КОРТИК
БРОНЗОВАЯ ПТИЦА
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОРТИК
Часть первая. Ревск .................... 5
Часть вторая. Двор на Арбате .................... 48
Часть третья. Новые знакомства .................... 90
Часть четвертая. Отряд № 17 .................... 124
Часть пятая. Седьмая группа "Б" .................... 152
Часть шестая. Домик в Пушкино .................... 180
БРОНЗОВАЯ ПТИЦА
Часть первая. Беглецы .................... 215
Часть вторая. Погоня .................... 257
Часть третья. Голыгинская гать .................... 398
Часть четвертая. Краеведческий музей .................... 340
Часть пятая. Тайна бронзовой птицы .................... 374
С. Иванов
О творчестве А. Н. Рыбакова .................... 425
В данной серии роман "Кортик" издавался в 1951 году:
ИЗДАНИЕ 1951 г.
С. ИВАНОВ
О ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. РЫБАКОВА
В 1948 году вышла в свет первая книга Анатолия Рыбакова - повесть «Кортик». За минувшие десять лет она была издана тридцать пять раз: на четырнадцати языках в нашей стране и на девяти языках за границей. С большим интересом смотрят юные (да и не только юные) зрители кинокартину «Кортик». Все это говорит о большом успехе первого произведении писателя.
Через два года был опубликован роман Анатолия Рыбакова «Водители», удостоенный Сталинской премии. Эта небольшая по объему, но значительная по содержанию и по своим художественным достоинствам книга также завоевала популярность у читателей нашей страны и за рубежом.
В 1955 году Анатолий Рыбаков напечатал роман «Екатерина Воронина», а через два года на экранах кинотеатров демонстрировалась одноименная кинокартина по его сценарию.
Наконец, в 1956 году вышла новая повесть Рыбакова - «Бронзовая птица», быстро получившая широкую известность и уже переведенная на другие языки и у нас и за границей.
Чем же объясняется успех книг Анатолия Рыбакова? Прежде всего тем, что писатель умеет в своих книгах глубоко раскрыть характер советского человека, показать его в творческом труде, в быту, в общественной работе и в личной жизни. Герои произведений писателя - пионеры в «Кортике», комсомольцы в «Бронзовой птице», волгари в «Екатерине Ворониной», шоферы и грузчики в «Водителях» - это живые люди, люди, словно выхваченные из жизни, это образы наших современников.
Писатель хорошо знает нашу советскую действительность. Он многое видел и пережил. Его герои - это люди, с кем вместе он жил и работал.
Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году. Окончив в Москве среднюю школу, он пошел на завод, работал грузчиком, затем шофером. В 1934 году окончил автодорожный факультет транспортного института, семь лет работал инженером в автотранспортных предприятиях Уфы, Калинина, Рязани. Затем с 1941 по 1946 год находился в армии. Будучи начальником автослужбы гвардейского стрелкового корпуса, Анатолий Рыбаков участвовал в боях на различных фронтах, награжден орденами и медалями.
Школа, пионерский отряд, комсомольская работа, труд рабочего на заводе, вузовская аудитория, работа инженера, боевой путь воина-фронтовика - вот что дало Анатолию Рыбакову знание жизни, а острый писательский взгляд помог ему обобщить виденное и пережитое и создать ряд интересных произведений.
В этом томе «Библиотеки приключений» напечатаны две повести Анатолия Рыбакова - «Кортик» и «Бронзовая птица».
Детству и отрочеству свойственны мечты о героическом подвиге, юношеские мечты овеяны романтикой.
Этим благородным чувствам и посвящены обе повести Книги эти - приключенческие, но приключения здесь основаны на совершенно реальных событиях. Писатель рассказывает о пионерских отрядах, об увлекательной и вместе с тем сложной жизни пионеров и комсомольцев в двадцатых годах, о жизни, полной романтики. Сам участник первых пионерских отрядов, писатель сумел донести до читателя неповторимые черты того уже далекого от нас времени.
Обе повести изобилуют острыми ситуациями, захватывающими приключениями. С первой и до последней страницы повествование держит читателя в напряжении, делает его самого участником событии, связанных с раскрытием тайн.
Но дело, конечно, не только и даже не столько в приключениях героев этих повестей, а в показе их характеров, в раскрытии их мыслей и чувств. Перед нами, как уже говорилось, проходят незабываемые годы первых лет молодой Советской республики, гражданская война, со всеми ее тяготами и трудностями, голод в Поволжье, борьба с беспризорностью - и на этом историческом фоне развертываются дела пионеров и комсомольцев.
