Меня и моих друзей очень интересует творчество гитариста Сантаны. Не могли бы вы на страницах журнала рассказать о нем и об ансамбле, носящем его имя?
Анатолий Маркин
г. Дзержинск Горьковской области
КАРЛОС САНТАНА: РОК В СТИЛЕ САМБА
Карлос Сантана родился в 1947 году в небольшом местечке Аутлан, расположенном в штате Халиско на западе Мексики. Его отец был музыкантом и решил посвятить сына в ту же профессию - с пятилетнего возраста мальчика обучают игре на скрипке. Потом - на контрабасе. Но истинным призванием Карлоса стала гитара. «Отец учил меня играть по нотам, - вспоминал позже Сантана, - но из этого мало что вышло, потому что та музыка, которой мне приходилось заниматься, казалась скучной. Вместо упражнений из сборника, я постоянно играл какие-то фантазии из собственной головы. Так вот и получилось, что я вырос самочкой - профессиональное образование заменила мне практика. Была эта практика вынужденной - с пятнадцатилетнего возраста пришлось работать. Играл на танцах, в барах и иных увеселительных заведениях. Никаких нот, как правило, не было, приходилось все время быть начеку и мгновенно ориентироваться в гармонии и форме».
В 1967-м году Карлос, вместе с тысячами других ищущих работу мексиканцев, теребирается на север, в Соединенные Штаты. Еще не слишком грамотно объясняясь по-английски, он живет в одном из кварталов Сан-Франциско, заселенном выходцами из Латинской Америки. Среди них находит молодых музыкантов, которые стремятся играть современную поп-музыку. Так возникает группа, получившая название «Сантана». В 1969 году она принимает участие в Вудстокском фестивале, ставшем своеобразным апогеем движения протеста за мир во Вьетнаме, против агрессивной политики американского правительства. После этого талантливую группу, состоящую из молодых латиноамериканских эмигрантов, узнали миллионы людей.
В этом же, 1969-м году вышел и первый диск «Сантаны». Пластинка оказалась удачной попыткой синтеза латиноамериканской ритмики и «электрического» рока с заметными блюзовыми акцентами. Этот синтез был получен без заранее поставленной цели, интуитивно: «За исключением мексиканских песен и танцевальных мелодий, которые я знал с детства, латиноамериканский фольклор мне был, в общем, незнаком, - вспоминает Сантана. - Специальным изучением его я занялся лишь с 1968 года». «Каждый из нас играл такую музыку, на которой он воспитывался», - добавляет органист Грег Роли. Введение народных элементов в музыку второго альбома («Абраксас», 1970) было сделано уже более сознательно. Придуман был даже новый термин - «латин-рок». Действительно, резкость рока, образность испанского фламенко, полиритмия самбы, ча-ча-ча, сальсы и румбы гармонично сливаются в единое целое.
Украшением ансамбля, его нервом и мыслью стала гитара Карлоса Сантаны (собственно говоря, ансамбль был вокально-инструментальным, и музыкальный материал чаще всего излагался в форме песен, но критики вскоре отметят, что наибольший интерес представляет в нем не вокальная, а инструментальная сторона). Сантана почти не прибегает к акустическому инструменту, его гитара электрическая, но в этой «электрификации» он предельно скромен, аскетичен: использует только «удлинитель звука» («суспейн»), редко «фазз-бокс» и никогда- «квакушку». Фразы простые, по-вокальному напевные, иногда чуть орнаментированные негустыми гирляндами морденто и форшлягов. Звук - длинный, тягучий, сочный, «солнечный». С характерными «сантановскими» интонациями - «перетягами»: музыкант очень любит поиграть звуком, «покачать» вибрато, любит использовать «двойную струну» с блюзовым глиссандо, любит «неартикулированные» вскрики-всплески - где-то уже на самом конце грифа, за пределами гитарных ладов - словно не звуки, а стоны.
Собственно говоря, остальной ансамбль был для Сантаны какой-то одной большой машиной аккомпанемента: секция ударных из трех человек, бас-гитарист и органист акцентировали прежде всего ритм. На этом фоне Сантана исполнял пространные импровизации, создавая особое, углубленно лирическое настроение. Вскоре в состав группы был добавлен второй гитарист - в таком расширенном виде ансамбль записал свой третий альбом (1971), который многие из исследователей считают его наивысшим достижением.
Ну, а что же произошло после этого, за последующие девять лет?
Сначала Карлос Сантана как будто бы несколько остывает к групповой работе, увлекаясь сольными импровизациями. Он сотрудничает с известными звездами джаза и джаз-рока, например, наигрывает пластинку дуэтов с выдающимся гитаристом Джоном Маклафлином, принявшим индийское имя «Махавишну», записывается на пластинке Элис Колтрейн - вдовы знаменитого негритянского саксофониста. Правда, Маклафлин явно «переигрывает» Сантану в дуэтах, а диск с Элис Колтрейн получается довольно бледным. В 1973 году Сантана «возвращается» к собственной группе, при этом делая в ней ряд перестановок и замен. Среди новых музыкантов группы стоит отметить исполнителя на конго Армандо Пераза и певца Леона Томаса. 50-летний Пераза - один из ветеранов «латиноамериканского» стиля игры на ударных, музыкант, добивающийся от своих продолговатых барабанов необычайного богатства звуковых нюансов - ритмических, динамических и даже мелодических. Он использует для удара не только пальцы и ладони, но даже локти.
Певец Леон Томас - обладатель сильного, необыкновенно гибкого голоса, которым он умеет воспроизводить звучание самых различных, в том числе духовых, инструментов. В таком составе ансамбль записывает альбом «Добро пожаловать» (1973). Доминирующим тембром группы становится унисон органа и электрического рояля. Знаменитые гитарные соло начинают отходить на второй план. Музыка теряет простоту (а вместе с ней и силу) ранних работ.
Не так ясно ощутима и «фольклорность». Стиль «Сантаны» середины 70-х годов сближается с джаз-роком, и, действительно, на каждом очередном диске мы видим присутствие знаменитых исполнителей, связанных с этим господствовавшим в то время стилем: певицу Флору Пурим, бас-гитариста Стенли Кларка, ударника Аирто Морейро.
Так что кризис налицо. Сейчас ансамбль, правда, стремится вернуть старое звучание времен «Абраксаса», старую атмосферу загадочных «индейских ритуалов», дух ацтекских сказаний. Эти стремления ощутимы в работах последних лет - дисках «Друзья», «Праздник», «Марафон». Но музыканты еще не сказали своего последнего слова.
Л. ЕВГЕНЬЕВ
журналист
Опубликовано: 3 ноября 2014 г.
|