Близкие всем темы содействовали успеху. Летом окрылённые КРИДЕНС приняли участие в рок-фестивалях в Ньюпорте, Денвере, Атланте и легендарном Вудстоке, приносящем бессмертие. В компании «звезд» первой величины состоялся их выход на международную арену. Заодно КРИДЕНС могли убедиться, что их ривайвловый призыв услышан - в лице «Sha Na Na», названной самой веселой командой семидесятых. Мировая слава пришла! Компенсируя за прежние пробуксовывания, маховик шоу-бизнеса раскручивался в геометрической прогрессии. У большинства рок-кумиров при этом начинается головокружение, и лишь у отдельных инвалидов, к коим принадлежал Джон, плодовитость еще больше повышается. Следующий альбом «Green river» на четыре недели возглавил хит-парад Billboard. «Blue moon rising» и «Lodi» в считанные дни разошлись двумиллионными тиражами… Через месяц (!) появился «хитовый»альбом «Willy and the poor boys», где «отличились» практически все песни, а особенно «Don't look now», «Cotton fields», «Fortunate son», «It came out of the sky»… Прекрасно, когда коммерческий успех совпадает с рецензиями критиков! Cвою эйфорию музыканты выразили в «ударном» «Down on the corner», ставшей здравицей рок-н-роллу! И на пике популярности они не отказались от заимствованных вещей, подтверждая реноме классных аранжировщиков. Песня неизвестного автора «Midnight special», вышла из стен Еармельской тюрьмы в Техасе 100 лет назад. Джон показал себя разносторонним поэтом, а тематика песен была уже городская, со взглядами на политику. В подтверждение социальной активности и антирасистской направленности группа сфотографировалась на обложки в негритянском гетто. И все же их «звездный» год был впереди.
В начале 1970-го КРИДЕНС отправились в масштабное турне по Европе, и концерт в лондонском Royal Albert hall впоследствии был издан «живьём». Между прочим, предваряли их выступление другие американцы - «BOOKER T. AND THE MG'S», эта группа добилась признания много раньше. Как символ успеха, появились откровенные подражатели - вспомним ранних «DOOBIE BROTHERS». Возвратившись домой с новыми впечатлениями, музыканты выдали свой лучший гигант «Cosmo's factory». Такие песни как «Travellini band», «Looking out my back door» , «Run throught the jungle», «Up around band», «Who'l stop the rain» превратились в классику сразу после выхода. «Самая-самая» классика, «My baby left me» и «A heard it throught the grapevine» тоже присутствовала на «Фабрике». И закончили КРИДЕНС тот год абсолютными чемпионами музыкального рынка. За один день 16-го декабря стала «золотой» вся «великолепная пятёрка» альбомов CCR!
Музыка бравой четверки витала на каждой вечеринке, в каждом автомобиле, в каждой программе «Голоса Америки»… За кулисами в казну «Фэнтэзи» текли миллионы, а те, кто их зарабатывал, довольствовались… миллионной частью. Сперва это мало волновало, они упивались переполненными залами и караванами поклонниц. Но, объевшись славой до отвращения, возжелали чего-то более осязаемого. На все вопросы Зенц любезно предъявлял тот самый контракт. Музыканты кусали локти, но юридически были бессильны. Возможно, этим и можно объяснить их эксперименты с новомодными тогда течениями на очередном лонгплее «Pendulum». А что им было терять!? Если альбом «провалится», они рады насолить продюсеру. Стилистически группа осталась на той же платформе, однако новая работа отличалась от прежних. Инструментальные вставки увеличились до целостных композиций, электронные клавиши вышли на передний план, вовсю использовались многоканальные наложения. Правда, богатством аранжировок палитра не блистала. Кантри - по природе музыка малых форм, и будучи растянута в микросимфонии, звучит надуманно и монотонно. Да и опыта наложений до того не было! Группа явно въехала «в чужую колею». Как следствие, здесь был лишь один хит-сингл - «Have you ever seen the rain?». Но со временем именно эта песня выкристализировалась в их визитную карточку, доказывая, что талант никуда не спрячешь, даже при желании. Альбом тоже стал «золотым»! Президент фирмы потирал руки, строя планы один радужнее другого. И тут группа-коммуна дала трещину.