Перед читателем проходят живые люди, не похожие один на другого и вместе с тем единые в своей преданности революционному делу, в своем стремлении совершать подвиги во славу Родины. И горячий Миша Поляков, человек, верный своему долгу, но поступающий иногда опрометчиво, и смешной и подчас наивный Вова Баранов - «Бяшка», как называют его товарищи, и любящий прихвастнуть фантазер Генка Петров, и углубленный в книги Слава - все они хорошо запоминаются и оставляют след в нашем сердце. Об их жизни и приключениях автор рассказывает с хорошим и тонким юмором.
Глубокая социалистическая идея лежит в основе этих повестей - идея коллективизма, товарищества, дружбы, идея любви к народу. Пионерский отряд расположился в деревне, и все, чем живет деревня, не проходит мимо самих пионеров. Деревенские ребята предоставлены еще самим себе, у них нет никаких развлечений, - пионерский отряд оборудует для них клуб. В деревне много неграмотных - ведь это первые послереволюционные годы, - и пионеры отдают много времени и сил работе в ликбезе. А наряду с этим - ночные пионерские костры, знаменитая картошка, впервые сваренная в котелке самими ребятами, чтение стихов и рассказов, жизнь без нянек и мамаш, полное самообслуживание, обсуждение и непримиримое отношение к ошибкам и недостойным поступкам своих товарищей…
И как бы завещанием и героям обеих повестей и юным читателям звучат слова комиссара Полевого, сказанные им Мише Полякову при отъезде на фронт: «Только помни, помни, Мишка! Жизнь как море. Для себя жить захочешь - будешь, как одинокий рыбак, все к мелководью жаться, на один и тот же берег смотреть. А для народа будешь жить - на большом корабле поплывешь, на широкий простор выйдешь, и никакие бури не страшны. Весь мир перед тобой, ты - за товарищей, товарищи - за тебя!»
И ребята - герои «Кортика» и «Бронзовой птицы» - живут для народа. Именно поэтому все, что случается с ними, все их приключения воспринимаются естественно, без какой-либо натяжки. Раскрытие тайны кортика и бронзовой птицы не является для ребят самоцелью. Кортик служит средством для разоблачения белогвардейца Никитского. Бронзовая птица помогает оправдать Николая Рыбалина, неправильно обвиненного в убийстве человека. В «Кортике» пионеры стремятся раскрыть тайну во имя справедливого возмездия. В «Бронзовой птице» те же ребята, но уже повзрослевшие, ставшие комсомольцами, оказываются свидетелями преступления, в котором заподозрен хороший человек. Комсомольцы расследуют обстоятельства убийства и в процессе этого расследования сталкиваются с тайной бронзовой птицы. Они и раскрывают эту тайну и разоблачают убийцу.
Юные герои «Кортика» и «Бронзовой птицы» непримиримы к несправедливости, к неверности, к неправде. «Жить для народа» - эти слова комиссара Полевого становятся первой жизненной заповедью для каждого из них. Во имя революции и народа помогают они органам ВЧК обезвредить белобандита Никитского, во имя революции и народа разоблачают они и бюрократа Серова. И это стремление к правде, к справедливости, борьбе за народное дело, желание всемерно, всеми своими силами помочь советской власти, готовность служить общему делу - представляют самое главное и самое ценное в этих двух повестях. Эти книги учат мужеству, честности, благородству, призывают к борьбе за народное благо.
Следует отметить то важное обстоятельство, что и в романах, написанных для взрослых, писатель также утверждает свою основную идею: быть полезным народу - главная цель в жизни человека, и именно этим целям и служат герои его произведений. И, может быть, в какой-то мере не случайно главный герой романа «Водители» Михаил Поляков назван по имени главного героя повестей «Кортика» и «Бронзовой птицы».
В творческой манере Анатолия Рыбакова покоряют простота и лаконичность повествования, живой язык, умение индивидуализировать речь героев. Диалоги в его книгах скупы и выразительны, в изложении много превосходных деталей, сюжеты построены так, что книги читаются с напряжением.
Когда читаешь произведения Анатолия Рыбакова, погружаешься в мир советской действительности, встречаешься с хорошими советскими людьми: мы постоянно с ними, они рядом с нами. Герои книг Рыбакова - наши друзья, они помогают нам и жить и трудиться. В романах и повестях одаренного писателя мы видим подлинную правду нашей жизни.
Д Е Т Г И З ~ 1962
|