БИБЛИОТЕКА ПРИКЛЮЧЕНИЙ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ
Детгиз 1957
Ленинград
Рис. В. Власова
Послесловие Вл. Дмитревского
392 стр. с иллюстрациями
Подписано к набору 12/XI 1956 г.
Подписано к печати 19/I 1957 г.
Цена 8 р. 75 к.
АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ГРИН
"Золотая цепь. Дорога никуда"
ПОСЛЕСЛОВИЕ К КНИГЕ
Вл. Дмитревский
В ЧЕМ ВОЛШЕБСТВО АЛЕКСАНДРА ГРИНА?
"Детское живет в человеке до седых волос".
А. ГРИН
1.
Дверь в комнату, где помещалась редакция журнала "Стройка", неуверенно приоткрылась. На пороге возникла странная фигура высокого и очень худого человека в долгополом сером пальто и в черной фуражке, такой, какую носили моряки торгового флота.
Оглянувшись по сторонам, вошедший заметил писателя Слонимского, и на его лице, длинном, желтовато-черном от загара, иссеченном шрамами глубоких продольных морщин, мелькнуло некое подобие улыбки, и он глухим басом негромко позвал:
- Миша! На одну минутку…
Слонимский отложил рукопись, которую просматривал, вышел, притворив за собой дверь, и несколько минут шептался с незнакомцем в коридоре. Вернувшись и вновь принимаясь за рукопись, он сказал в пространство, не обращаясь, в частности, ни к кому из нас:
- Александр Грин… Опять болен, и вообще ему очень плохо.
Александр Грин! На мгновенье привычная обстановка редакции: столы, заваленные рукописями, книгами и журналами, запыленное окно, едва пропускающее лучи неяркого ленинградского солнца, даже лист бумаги с концовкой фельетона, который я тщательно правил, - куда-то исчезла. Окно распахнулось в невиданную синеву южного неба, в лицо хлестнул крепкий морской ветер, несущий запахи водорослей, свежей, только что выловленной рыбы и чего-то еще - неизъяснимо заманчивого и радостного, заставившего меня сорваться со стула и броситься к двери.
- Неужели это сам Грин? Михаил Леонидович, ну пожалуйста, познакомьте!
Слонимский, чуть улыбнувшись, крикнул:
- Александр Степанович! Зайдите же к нам!
В коридоре послышались тяжелые шаги; вновь распахнулась дверь, и человек, которого Слонимский назвал Александром Степановичем, вошел в комнату.
- Ну, я пришел, Миша. В чем дело? - спросил он и угловатым движением руки снял с головы фуражку, а другой пригладил свои жидкие черные волосы над высоким, с залысинами, лбом.
Нет, он вовсе не был похож на вдохновенного Друда, с красивым напряженным лицом, - человека, одною силой воли заставившего себя летать легко и просто так, как каждый из нас летал в снах своего детства.
Этот - Александр Степанович - был совсем обыкновенным человеком с угрюмым, изможденным лицом, с потухшим взглядом черных глубоко сидящих глаз, с неуверенными движениями вздрагивающих смуглых пальцев, теребивших старую, видавшую виды фуражку. Но это был Александр Грин, и произошло первое, поразившее меня чудо. Вместе с ним в распах двери свободно прошли любимые мои герои: капитан Грэй, в пламени парусов осуществивший мечту дочери матроса, "гибкая человеческая сталь" - Гнор, самоотверженная Гелли, Тиррей Давенант, так благородно и мужественно вступивший на "дорогу никуда", простодушные и верные Санди и Молли, могучий капитан Дюк и та, что, скользя по волнам, несла спасение и счастье терпящим кораблекрушение…
- Вот познакомьтесь, Александр Степанович, молодой литератор и ваш горячий поклонник, - сказал Слонимский.
Грин протянул руку. Пожатие его было сильным и дружеским.
Я спросил Грина, не может ли он уделить мне немного времени, - поговорить по душам.
- Знаете что. молодой человек, - прогудел он после секундного раздумья, - сейчас у меня кое-какие дела в издательстве, а вечером, если хотите, давайте погуляем… Ну, хотя бы по набережной.
Вечером мы прохаживались по набережной взад и вперед, взад и вперед, и я с трудом подгонял свою-походку под его очень широкий, но какой-то развалистый шаг.
Нет, он не раскрыл мне никаких тайн своего писательского мастерства. Видимо, был чем-то удручен и на мои восторженные разглагольствования о необыкновенности его таланта отвечал скупо и односложно, с какой-то горькой усмешкой, кривившей его крупные потрескавшиеся губы. Говорил, помнится, что любой рассказ должен содержать жестокую битву добра со злом и заканчиваться посрамлением темного и злого начала.
