паннелла просто для съёмки изобразить из себя виолончелиста. А когда подоспело время выпуска в ноябре 1973 года в США альбома "On The Third Day" - вторым виолончелистом в титрах указали вымышленное имя Ted Blight.
И только накануне американского турне в поддержку альбома к ELO присоединился Хью Макдауэлл. Точнее - не присоединился, а вернулся, ибо он уже играл в первом составе группы в 1972 году, но ушёл вместе с Роем Вудом в его группу "Wizzard". Как известно, уход этот сопровождался многочисленными взаимными упрёками, и взаимоотношения между "Wizzard" и "ELO" были далеко недружелюбными. Однако музыканты "Оркестра" забыли все обиды, когда им позарез понадобился живой виолончелист для турне, и Хью заступил на эту должность уже в ноябре 1973-го. Его даже сняли в знаменитой обложке "с пупками" для американского издания "On The Third Day", хотя Макдауэл не принимал участия в его записи.
На сессиях записи альбома в студии нередко зависал друг Джеффа Линна Марк Болан. Друзьям пришло в голову поиграть соло одновременно на двух гитарах. Попробовали - понравилось, и Болан записался в нескольких вещах альбома "On The Third Day". Известно точно, что в "Ma-Ma-Ma Belle" и "Dreaming of 4000", а также в невошедшей на пластинку песне "Everyone's Born to Die". Болан не упомянут в титрах альбома, скорее всего дабы избежать конфликтов с его компанией грамзаписи, потребовавшей бы в таком случае денег за использование "её" артиста.
(Вообще-то приём с двойным гитарным соло друзья использовали за год до того, когда Линн записался на сингле T-Rex - "Solid Gold Easy Action". Это знаменитая песня, в которой Болан мистически предсказал обстоятельства своей будущей смерти. Там есть такая строчка: "Life is the same and it always will be / Easy as picking foxes from a tree" - "Жизнь одинакова и всегда будет / Лёгкой как снятие лисиц с дерева". Он погиб в 1977-м году от того, что пьяная подруга уснула за рулём Mini, и машина врезалась в дерево. Это был белый клён (по-английски его зовут сикамора). Из дерева с трудом вытащили застрявший регистрационный номер машины FOX 661L, а "fox" - по-английски "лисица"...)
Клавишник "ELO" Ричард Тэнди употребляет на альбоме в больших количествах Мини Муг, особенно в монументальном инструментале "Daybreaker", где Муг - солирующий инструмент. В первом номере "Ocean Breakup/King of the Universe" (Конец океана/Король Вселенной) звучит азбука морзе, передающая буквы названия группы: ELO. Джефф Линн повторит этот трюк через 10 лет в альбоме Secret Messages (1983). В песне "Bluebird Is Dead" (Голубая птичка умерла) Линн применил битловский трюк, поместив гитарное соло задом наперёд. "Я подумал, что пришло время кому-то использовать это снова," - комментировал Джефф. - "Хотя это можно делать только в определённом контексте... Как например в "Bluebird Is Dead", где парень разговаривает с кем-то умершим, потому что не может смириться с фактом, что она умерла. Что тут поделаешь с разницей между жизнью и смертью."
"In the Hall of the Mountain King" - это композиция "В пещере горного короля" норвежского композитора Эдварда Грига из сюиты "Пер Гюнт", иногда её называют "Шествие троллей" - одна из самых популярных и всем известных мелодий классической музыки.
Песня "Showdown" изначально планировалась как внеальбомный отдельный номер для сингла. И поскольку сингл вышел в Британии на Harvest, то есть на другом лейбле, чем альбом, то в британскую версию "On The Third Day" песню не включили. "Showdown" вышла в Америке как на сингле, так и в альбоме, который, впрочем, позже переиздавали повсюду в Европе, переняв в том числе и американскую обложку альбома.
ОБЛОЖКА И НАЗВАНИЕ
Название альбома "На третий день" очевидно связано с библейской книгой Бытия, в которой говорится, что на третий день Бог создал сушу и растения.
"И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так... И увидел Бог, что это хорошо".
Сам альбом, кажется, ничто не связывает с этой концепцией. Здесь не поётся ни о суше, ни о растительности на ней. Наверное, просто обыгрывается что это третий альбом ELO - как "третий день" их творений.
"On The Third Day" выходил в двух вариантах обложки. В США на обложку поместили фотографию знаменитого американского фотографа моды и портретов Ричарда Аведона. Он делал широко известные фотопортреты многих звёзд, типа Мэрилин Монро, Энди Уорхола и т. п., отличающиеся своим минимализмом, снятые обычно на голом белом или тёмном фоне. Фотографируя "Оркестр Электрического Света", Аведон предложил музыкантам показать свои пупки, что мы и наблюдаем.
Европейская обложка "On The Third Day" была по смыслу немного ближе к названию альбома, демонстрируя крупным планом лицо Джеффа Линна, в задумчивости зависшего над земным шаром. Но выполнено это почему-то грубовато - нет чтобы сделать изощрённый коллаж или рисунок, вписывающий Линна в этот ландшафт. Здесь просто вырезанный квадрат фотографии помещён отдельно над фотографией Земли. Наряду с этой в Европе ходил и американский вариант обложки "с пупками". Как пошутил один фан ELO про ту обложку: "И сказал Бог на третий день: Да будет Оркестр Электрического Света и был Оркестр Электрического Света, и все ликовали, и все получили пупки."
Джефф Линн назвал "On The Third Day" своим самым любимым из всех студийных альбомов ELO. "Он просто наглый," - говорит он об этом альбоме. "Это всё равно что представлять себя оркестром, имея всего лишь две виолончели и одну скрипку. Мне нравится этот звук, просто разрежённый двумя виолончелями и одной скрипкой... Потом, конечно, я пришёл к полноценному оркестру из 30 единиц, но мне просто нравится в "On The Third Day" его чувство одиночества"...
|