Газета «Московский комсомолец»
21 февраля 1999 г.
Заметки на коленке
ВОЗРАСТ - НЕ ГЛАВНОЕ
ГЛАВНОЕ - МУЗЫКА!
Грядущий визит группы «Dio» в первопрестольную под началом Рональда Джеймса Падованы, одного из самых мощных столпов всего мирового хэви-металлизма, широким массам известного под именем Ронни Джеймса Дио, снова будет истолкован целым рядом всяких смехачей как несомненное свидетельство скорой смерти исповедуемого им стиля и необходимости группы «Dio» и всего ее творчества только самым нешироким и наиболее неразвитым массам этаких «вечных ПТУшников». На их месте я бы поостерегся такие оценки раздавать бездумно, ибо Ронни Джеймс Дио – весьма уникальная личность в том плане, что творчество его примиряет и рок-н-ролльщиков 50-х, и стариков-хардлаиков, и металлистов со стажем. Да и много ли можно вспомнить живых и бодрых персонажей, чья рок-карьера началась 41 год тому назад?
Если у обычных рок-музыкантов нашей эпохи первая мысль о грядущей карьере, как правило, рождалась с лицезрением в телевизоре The Beatles, то маленький Ронни Падована принял свое решение еще в шестилетнем возрасте… при посещении церкви. И оно коснулось скорее лирического наполнения будущего творчества Ронни.
«Родители привели меня в церковь, - вспоминает м-р Дио, - и стали рассказывать что-то о Святом Духе. Но я-то уже знал, что духи живут только за шкафом, и мне стало смешно. А потом мне объяснили, что вот тот человек на кресте умер за меня – я даже испугался. И журналисты еще спрашивают, почему у моих песен довольно-таки мрачные тексты!».
К счастью, предки Ронни не были зациклены на бытовом христианстве («Радиоприемник в нашем доме стоял на почетном месте!») и вовремя озаботились музыкальным воспитанием отпрыска, так что к окончанию школы Ронни мог похвастаться не только изрядными познаниями в области романтической фэнтэзи-литературы, но и пристойными навыками игры на трубе и пианино. Бас-гитара была освоена Ронни самостоятельно, да и в вокальном плане он оказался самоучкой.
«Все начиналось, как и у многих в те годы: я увидел ту самую телепередачу, где Элвис впервые исполнял «Heartbreak Hotel», - утверждает Ронни, - и я немедленно захотел стать рок-певцом. На следующий же день в школе вместе с моим другом Ником Пэнтасом, умевшим играть на гитаре, мы придумали название нашей первой группы – «Vegas Kings». Нашим главным кумиром оказался, однако, Джин Винсент, а название группы незаметно сменилось на «Ronnie And The Rumblers» - видите, я уже тогда ощущал себя лидером! А наш первый сингл с песенками «Lover» и «Conquest» уже под именем «Ronnie And The Redcaps» мы ухитрились выпустить в 1958-м, менее чем через год после окончания школы».
В 1961-м певец принял историческое решение: из Рональда Падованы он превратился в Ронни Джеймса Дио. «Я согласен, что мой сценический псевдоним кажется кому-то глупым («Dio» - Бог по-итальянски), но можно ли стать звездой с фамилией Падована? И я был молод, и звезды рок-н-ролла казались мне настоящими богами, и я хотел быть одним из них… Но я уверен – и в этом есть что-то мистическое, - что без псевдонима я никогда не написал бы песню «King Of Rock And Roll», да и не только ее». Новая ступень на пути к небожительству носила имя «Ronnie Dio And The Prophets» - с этой группой Ронни записал альбом и семь синглов, и к этой же эпохе относится его первый опыт в продюсерской деятельности.
А в 1967-м происходит поворот к хард-року: Ронни, Ник и двоюродный брат Ронни, гитарист Дэвид Фейнштайн, создали группу «The Electric Elves», через пару лет сменившую название на «The Elves». Ронни: «Говорят, что рок-н-ролл – это путешествие, не так ли? Но и в путешествиях бывают потери – не приведи Бог никому попадать в такие ситуации, как мне летом 1970-го: наш автобус перевернулся, и мой старый друг Ник Пэнтас погиб у меня на глазах, а наш клавишник Дуг Тэлер получил серьезные ранения… Но наша карьера не прервалась – мы сменили имя на «Elf», а Дуг стал нашим менеджером (сейчас Дуг – один из ведущих рок-специалистов США). Уже тогда мы считались одной из лучших групп Восточного побережья, но контракта с фирмами грамзаписи было не видать. Все изменилось в 1972-м, когда нам довелось открывать несколько концертов «Deep Purple». Только музыкант сможет представить себе, что это такое – открывать концерты собственных кумиров. И представьте мое удивление и даже испуг, когда «Elf» наконец-то явился на прослушивание к самому шефу A&R-отдела корпорации CBS Клайву Дэвису – и в том же зальчике, кроме него, сидели Роджер Гловер и Ян Пэйс. После нашего выступления Роджер подошел ко мне и запросто сообщил, что он хотел бы продюсировать наш альбом. Я чуть не упал, когда услышал такое! Вопросов о подписании контракта с CBS больше не возникало, а с музыкантами «Deep Purple» мы вскоре сдружились по-настоящему. Со всеми, кроме Ритчи Блэкмора».
«А настоящий перелом в моих отношениях с Ритчи случился позже: как-то год спустя мы опять работали перед «Deep Purple». Я сидел в гримерке, собираясь идти в зал (мы не пропускали ни одного выступления хэдлайнеров), как вдруг в дверях появился Ритчи, весь в черном и с гитарой наперевес. И он неожиданно заявил: «Эй, чувак, а ты ведь отлично поешь!» Я и рта раскрыть не успел, а Ритчи уж след простыл. Хорошо ли это, что он меня похвалил? И что я должен делать? Но мы сдружились с Ритчи - вместе с ним «джемовали» после концертов по кабакам с местными группами и снимали девок - веселое было времечко! А потом Ритчи предложил мне спеть на его сольном сингле «Black Sheep Of The Family» - и с этого началась история «Rainbow». Кстати сказать, я до сих пор считаю первый альбом Rainbow лучшей работой коллектива - как-никак, над ним работали не только я и Ритчи, но и музыканты, с которыми я был знаком уже много лет. А ведь дай волю Ритчи - он уволил бы всю группу, кроме меня, еще до записи «Ritchie Blackmore-s Rainbow»!».
Излишне напоминать читателю о житье-бытье старины Ронни в рядах «Rainbow», «Black Sabbath» и «Dio». Тем же, кто считает Ронни просто тупым металлистом, сообщу, что в 1979-м Ронни собирался создавать настоящую арт-роковую группу и уже репетировал вместе с легендарным мультиинструменталистом, создателем «Blood, Sweat & Tears» Элом Купером и джаз-роковым гитаристом Джеффом Бакстером из «Steely Dan» - не говоря уж об его участии в записи первого сольника лидера группы «Kansas», композитора, гитариста и клавишника Керри Ливгрена «Seeds Of Change» (1980 г.). На календаре 1999-й, позади изрядная стопка эпохальных альбомов (Ронни: «Большинство моих альбомов задавали новые стандарты композиторского мастерства, исполнения и продюсирования») и звание Dio как одной из лучших новых групп 80-х. А как оценивает Ронни Джеймс Дио нынешнюю, непростую для настоящего музыканта эпоху?
«Не могу сказать ничего про других артистов, но я вступил в один из лучших этапов мой карьеры. Я горд, что почти весь 1998-й прошел в турне в поддержку моего первого настоящего концертного альбома «Dio-s Inferno: Last In Live». Сначала мы планировали начать запись нового студийного CD еще в августе, но как откажешься от предложений промоутеров - и наше европейское турне завершилось лишь в ноябре. Не имеет никакого значения, что во время тура группу покинули барабанщик Винни Эппайс, клавишник Скотт Уоррен и басист Ларри Деннисон - мы закончили путешествие с моими старыми коллегами Саймоном Райтом и Бобом Дэйсли. Вдобавок я записал кавер-версию пьесы «Welcome To My Nightamre» для трибьютного альбома одного из моих любимых вокалистов - Элиса Купера. Но главное - у меня по-прежнему много поклонников, и именно поэтому мне трудно рассматривать «Dio-s Inferno: Last In Live» как просто концертный альбом. Это работа, в каком-то смысле созданная не только мною, но и моими поклонниками. Пусть журналисты подшучивают над моим возрастом, но возраст - не главное. Главное - музыка! Та музыка, ради которой мои фэны заполняют клубы и арены во всем мире. Мои песни предназначены в первую очередь для них, а вовсе не для рок-критиков: мода меняется, а музыка остается музыкой. Я горд, что с годами мой голос и вокальная подача не слабеют - значит, у тысяч и тысяч моих поклонников есть еще шанс посетить мои концерты. И пусть все знают - за все годы сольной карьеры я не отменил ни единого концерта, даже когда был болен. Ни единого!» Возможно ли возразить Ронни Джеймсу Дио?
Всеволод Баронин
Дискография Ронни Джеймса Дио (на 1999-й год):
С группой Ronnie Dio And The Prophets:
«Dio At Dominos» (1963, Lawn).
С группой Elf:
«Elf» (1973, CBS);
«Carolina County Ball» (1974, CBS);
«Trying To Burn The Sun» (1975, CBS);
«Live» (1976, MGM - концертный).
С группой Rainbow:
«Ritchie Blackmore-s Rainbow» (1975, Oyster / Polydor);
«Rainbow Rising» (1976, Polydor);
«On Stage» (1977, Polydor - концертный);
«Long Live Rock-n-Roll» (1978, Polydor);
«Live In Germany 1976» (1994, Conoisseur Collector - концертный).
С Керри Ливгреном (Kansas):
«Seeds Of Change» (1980, Kirshner / 1996, Renaissance).
С группой Black Sabbath:
«Heaven And Hell» (1980, Vertigo);
«Mob Rules» (1981, Vertigo);
«Live Evil» (1983, Vertigo - концертный);
«Dehumanizer» (1992, I.R.S. / WEA).
С группой Dio:
«Holy Diver» (1983, Mercury);
«The Last In Line» (1984, Vertigo);
«Sacred Heart» (1985, Vertigo);
«Intermission» (1986, Vertigo - концертный);
«Dream Evil» (1987, Vertigo);
«Lock Up The Wolves» (1990, PolyGram);
«Hey Angel» (1990, PolyGram - EP);
«Diamonds - The Best Of Dio» (1992, PolyGram - сборник);
«Strange Highways» (1993, PolyGram);
«Angry Machines» (1996, Mayhem / CBH);
«Dio-s Inferno: Last In Live» (1998, Mayhem / SPV - концертный).
С проектом Hear-N Aid:
«Hear-N Aid» (1986, Hear-N Aid Inc. / Vertigo).
С проектом Minetaka Higuchi-s Dream Castle:
«Free World» (1997, BMG Japan).
Опубликовано:
30 марта 2016 г.
|