Белая ночь окрасила небо в прозрачный и нежный розовый цвет. Зубчатая, как горная цепь, линия близкого горизонта заволакивалась фиолетовыми дымами фабричных и заводских труб Выборгской стороны. Арки мостов непостижимо висели в розовом воздухе, а спокойная гладь Невы переливалась, как перламутр, и над ней, почти прижимаясь к зеркальным спинам волн, проносились чайки. Небольшой пароход, показавшийся мне в соседстве с графитным квадратом Петропавловской крепости ослепительно белым, суетливо набирал скорость.
Грин долго провожал его задумчивым взглядом. Потом как-то беспомощно махнул рукою и сказал, не то обращаясь ко мне, не то продолжая трудный спор с самим собою.
- Обыкновенный буксиришко… А в такую ночь надо бы корвет под всеми парусами. А я сейчас не вижу этих парусов, хоть убей, не вижу!
Эта единственная моя встреча с Александром Грином произошла, если не ошибаюсь, летом 1930 года, примерно за два года до одинокой и почти незамеченной смерти писателя в маленьком городке, утонувшем в виноградниках и фруктовых садах, - в Старом Крыме.
Я вспомнил об этой встрече и о белой, скорее розовой, ленинградской ночи, и о пароходе, режущем жемчужные воды Невы, когда читал в "Новом мире" превосходную статью покойного критика М. А. Щеглова "Корабли Александра Грина".
Статья эта, поэтичная и страстная, как само творчество писателя, заканчивается так:
"… Белой точкой на горизонте, в исчезающей "отдаленности" моря появляется корабль, за ним еще один и еще… Ветер и волны дружно влекут их, они летят, слегка накренясь, у них почти живые, стройные формы; ветер веет в тонких снастях, плещет вдоль борта тугая отлетающая волна, загорелые веселые матросы глядят за горизонт - что там? И наше сердце стремится лететь за ними к тучам, полным зарева далеких, удивительных городов, к цветам и скалам таинственных стран воображения… Это корабли Александра Грина".
Трудно точнее определить притягательную силу гриновского таланта, чем это сделал М. А. Щеглов.
2.
Волшебником из Гель-Гью назвал Александра Грина в своей романтической повести писатель Леонид Борисов.
И в самом деле, в многочисленных романах, повестях и рассказах Грин создал целый мир, не существующий на самом деле, сотканный только неистощимым воображением художника, но реальный, почти физически ощутимый мир неведомых, прекрасных городов, тихих лагун, коралловых островов; парусных судов, отважно скользящих над безднами океанов и, главное, мир людей мужественных и мечтательных, благородных и чутких…
Зурбаган, Лисс, Гель-Гью, Покет, Сан-Риоль - города со странными и звучным названиями - не значатся ни на одной карте земного шара, но превосходно знакомы всем читателям Грина. Они являются ареной удивительных событий его романов - "Бегущей по волнам", "Дороги никуда", "Золотой цепи", "Алых парусов", "Блистающего мира" и десятков больших и маленьких рассказов.
А между тем Александр Грин не знал ни одного иностранного языка и только раз в своей жизни был в заграничном плавании из Одессы в Александрию.
Настоящая его фамилия - Гриневский, Александр Степанович Гриневский, родившийся в 1880 году в городе Вятке. Там он провел свои детство, отрочество и юность.
Жизнь всегда была злою мачехой для Грина. До революции она жесткой рукой держала его за горло и очень редко позволяла вздохнуть.
Отец писателя - участник польского восстания 1863 года - был сослан в Вятку, где служил счетоводом в больнице, пил и буквально нищенствовал. Вероятно, отец Тиррея - Франк Давенант, с которым вы познакомились в романе "Дорога никуда", носит в себе многие черты отца писателя.
Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю тяжесть и несправедливость жизни, в тисках которой он оказался.
Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Он плохо учился, чуждался своих сверстников и, в конце концов, был исключен из реального училища за какие-то безобидные стихи о своем классном наставнике.
Грина отдали в городское училище, не давшее ему ни настоящего образования, ни специальности.
Все его попытки найти себя - стать настоящим моряком - не удались. Бегство от вятского серого убожества и душного мещанства в Одессу, к морю, которое посылало ему свои повелительные призывы, ни к чему не привело. Правда, оказавшись в Одессе, он, наконец, увидел настоящий портовый город и море, о которых только читал в любимых им романах Эдгара По, Стивенсона и Джозефа Конрада.
