ИЗДАНИЕ РОМАНА "В СТРАНЕ ДРЕМУЧИХ ТРАВ" 1948 г.
В СЕРИИ "ЗОЛОТАЯ РАМКА"
ИЗДАНИЕ РОМАНА "В СТРАНЕ ДРЕМУЧИХ ТРАВ" 1962 г.
В СЕРИИ "ЗОЛОТАЯ РАМКА"
ИЗДАНИЕ РОМАНА "В СТРАНЕ ДРЕМУЧИХ ТРАВ" 2004 г.
В СЕРИИ "ЗОЛОТАЯ РАМКА"
Удивительные живые существа владеют этой страной. Одни из них, находясь на охоте, с такой точностью, умеют своим стилетом поразить добычу, что она не может двинуться с места - остается ни жива и ни мертва. Другие существа здесь наряжаются так, что враг, находясь совсем рядом, не замечает их. Они как бы превращаются в невидимок. Некоторые обитатели этой страны десять лет живут так скрытно, что нельзя даже подумать, будто они и существуют. Но затем они меняют образ жизни, появляются на короткий срок и погибают. За десятки километров находят обитатели этой страны нужное им направление.
Здесь бывает так, что некоторые существа, желая избавиться от непрошеного гостя, проникшего в их город, набрасываются на него и замуровывают живого в стене. Из чего только не строят здесь дома! Не только из древесины, но из бумаги и шелка, из цемента и листьев. Выделывают в этой стране картон и нитки, гамаки и глиняные горшки, воск, вату, спирт...
В разное время на разных языках описывалась жизнь и приключения человека, оказавшегося в этой стране.
Более десяти лет назад в книге "В Стране Дремучих Трав" (Детгиз, 1948) было рассказано о судьбе одного человека, Сергея Думчева, прожившего около сорока лет в этой стране, и о том, как он вернулся в город Ченск.
За истекшие годы я получил от читателей много писем, в которых нашел интересные советы, а также указания на некоторые неточности в описании Страны Дремучих Трав. Теперь, подготовив вторую редакцию романа, я жду дальнейших откликов на свой труд.
Но что это за страна? Где она находится? Со слов людей, которые в ней побывали, я и поведу свой рассказ. Но он будет чуть-чуть странен...
ПРЕДИСЛОВИЕ
Около десяти лет назад, после знакомства с первым изданием романа Владимира Брагина «В Стране Дремучих Трав», я поместил в журнале «Новый мир» свой отклик на это динамическое и своеобразное произведение. Там я говорил, что научно-фантастический роман является тем жанром, который мы должны всемерно развивать. Значение книг этого жанра состоит не только в познавательности, а и в том, что сама фантазия нашего юношества в значительной степени воспитывается чтением научно-фантастической и научно-приключенческой литературы, а следовательно, к произведениям этого жанра мы должны всегда предъявлять повышенные требования. Тогда же я высказал мнение, что роман В. Брагина «В Стране Дремучих Трав» отвечает в значительной степени вышеуказанным задачам.
Автор романа, основываясь на обычном приеме научно-художественной литературы (перемена масштабов), создал оригинальное произведение и ввел нас в мир энтомологии.
Сказочно уменьшив героев в сто - двести раз, автор позволил увидеть и ощутить ту жизнь, мимо которой мы проходили, не замечая ее. Это жизнь различных насекомых: муравьев, пчел, ос, бабочек, жуков, тлей, а также разных видов пауков, населяющих Страну Трав и маленький ручеек, который теперь для героев романа превратился в Великую Медленную реку. Таким образом, книга В. Брагина содействует познанию жизни насекомых в свойственной им среде. А мы знаем, какое большое практическое значение это имеет для борьбы с многочисленными вредителями нашего сельского хозяйства. Такая борьба возможна только при хорошем знании мира насекомых, и большой заслугой В. Брагина является то, что он дает нашему юному читателю эти знания в художественной, увлекательной форме.
Автор не скрывает, что судьба главного героя романа - Сергея Думчева очень трагична. Но вместе с тем с большой выразительной силой и поэтичностью в романе показано, что герой «освоил» Страну Трав, смог своим разумом победить инстинкты обитателей этой страны, и все время, находясь в опасности, он тем не менее продолжал свои поиски, делал открытия, изобретал Эта крепкая оптимистическая нить проходит через весь роман.
Книга В. Брагина содержит большой познавательный материал, она затрагивает ряд общебиологических вопросов и тут же без всякого напряжения сообщает интересные сведении из истории техники.
Автор весьма умело организует и распределяет в сюжете романа этот материал из биологии и техники, чем и помогает читателю понять органическую взаимосвязь разных наук.
Это может послужить весьма положительным примером для других авторов, приступающих к работе в жанре научно-художественной литературы. Книги, написанные в таком плане, помогут выработать материалистический взгляд на природу.