Летом ушел Том. Уязвленный успехами брата, он давно подумывал проявить себя сольно. Это побудило продюсера организовать мировое турне на более выгодных для «питомцев» условиях. Ему было не понять, что группа рушится изнутри - не имея прав гневаться по назначению, музыканты отыгрывались друг на друге. Нервозность не способствует вдохновению, что выявил альбом «Mardi gras» - их лебединая песня. Последней полноценной работой ССR стал сборник «Golliwogs», вобравший синглы десятилетней давности. Джон де-факто устранился от лидерства, а друзья-соавторы Дуг и Стю не обладали композиторским даром. «Hello Mary Lou» весьма напоминала «Looking out my back door» - друзья грешили самоплагиатом. Вдобавок ритм-секция взяла на себя партии вокала - получилось лучше ожидаемого, но хуже привычного. Все признаки кризиса налицо, утратилась живая искра, но… альбом стал «золотым». Группу любили уже за то, что она существует и зовется КРИДЕНС! Это слегка успокоило Зенца. Помните условия контракта, согласно коему фирма могла его продлить? Зенц назначил срок в тридцать лет - до собственной гробой доски! Это был даже не нокаут, а форменное убийство без ножа. Последовало решительное объяснение. Жадность одержала верх. Музыканты от отчаяния выбрали распад: только так могли они избавиться от клейма индустриальных рабов рока. Официально о нём было объявлено 16-го октября 1972-го года. За «Фэнтэзи» остались все доходы от переизданий, музыканты же были богаты чуть больше, чем в пору юности..Вместе с четверкой трагедию переживали миллионы почитателей во всем мире. Нет БИТЛЗ, нет КРИДЕНС - что же будет дальше?..
Дальше были сольные работы. Том Фогерти, раньше остальных ступивший на эту стезю, достиг наименьшего. Десяток альбомов с новым проектом «Ruby» не имел и тени былого триумфа. Не сумев стать «суперстаром», Том оставил музыку и пристрастился к алкоголю. Дуг выпустил один сольник, а потом вместе со Стю они вошли в группу Дона Харрисона, с которой записали несколько никаких дисков, после чего переквалифицировались в сейшн-музыкантов. Наиболее плодотворно, как и следовало ожидать, сложилась судьба Джона. Первый альбом разочаровал: автор был слишком смел и сам записал партии всех инструментов - а вот имени своего не указал, скрывшись за псевдонимом «Blue Ridge Rangers», придумав мифическую группу для затемненной обложки. Второй «John Fogerty» оправдал название, а следующий не состыковался с переменчивым временем, и… Джон исчез со сцены.
Прошло немало лет, прежде чем международной сенсацией стал «Centerfield». Будто время повернулось вспять - такое чувство вызвала пластинка. Тексты стали куда жестче, досталось и бывшему менеджеру, было и судебное разбирательство, оправдавшее музыканта. Окрыленный двойной победой, он выпустил «Eye of the zombie», смоделировав «картину столетия». Простенькие гитарные пассажи здесь не годились, на диске синтезированны реггей, джаз и хард-рок. Совсем не КРИДЕНС, да ведь и замысел не для трехминутного рок-н-ролла! Среди коллег Джон оказался самым выдающимся не только музыкально. Именно он заявил, что в обстановке общей деградации, физического и психологического насилия лепетать о любви граничит с преступлением! Выложившись в альбоме без остатка, Джон снова надолго замолчал.
Новый альбом «Blue moon swamp» появился в прошлом году. Опять отличные отзывы, опять газеты запестрели заголовками типа «Возвращение к корням» - свежим ветром подуло на закисшем рок-подиуме! «Walking in harricane» взяли на вооружение заслуженные «кавермейкеры» «STATUS QUO». Сам Джон объясняет редкие выходы антипатией к кровосущей поп-машине, и торговать своими идеями позволяет лишь когда невмоготу стоять в стороне. Уникальная фигура в индустрии развлечений установила условный регламент: накипает у Джона примерно каждые десять лет. Стало быть, теперь мы услышим его в следующем тысячелетии. Да и контракт истекает 16 октября 2002 года…
|