Слова и лозунги Дэвида Боуи

журнал Сельская молодежь, № 12, 1985 г.

Листая старые страницы
Слова и лозунги Дэвида Боуи
журнал Сельская молодежь, № 12, 1985 г.
Рок-энциклопедия


Сегодня его не узнать. Как изменился он с тех пор, как вышел на большую сцену! Спокойный, раскованный, будто помолодевший и немного даже старомодно-добропорядочный. Где тот блестящий фейерверк головокружительных, менявшихся одно за другим действ, которые создавал он в музыке, на сцене, в жизни? Почти два десятилетия Дэвид Боуи в рок-музыке и более десяти лет среди тех, кто задает в ней тон. Как много он оставил позади себя, есть из чего выбирать! Вначале юный Дэвид Роберт Джонс интересовался джазом, преклонялся перед Джоном Колтрейном. В тринадцать лет он покупает саксофон, а спустя два года начинает выступать перед публикой. 11 июля 1969 года, в день, когда человек впервые ступил на поверхность Луны, Дэвид выпускает диск «Странное происшествие в космосе». Эта история о некоем майоре Томе, решившем не возвращаться из космоса на Землю, стала первой его заметной работой. В Англии песня сопровождала все репортажи об экспедиции «Аполлона-9» и поднялась до пятого места в хит-параде. В 1972 году во время турне и выхода пластинки «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» перед публикой предстал настоящий космический пришелец в крови и во плоти - образ, который нашел для своей музыки Дэвид Боуи.

Каждая пластинка Боуи - свой образ, сплав настроений и переживаний, объединенных, как правило, общей идеей. Идеей, проходящей сквозной нитью через весь альбом. Именно не отдельными песнями, а своими альбомами, которые, по его замыслу, необходимо воспринимать как единое целое, прославился Боуи. Но какие бы фантастические сюжеты они ни включали, как бы далеко к звездам ни уносили слушателя, у всех у них вполне определенная земная питательная среда, в них вложены реальные ощущения.

БОУИ: «Каждый альбом как иллюстрация определенной эры был удивительно удачен,он являлся как бы фотографией того времени, в котором я жил».

Но и каждая песня Боуи - это тоже прежде всего определенный образ. Отдельные строчки, отдельные слова, отдельные музыкальные фразы не имеют значения, главное - общее ощущение. То, что создавал Боуи, можно сравнить со своеобразным театром, где мы находим гротескное изображение окружающего мира. Боуи в начале 70-х предстал как настоящая декадентская фигура, в самом себе, в своей музыке, в сценических постановках на концертах воплотив упадок мира. В названии одной из его пластинок той поры - «Алмазные собаки» - заложена умышленная слащавость и опош-ленность («китч на китч»), пародия на господствующие идеалы и ценнрсти, на мир, задыхающийся в обжорстве потребительства.

Однако сарказм Боуи бывает не только абстрактным, какими бы абстрактными ни были его музыкальные образы. Пластинка Боуи 1975 года, знаменовавшая его отход от глэм-рока - «Молодые американцы» (название можно читать как адрес), - тоже злобная насмешка над всем и над вся. Но прежде всего над тем, что Боуи назвал «лосанджелесиз-мом». Пластинку эту он делал в Лос-Анджелесе, где познакомился с образом жизни его обитателей, и обрушил на него свой сарказм. Особенно ядовитой была песня «Слава»: «Вот ты и получил все то, о чем мечтал. Так что ты теперь будешь со всем этим делать, болван?»

Боуи как бы аккумулировал в себе черты, присущие окружающему обществу, и вываливал их обратно в таком виде, что шокировал всех. Голос отчаяния, толкающий к самоубийству, нередко прорывался то там, то здесь. Эти настроения Боуи выразил весьма четко в песне, названной недвусмысленно «Рок-самоубийство».

...Боуи 70-х годов - это полное отсутствие иллюзий, эпатаж и ядовитая насмешка... Но лишь Боуи чувствовал, что его эпатаж превращается в моду, стиль жизни самих обывателей, на которых он его направлял, он отбрасывал его и начинал эпатировать собственный былой эпатаж, часто меняя свой курс на 180 градусов. И трудно понять - в своих песнях, в интервью,- насколько Боуи искренен или все это (все!) только эпатаж, только злая насмешка над потребителем, даже если это потребитель его музыки, его слов. Настолько часто он меняет тон, настолько часто бывает противоречив.

