Группа Electric Light Orchestra (или сокращенно ELO) стала популярной с первого же альбома, где они представили на суд слушателей запоминающийся арт-рок с элементами классики, который оказался интересен не только интеллектуалам, но и любителям более легкой музыки. Выпустив несколько весьма интересных работ, они стали в конце концов крениться к более поп-артовой музыке, т.е. примерно к такой, которую, скажем, Кен Хенсли писал в конце 70-х годов. Однако вот что интересно – несмотря на упрощение стиля красота и изысканность в музыке остались, и альбомы более позднего периода слушаются даже с гораздо большим интересом. Кстати, вокал Джеффа Линна местами весьма напоминает любимого мною больше всех «Битлов» Джорджа Харрисона (R.I.P.), с которым Линн сотрудничал в разное время. Но остановимся подробнее на работе под названием «Время».
Как многим известно, арт-рокеры весьма любят концептуальные альбомы. Перед нами предстает повествование о юноше, живущем в XXI веке, и показываются различные аспекты жизни в этом возможном будущем. Пролог и первая песня, магическая «Twilight», рассказывают о том, как ранним утром перед юношей предстает какое-то видение, которое переносит его в будущее. Наш герой, оказавшийся в 2095 г., вспоминает свою любимую и посылает ей свое мысленное послание любви; бродя по улицам в тоске он вдруг встречает робота женского пола, который очень похож на нее, но пока не очень хочет быть в ее «холодных объятьях», хотя и не исключает такой возможности в будущем («Yours Truly, 2095», весьма эффектно имитируется голос робота).
Видимо, не зная, чем себя занять, юноша решает покинуть Землю и покупает билет на Луну («Ticket to the Moon»); не знаю, правда, полетел он туда в конце концов или нет, поскольку в тексте об этом явно не говорится; очень грустная вещь получилась, правомерно использована музыка «Лунной сонаты» Бетховена, при каждом прослушивании этой темы у меня возникает щемящее чувство в груди, поскольку песня действительно сильная, и если взглянуть шире, то ее можно применить к любому времени – когда ты вынужден покидать родной дом и отправляться в незнакомые места, зная, что, наверное, больше никогда не вернешься назад.
Как оказалось, прошел всего день с тех пор, как наш герой попал в чуждый ему мир; он осматривается вокруг и задает себе вопрос: «Неужели жизнь должна быть вот такой?» («The Way Life’s Meant to Be», лирическая песня с отличной акустической гитарой и запоминающимися перкуссиями).
Далее идет «Another Heart Breaks», размеренный инструментал, если не считать произнесенной несколько раз фразы «Еще одно сердце разбивается» (или, возможно, по смыслу ближе «…кровью обливается»), вынесенной в название; звучат красивые клавишные под ритмический стук ударных.
Тем временем на улице начинается дождь, заливая все вокруг так, что наш герой остается как бы на острове («Rain Is Falling», лирическая фортепьянная композиция).
Он видит свою любимую во сне и пытается связаться с ней («From the End of the World», с прекрасной игрой на фортепьяно и запоминающимся припевом); он по-прежнему чувствует себя одиноким, в особенности когда наступает ночь («The Lights Go Down», медленная песня в духе рэгги); он слушает новости, сообщающие то о предполагаемом метеоритном дожде, то о судебном компьютере, приговорившем кого-то к заключению в тюрьме на спутнике и т.п. («Here Is the News», еще одна отличная тема, с клавишными, отдаленно напоминающими Uriah Heep).
Что ж, очень трудно жить в XXI веке, что и говорить (мы-то теперь знаем!), но все же нужно как-то жить («21st Century Man», вновь медленная и лирическая композиция, исполненная какого-то мягкого сочувствия), нужно постараться не забывать свою мечту, нужно уметь быть счастливым хотя бы во сне (рок-н-ролльная «Hold On Tight» с весьма жесткой, по сравнению с другими песнями, гитарой и запоминающимся фортепьяно).
«Ты должен быть счастливым, ты должен быть довольным, человек XXI века» – вновь повторяет Джефф Линн в эпилоге. Надо сказать, что я не читал никаких объяснений к этому альбому и, возможно, где-то в сюжетной канве ошибся, но это, я думаю, не главное. Альбом «Время», по утверждению многих, является лучшим в творчестве ELO, но я, к сожалению, не могу сказать этого с уверенностью, поскольку успел прослушать только два альбома. Во всяком случае, если это так, то, что же получается? А то, что не все то, что наворочено, хорошо и, естественно, наоборот. Иногда действительно нужно быть проще.
Написал: Featus
|