Занимательность сюжета, хорошо поданный познавательный материал, смелое сочетание реализма с фантастикой, оптимизм - все это разрешает нам рассматривать талантливый роман «В Стране Дремучих Трав», как интересный опыт вхождения искусства в науку, как опыт серьезного новаторства, где намечаются своеобразные пути в большом и важном жанре научно-художественной литературы.
Академик А. И. Опарин
ОБ АВТОРЕ
Владимир Григорьевич Брагин (1896-1972) – детский писатель и драматург, автор оперных либретто, сценариев, рассказов и повестей для детей. Член Союза писателей СССР с 1937 года, а также Союза драматургов.
Родился в белорусском городке Краснополье. В 1917-м году окончил гимназию в городе Мстиславле Смоленской области. После окончания гимназии и до конца 1922 года работал в Краснополье учителем русского языка и литературы I Краснопольской единой трудовой школы им. Пирогова. В 1921-м году поступил в университет в г. Москве, однако вынужден был оставить обучение и вернуться в Краснополье, продолжив там работать учителем. В конце 1922 года переехал в Москву. Окончив литературные курсы, заведовал редакцией журнала «Зорька»; исполнял обязанности заведующего издательством «Работник земли и леса»; служил представителем по культурно-организационным вопросам сельскохозяйственной кооперации. В конце 20-х годов Брагина пригласили редактором в журнал «Гудок».
Будучи глубоко увлеченным театром, в 1930-м году начал профессионально заниматься драматургией, много сил отдав написанию оперных либретто. Наиболее известное - либретто к опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон. (Мастер из Кламси) (1938 г.), написанное им по мотивам одноименного романа Р. Ролана. В процессе работы над либретто поддерживал активную переписку с французским писателем.
Им также написано либретто к так и не сочиненной опере того же Д. Кабалевского «Сожженный дом» (1937 г.), к опере Дмитрия Шостаковича «Серго Орджоникидзе» («Товарищ Серго»), либретто о необыкновенной мудрости пчел под названием «Пчелиный балет». В архиве писателя сохранилось либретто к неосуществленной опере Д. Шостаковича «Тишина» (1939 г.), к опере «Чрезвычайный комиссар» и другим.
В соавторстве с двоюродной сестрой А. Блока - своим близким другом и женой Марией Качаловой им написана пьеса по мотивам романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист» (1939 г.), а также ряд киносценариев, в том числе - сценарий мультипликационного фильма «Тапёр Ростислав Сысоев», написанный совместно с одним из зачинателей советской мультипликации - Николаем Ходатаевым, снявшего едва ли не первый советский анимационный фантастический фильм «Межпланетная революция» (1924 г.).
В активе писателя также радиокомпозиция по Чарльзу Диккенсу «Два города», киносценарий «Куцый», рассказ «Приключения скрипки» (о мастере Батове), серия радионовелл «Старинный календарь», сценарии «Освободители» и «Опытное поле».
Любовь к театру Владимир Григорьевич сохранил на всю жизнь, был завсегдатаем всех театральных «тусовок», помогал и оказывал протекцию начинающим актерам, совместно с Г. Толстоноговым написал еще и театральную инсценировку по книге Ю. Фучика «Слово перед казнью (1953 г.).
Во время Великой Отечественной войны участвовал в организации снабжения детей писателей, был награжден медалью «За трудовую доблесть». В этот же период им написана драматическая баллада «Возвращенный город» (1944 г.), посвященная им С. Орджоникидзе.
По некоторым данным книга «Страна Дремучих Трав» написана Брагиным «на заказ». После войны страна стала испытывать острый дефицит детской литературы научно-познавательного характера. Одной из таких книг могла бы быть очень популярная до войны научно-фантастическая повесть Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937 г.). Однако в 1941-м году Ларри был обвинен в антисоветской деятельности и сослан на 15 лет в лагеря. Поэтому издательство Детгиз вынуждено было обратиться к Брагину с предложением написать аналогичную книгу.
Писатель не стал утруждать себя придумыванием нового способа минитюризации своих героев, использовав все тот же «уменьшительный» порошок, придуманный Ларри. Однако сюжет романа отличается от своего прототипа кардинально. Здесь уже нет веселых приключений школьников в мире насекомых, а есть трагедия старого ученого Сергея Думчева, проведшего в одиночестве около сорока лет в стране трав и насекомых. Находясь в состоянии постоянной опасности, он осваивает страну трав, продолжает свои научные изыскания, делает открытия, которые являются ключом к решению разных технических проблем мира, который он оставил. Ученый не знает, что за время его робинзонады в стране произошла революция, война и масса других событий, что наука продвинулась далеко вперед и решила все задачи, которые он с таким пылом и одержимостью решал в Стране Дремучих Трав, о чем исписал тысячи страниц трактатов на бумаге, сделанной из осиных гнезд. Вернувшись к людям, Думчев с ужасом убеждается, что его идеи, с одной стороны, наивны, а с другой - запоздалы, мир людей его не ждет и возвращение героя в «нормальный» мир советской действительности напоминает ситуацию «гостя из прошлого». По сути, это трагическая история о мечтателе-кустаре, десятилетиями открывающем давно открытое.