1976 год. Несколько лет бурного успеха. Несколько длительных турне. Несколько альбомов подряд. Несколько лет работы на износ. «Я был как выжатый лимон»,- вспоминал Боуи потом. Альбом, записанный в это время - «От станции к станции»,- по словам Боуи, «был веселым гимном нигилизму».

В конце 1976 года после очередного турне, полностью опустошенный, Боуи осел в Западном Берлине. Три года за закрытыми ставнями небольшой квартиры в Кройцберге, рабочем квартале города. Три пластинки - «Низкое», «Герои», «Жилец»... Это были первые шаги Боуи к тому, чтобы предстать перед публикой в новом образе - образе Дэвида Боуи. Видимо, этот образ и подтолкнул его к сотрудничеству с Брайаном Эно, одним из метров электронной музыки. «В известном смысле Брайан пришел для моего спасения. Он пришел и сказал: «Эй, я знаю совершенно новые способы слушать музыку». Работа с Эно, который выступал в роли продюсера и соавтора, была поиском, экспериментом. Темы для песен того периода давали Боуи окружающие его реалии - район города, где живут турецкие гастарбайтеры, впечатления от поездок по свету (песни «Варшава», «Полет в африканской ночи»). За годы турне Боуи объездил множество стран, в 1976 году был, кстати, проездом в Москве. «Путешествия нужны мне для того, чтобы было о чем писать»,- сказал как-то он. Новый шаг к новому образу - альбом 1980 года «Страшные чудовища», шаг, который Боуи совершил через изгнание из себя бесов сомнения. «Страшные чудовища» отличались от предыдущей «трилогии»: музыка более мелодичная, нет экспериментов с электроникой и этнических ритмов. В известном смысле альбом представлял собой возврат Боуи к своему стилю первой половины 70-х годов, правда, уже на качественно ином уровне. На эту параллель со своим ранним творчеством, может неосознанно, указал сам Боуи, но, как всегда, через противоречие. Неожиданно в песне «Останки к останкам» - наиболее колоритно насыщенной, эмоционально выдержанной композиции «Страшных чудовищ» - появляется герой песни «Странное происшествие в космосе» - космонавт майор Том. Но предстает он здесь уже в виде «Тома-наркомана»... Однако главная тема песен Боуи остается прежней: конформистский мир, ввергнутый в хаос, общество, где тирания моды стала сродни фашизму...

Слова и лозунги Дэвида Боуи, журнал "Сельская молодежь", № 12, 1985 г.

Слова и лозунги Дэвида Боуи, часть 2

Но вот и сам новый образ Боуи: Дэвид Боуи. После трехлетнего молчания - пластинка «Давай станцуем», за ней - «Сегодня вечером». Последние выступления Боуи - сплав всех ритмов и мелодий, которые он в свое время исполнял. Но это и сплав переживаний, через которые он прошел, синтез тем, которые он эксплуатировал, отражая страх своей публики перед будущим.

...Если в 1976 году Боуи с помощью Эно открыл «новые способы слушать музыку», то к 1983 году он открыл новые способы смотреть ее. Как истинный «приемный сын» режиссеров Роуга и Осимы, он упорно работает над своими видеороликами. Он пишет сценарии для каждого эпизода, консультируется с режиссером по каждой мелочи, прежде чем появиться перед камерой.

Так, шаг за шагом, Боуи шел к тому, чтобы в 1983 году открыть свое лицо - лицо Дэвида Боуи. Боуи без масок - это сегодня и есть его главный образ, образ утонченного человека, освободившегося от своих тревог, исполняющего свою музыку с глубоким оптимизмом.

Часто говорят: «Боуи непостоянен». Рок-критика начисто отрицала в Боуи целостность натуры, предпочитая видеть в нем лишь хамелеона, занятого тем, чтобы за масками скрыть свою сущность. Но Нагиса Осима выбрал его для исполнения главной роли в своем кинофильме «С рождеством, мистер Лоуренс» именно потому, что увидел в нем то, что другие отказывались видеть. Последние его записи, последние турне, по мнению Боуи, носят прежде всего гуманный характер. «Я, наверное, не стремился бы выступать в дальнейшем, если бы не чувствовал, что своей музыкой могу принести какую-то пользу - себе самому и своей публике»,- говорит он.

