Альманах «Metal World»
№ 11, ноябрь 2008 г.
Автор:
Эрнст Неизвестный
КОРОЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ ПРАВИТЬ БАЛ: STRANGE HIGHWAYS
Да, умеет Ронни Джеймс Дио удивлять. Это я по поводу альбома "Strange Highways", выпущенного группой в 1993-м году, и, даже не знаю – удивил он меня в хорошем смысле или в плохом. Так что попробую рассказать поподробнее.
...Уволившись в очередной раз из "Black Sabbath", Ронни вновь принялся собирать свой собственный коллектив. За ударными вновь оказался ушедший из "Sabbath" вслед за Дио Винни Эппис, на басу и клавишных сыграл бывший участник "Dokken" Джефф Пилсон, а место гитариста занял нигде особо не прославленный, но поигравший уже в нескольких малоизвестных группах Трейси Грихалва (Трейси Джи).
Если попытаться определить альбом одним словом, то он – злобный. Такого звучания у DIO я еще не встречал. Грязная, трешевая гитара, издающая рычащие, клокочущие, бурлящие звуки, будто в каком-то ведьмином котле готовится смертносное варево. И под стать этим звукам, извлекаемым Трейси из своего инструмента, голосит и Ронни, порой даже трудно опознать его голос – он хрипит и рычит не хуже царивших в то время на рок-сцене трешевых вокалистов.
Первые две песни альбома "Jesus, Mary & Holy Ghost" и "Firehead" звучат так, как могли бы звучать "Sabbath" в те годы, если бы состоялся их реюнион с Оззи. Те же монстроидные риффы, что и у Айомми, да и голос Дио звучит так же язвительно-гаденько, как и у Осборна, даже слова Ронни порой не поет, а проговаривает, еще более приближаясь к манере подачи материала своего конкурента по участию в "Sabbath". Песни поражают своей необычностью именно для группы DIO, никогда прежде я не слышал такого грязного и откровенно злобного голоса у Ронни и, должен сказать, ему такой тембр явно не идет. Быть может это была этакая насмешка над Тони Айомми, решившем воссоединиться с Оззи и, в результате, одураченным им? Если так, то эта злая шутка удалась.
Начинается следующая песня "Strange Highways", и на сердце сразу становится легче – вот она традиционная диовская баллада. Ронни опять напевает трогательным голосом под нежные переборы струн. Но, не проходит и минуты, а на нас уже обрушивается тяжеленный ритмичный гром ударных, и злобная гитара сметает все надежды на лирику. Ронни буквально выплевывает в зрителей текст грозным, слегка надтреснутым голосом, а Трейси Джи поддерживает его своими ревущими риффами и клокочущими сольными проходами. И все это очень вязко, густо, музыка засасывает, как гиблое болото. Своей убойной ритмичной тяжелой поступью эта песня очень напоминает заглавный трек с предыдущего альбома.
Должен сказать, что гитарная работа Трейси Джи здесь очень напоминает звучание "Black Sabbath", с той лишь разницей, что Тони Айомми воспитывал свой музыкальный вкус в те времена, когда тяжесть и мощь еще умели сочетать с мелодизмом. В гитарной же работе Трейси Джи (и не только в этой песне) мелодия фактически принесена в жертву грохоту и реву перегруженной гитары, и лишь благодаря врожденному мелодическому таланту Ронни Дио все звучит вполне благопристойно, а не скатывается в грохочущее трешевое месиво.
Еще одним номером, напоминающим типично диовские баллады, является "Give Her The Gun". Здесь в медленной части голос Дио звучит проникновенно, как в его лучшие времена. Да и когда ритм ужесточается, песня продолжает походить на лучшие образчики творчества группы DIO. Пожалуй, это практически единственный трек альбома, который от начала и до конца вполне мог бы расположиться на одном из трех первых дисков группы – его интересная мелодия к тому же ярко подчеркивается звучанием клавишных и не тонет среди жестких гитарных риффов. Да и соло, которым здесь подчует нам Трейси Джи, вполне мог бы исполнить и Вивиан Кэмпбелл.
Вслед за ней размеренной поступью, под пульсирующие звуки баса вступает "Blood From A Stone", так же с вполне диовскими интонациями. Даже начинает создаваться впечатление, что ближе к концу альбома Дио уже наигрался в треш и возвращается в лоно своего традиционного звучания. Только вот голос остается по-прежнему непривычно хрипящим и каким-то гулким.
"Here's To You" вполне могла бы быть открывашкой альбома – это самый скоростной номер диска, и на этой скорости уже не так важен тембр гитары, грязная она или утонченная. К тому же соло, которое выплевывает здесь Трейси, несмотря на свою хрипатость, вполне скоростное, и его трепещущие завывания даже очень симпатичны. Портят номер, на мой взгляд, лишь почти акапельные песнопения Дио между куплетами в достаточно замедленном темпе под визгливые всплески гитары.
В целом создается впечатление, что на этом альбоме Ронни Дио решил следовать за модой и покорить такой актуальный тогда стиль, как треш. Не следует расценивать мои слова так, что я отношу данный альбом к трешу, нет – просто это попытка соединить два таких направления в музыке, как треш-металл и музыку группы DIO (другого названия я не могу придумать, так как музыка этого коллектива действительно неповторима и не вписывается ни в какие стилевые рамки). Должен сказать, что, благодаря талантам (или все же «талантам»?) нового гитариста и использованию своего голоса в совершенно неожиданном регистре, музыкантам это удалось. Мне, во всяком случае, стало ясно, что для Ронни и это оказалось по зубам. Только вот вопрос – а надо ли ему это? Продолжай Дио двигаться в этом направлении, он очень скоро превратился бы в одного из многих и, заметьте, далеко не лучшего из многочисленной когорты молодых злобных яростных трешеров. Даже тот регистр своего неповторимого голоса, который Ронни использует на этом альбоме, не позволяет ему раскрыть всю свою индивидуальность, все свои вокальные краски и полутона.
К счастью, некоторое время спустя, Ронни вернулся к своим истокам, и возвращение это было поистине триумфальным. Этот же альбом, скорее всего, надо рассматривать, как экспериментальный, а для тех, кто хотел бы услышать еще более положительные отзывы о нем, скажу, что альбом еще шире раскрыл многогранные вокальные и авторские таланты Ронни Джеймса Дио.
Опубликовано:
26 августа 2018 г.
|