Вместе с тем, автор убедительно и ярко показал в романе, что герой все же сумел освоить Страну Трав, смог своим разумом победить инстинкты обитателей этой страны. Книга содержит много серьезной и интересной информации об экологии и поведении животных - насекомых, моллюсков, рыб, рептилий и других существ, затрагивает ряд общебиологических вопросов и тут же без всякого напряжения сообщает интересные сведения из истории техники. Судя по описаниям в произведениях жизни животных и привлечению в качестве рецензентов маститых учёных, Брагин вероятнее всего имел естественно-научное образование или самостоятельно интересовался как биологической литературой, так и наблюдениями за природой и, прежде всего - энтомологией.
Особо выделяется в книге тема неисчерпаемости «патентов» живой природы - щедро предлагаемых насекомыми решений технических задач, которые дают богатый материал для исследований в области бионики. Написано об этом таинственно, увлекательно, философски, по-настоящему художественно, простыми и короткими предложениями. Поэтому не случайно роман, а также ряд более поздних рассказов Брагина на протяжении многих лет использовались в педагогической практике для обучения детей русскому языку.
Книга вышла в 1948-м году с предисловием академика А. И. Опарина, а научным редактором выступил доктор биологических наук Н. Н. Плавильщиков - один из крупнейших отечественных колеоптерологов.
Но именно потому, что роман сильно выделялся из общей массы тогдашней фантастики «ближнего прицела» своей необычностью и оригинальностью, он подвергся жесточайшей критике. По словам Г. Прашкевича (эссе «Адское пламя»), критики ругали Брагина за отрыв от жизни, от живой истории, от живых человеческих дел, жестоко отчитывали за то, что он, автор, якобы мечтает о том, чтобы наш замечательный советский человек стал совсем малюсеньким, чтобы он только тем и был занят, что сражался с насекомыми и т. п. «...автор, дав герою лекарство, делающее его крохотным, низвел человека - царя природы - до положения существа, стоящего гораздо ниже насекомого. Беспомощный человек этот одиноко бродит среди насекомых, изучает, правда, их повадки, но отторгнут от жизни и поставлен в полную зависимость от сил природы», - упрекал писателя один из апологетов фантастики «ближнего прицела» В. Захарченко (журнал «Октябрь», 1953, № 2).
Несправедливая, оголтелая критика романа навсегда отбила у Брагина желание заниматься научной фантастикой и больше он к ней не возвращался. «В. Брагин после суровой и справедливой критики его романа в печати, насколько нам известно, не выступал с новыми произведениями. Это следует считать самой существенной его писательской ошибкой», - сожалел в 1960-м году другой «критик» С. Полтавский.
Начатый новый фантастический роман «Искатель утерянных тысячелетий», так и остался незавершенным. После смерти писателя он был доработан и подготовлен к печати уже как повесть все той же М. Н. Качаловой под названием «Искатель утраченного тысячелетия» (1974 г.). Однако попытка автора повторить уже апробированную ранее сюжетную схему с добавлением мотива бессмертия, оказалась неудачной и некоторые исследователи расценивают повесть как авторскую неудачу писателя.
Бесследно, однако, работа над романом не прошла. До конца своей жизни Брагин сочинял для детей рассказы и сказки о природе, зверях и птицах, всякой иной живности, которые и составляют содержание его книг «Оранжевое кружево» (1957, 1965, 1969 гг.), «Однажды вечером в лесу» (1960 г.), «Приключения сосновой шишки» (1965 г.), «Удивительные кладовки» (1968 г.), «С добрым утром, моя сосна!» (1968 г.), «Блюдце с синими шариками» (1969 г.).
В последние годы жизни Владимир Брагин по заданию Союза писателей значительное внимание уделял работе с молодыми литераторами.
Умер писатель в 1972-м году. После его смерти остались рукописи многочисленных оперных либретто, рассказов, повестей, киносценариев, а также романа «Искатель».
Примечание к биографии:
Старший брат Брагин Абрам Григорьевич (1893-1938 гг.), имел сельскохозяйственное образование, работал в Москве директором института Сои. 2 декабря 1937 года был арестован, обвинен в шпионаже и 10 февраля 1938 года расстрелян. Реабилитирован 12 ноября 1955 г. ВКВС ССС.
Младший брат Брагин Михаил Григорьевич (1906 г., Краснополье - 6 августа 1989 г., Москва) так же стал писателем, является автором книг «О военной работе комсомола» («Комсомольцы к моторам») (1930 г.), «Полководец Кутузов» (др. название «Кутузов») (1941 г.), «От Москвы до Берлина»(1947 г.), «Ватутин (Путь генерала)» (1953 г.) «Путь лейтенанта» (1957 г.), «В грозную пору. 1812 год» (1969 г.). Так же подвергался репрессиям.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
|