Но пластинка «Давай станцуем» - это демонстративно танцевальная музыка. Какую пользу может принести она, если не указывает ни на что, не ставит никаких проблем? На этот вопрос Боуи отвечает так: «Основная проблема - люди должны жить дружно и мирно, не воюя друг с другом».

Не слишком ли упрощенно? Боуи: «Не упрощенно - просто. За годы бесконечных экспериментов я многому научился. Теперь настало время весь этот опыт выразить в очень простой форме, простым языком... Я чувствую, что должен посвятить себя деланию людям добра. Это заставляет меня поставить под сомнение нигилизм, которым была наполнена музыка моего раннего периода и от которого я, к счастью, отказался со временем. Сейчас настало время выработать позитивную программу».

В последнее время Боуи резко стал поднимать проблему расизма. В интервью журналу «Па-ри-матч» недавно он сказал: «Страх - главная проблема в мире. Люди боятся всего, на что они не похожи. Черные боятся белых, белые - черных, при этом они игнорируют условия, в которых они живут». Что это? Его происхождение из Брикстона, лондонского квартала, ставшего первым гетто «черных британцев» и полем расовых сражений? Работа с японцами над фильмом, что обнажило для Боуи столкновение людей разных рас? Или реалии Австралии, где Боуи живет в последнее время?

«В мире царит какой-то хаос, люди не доверяют друг другу, стремятся ограничиться своими маленькими миркдми, где. любой, кто не принадлежит к твоему КРУГУ - чужак. Видимо, для начала нужно преодолеть это недоверие», - продолжает Боуи. Но как сказать обо всем этом, когда в твоем распоряжении всего одна песня - 3-4 минуты?

Фоном для видеоролика к песне «Давай станцуем» Боуи выбрал Австралию. «Это не случайно,- говорит он.- Австралия - молодая, но достаточно развитая страна. И параллельно тому, как шел технический прогресс, выбрасывались за борт коренные жители этой страны. Нация настолько поляризованна, что ситуацию можно сравнить только с положением в ЮАР. В бар аборигены не имеют права войти. Программа образования у них практически отсутствует. Они, по существу, живут в гетто, и бороться за свои права им сейчас трудно. Аборигенов рассматривают как некое доисторическое вымирающее племя...»

Парень и девушка, которых Боуи снял в видеоролике «Давай станцуем»,- аборигены. Боуи умышленно оставил за кадром бумеранги, кенгуру и прочую экзотику. Больше всего он хотел показать их как современных людей, которым не позволено участвовать в жизни современного общества. Причем неважно, в какой стране именно, считает Боуи, главное - привлечь внимание к проблеме в целом, тогда ее можно распространить в ЮАР, Англии, США. Так Боуи берется рассматривать проблему расизма, хотя в тексте песни об этом нет ни слова.

«Слова можно легко превратить в лозунги, лозунг иногда заслоняет собой цель,- говорит Боуи.- Важно, чтобы у людей сформировалось свое отношение к проблеме. Мое отношение к ней, думаю, я выразил достаточно ясно, даже не сказав о ней в песне ни слова».

...Итак, Дэвид Боуи в роли Дэвида Боуи. Спокойный, уверенный, помолодевший, сбросивший с себя тяжесть переосмысления, с улыбкой оборачивающийся назад, без страха заглядывающий в будущее.

Но может, это просто очередной образ? Боуи без маски - очередная маска? Кто знает? Как-то Дэвид Боуи заметил: «В музыке рок всегда может быть элемент фарса. Причем так, что вы никогда наверняка не скажете, всерьез это или в шутку. Я и сам до сих пор твердо не уверен. И мне это нравится...»
Никита КРИВЦОВ


АЛЬБОМЫ ДЭВИДА БОУИ


Слова и лозунги Дэвида Боуи, СМ, №12, 1985 г.


Вернуться в РАЗДЕЛ "DAVID BOWIE"

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА