Одной из самых беспроигрышных тем литературы и кинематографа всех времен были жизнеописания известных людей. Режиссер Бернард Роуз представил на суд российских зрителей свой взгляд на историю великого итальянского скрипача Никколо Паганини. Роуз, уже снявший такие фильмы как "Крейцерова соната", "Кэндимен", "Бал у сатаны" и "Бессмертная возлюбленная", на сей раз решил объединить две свои любимые темы - музыку и мистику.
Объект для сценария был выбран почти идеально: скрипач-итальянец, живший в конце XVIII - в начале XIX века обожал мистифицировать публику, доведя дело до того, что после его смерти церковь отказалась хоронить его в освященной земле. Концерты Паганини можно сравнить с шоу звезд XX века, таких как Фредди Меркьюри - зрители шли в театр не только и не столько, чтобы насладиться виртуозным мастерством, но и чтобы посмотреть, что выкинет маэстро на сей раз. Он не единожды играл на сцене на двух и даже на одной струне вместо четырех, экзотично одевался и поддерживал о себе самые нелепые слухи. Известно также, что Паганини был масоном, а постоянные болезни и изможденный внешний вид вызывали еще большие пересуды публики.
Режиссер "Паганини: скрипка дьявола" в полной мере воспользовался историческими анекдотами при создании своего персонажа. Перед нами предстает высокий худой итальянец с длинными волосами и горящими глазами, одним взглядом способный вызвать страстную любовь или горячую ненависть как женщин, так и мужчин, повелитель бурь на сцене и беспомощный, больной ребенок за занавесками кареты в руках своего мрачного и жестокого импресарио Урбани. Бессилие в ванне с пузырьками лекарств (а может быть и наркотиков) сменяется чадом кутежа в самых низкопробных заведениях, любовницы похожи одна на другую, и лишь иногда за всем этим проглядывает светлая и отчаянная тоска по сыну, желание чистой любви и уединения с одной лишь музыкой.
В противоположность страстности Паганини мы видим холодное, расчетливое лицо Урбани - опекуна и слуги в одном лице, готового выполнить любую грязную прихоть своего хозяина, но раз за разом отрывающего его от ребенка, от объятий возлюбленной, незримо забавляющийся за спиной господина над каждой его неудачей. Итальянский Мефистофель не скрывает свою сущность - во время концерта отчетливо видна за спиной играющего маэстро тень с рогами, корчащуюся от злобного веселья.
В борьбе за душу музыканта темному началу Урбани противостоит юная дочь лондонского концертмейстера Уотсона Шарлотта, чье ангельское пение как будто будит Никколо от мрачного забытья. Момент слияния голоса и скрипки становится вершиной их любви, но прекрасный ангел не в силах вырвать Паганини из лап Мефистофиля, и в итоге Шарлотта оказывается умнее (или практичнее!) Маргариты Фауста.
В фильме есть и еще один яркий женский персонаж - журналистка Этель Ланган (актриса Джоэли Ричардсон). В реальности женщины того времени крайне редко занимались интеллектуальной работой, однако сценаристы пренебрегли достоверностью, чтобы вывести на сцену один из главных мотивов картины - деньги! Ради скандального репортажа, который можно выгодно продать, Ланган не гнушается ничем, предпочитая добывать эксклюзивное интервью самыми сомнительными способами. Чтобы расплатиться со счетами, Джон Уотсон урезает себя во всем, вынуждая родную дочь притворяться служанкой. И даже маэстро - царь и бог на сцене - постыдно бежит, как вор, чтобы скрыться от кредиторов. "Музыкальная индустрия - очень коварная вещь!", - ухмыляется Никколо его демонический слуга.
Но все же главный герой картины - это именно музыка. Ради нее Роуз пригласил на главную роль вполне реального виртуоза скрипки Дэвида Гэрретта, лауреата многочисленных конкурсов и рекордсмена книги Гиннеса. Несмотря на дебют, музыкант смотрится в кадре великолепно, совершенно не уступая своим партнерам по фильму - Андреа Дэк (Шарлотта) и Джареду Харрису (Урбани). Режиссер не прогадал с выбором - никакая компьютерная графика и дублеры не смогли бы заменить искусные руки и экспрессию Гэрретта, которые придают достоверность картине, помогая поверить вместе со слушателями на экране в гения музыки.
Заканчивается картина тоже довольно неожиданно, отходя от пафоса Гёте. Паганини удается освободиться от таинственной власти Урбани, но это не приносит ему счастья, заставляя вспомнить насмешливую фразу мрачного импресарио в ответ на упреки о погубленной жизни: "Я не дьявол. Я лишь служу дьяволу, и именно вы - мой господин!"
В целом, если вы ожидаете увидеть новый триллер о пособничестве демонических сил или свежую версию "Призрака оперы" - фильм вас разочарует. Однако если вас интересует очередная философская притча о гении и злодействе - "Паганини: скрипка дьявола" - это именно то, что вам нужно!
Автор: Елизавета Клушина
Опубликовано:
11.12.2013 г.
|