"Взволнованный зрелищем большого портового города, - пишет Грин в своей незаконченной "Автобиографической повести", - с его ослепительными знойными улицами, я торопился увидеть наконец море. Я вышел на Театральную площадь, обогнул театр и, пораженный, остановился. Внизу гремел полуденный порт. Дым, паруса, корабли, поезда, пароходы, мачты, синий рейд - все было там и всего было сразу не пересмотреть. Морская, чуть туманная даль стояла стеной. Лишь через несколько минут мое зрение освоилось с перспективой".
Но удивительно беспомощным был этот высокий, худой и слабогрудый юноша с некрасивым лицом и мечтательными темными глазами.
На суда принимали его неохотно, а когда все же удавалось устроиться и пойти в плаванье, Грин становился мишенью для злых насмешек всей судовой команды и "очень скоро "вылетал" с судна за неумение и строптивый характер.
Грина считали неудачником. Да и сам он относился с робостью и недоверием к своим попыткам упрочить и хотя бы немного благоустроить свою жизнь. "Этот новый мир, - писал Грин, вспоминая свою первую встречу с морем, - не нуждался во мне. Я чувствовал себя стесненным, чужим здесь, как везде".
Нет надобности идти здесь по следам тягчайших жизненных испытаний, выпавших на долю будущего писателя.
Напомню лишь, что, не выдержав града неудач, обрушившихся на него в веселом южном городе - Одессе, Грин - вернулся в Вятку без гроша в кармане. Вернулся к отцу-алкоголику, к той беспросветной, безрадостной действительности, от которой пытался спастись бегством.
В Вятке Грин был банщиком, служил писцом в какой- то канцелярии, писал в трактире прошения для неграмотных крестьян.
Все труднее становилось жить, необеспеченный, голодный завтрашний день, как подкованный сапог, все тяжелее давил на грудь одинокого и практически беспомощного юноши.
Потом он уехал в Баку, где жизнь была так отчаянно тяжела, что даже Вятка казалась Грину раем. Он жил там случайным, копеечным трудом, ночевал в пустых котлах на пристани, под старыми опрокинутыми лодками и просто под забором.
Пытался просить милостыню, но недобрые люди, угадывая за жалкой внешностью гордое его сердце, не замечали протянутой руки.
Редко встречал к себе Грин настоящее человеческое отношение, редко ощущал теплое и дружеское рукопожатие. Разве только тогда, когда работал в рыбачьей артели на острове около Баку.
"Надо отдать должное справедливости и вниманию этих людей, - вспоминал Грин о своих товарищах-рыбаках. - Они меня учили на каждом шагу, как и что делать, а Ежов, заметив, что ночью меня трясет лихорадка, дал мне свое хорошее байковое одеяло".
Побольше бы на пути Грина таких людей! Может быть, тогда душа писателя не сворачивалась бы в клубок от многообразных прикосновений жизни, иногда болезненных и грубых, иногда ласковых и бодрящих, как это, в порядке самозащиты, делает еж.
Но продолжим краткий рассказ о дальнейших скитаниях Грина. После Баку, так преждевременно состарившего Грина, опять Вятка, затем бродяжничество по диким уголкам Урала, в наивной надежде "найти много золота", и наконец - казарма пехотного полка в Пензе, из которого Грин дезертировал примерно спустя год, как раз в ту пору, когда он попытался сплести свою жизнь с революцией.
Вот тут-то и предстоит серьезно поговорить о том, почему Александр Грин избрал для себя узенькую тропку одиночки и пошел по ней в "никуда" в то время, как весь народ России пошел за большевиками, за Лениным по трудной, но бесконечно широкой дороге Октября.
Почему талантливый русский писатель Александр Степанович Грин, писавший что "никогда, ни при каких условиях я не оставлю, не покину моей родной земли, которую люблю верно и сильно", после 1917 года, когда вековечная мечта целого народа о свободной жизни, о счастливом завтрашнем дне для себя и для своих детей стала реальностью, почему он - Грин - отправился в Зурбаган и до самой своей смерти ходил по улицам Счастья и Бульварам Секретов иллюзорных своих городов?
Писатель Константин Паустовский, лично и близко знавший Грина, горячо любящий талант этого писателя, в одной из своих статей, посвященных Грину, объясняет это так:
"Пришла Великая Октябрьская социалистическая революция, снова перед Грином возник вопрос, с кем он - с жизнью или со своими мечтами. Грин остался верен своему внутреннему нереальному миру. Революция прошла мимо него, и Грин непосредственно на нее не отозвался. Грин не был враждебен революции, - наоборот, он искренне радовался ее приходу, но прекрасные дали нового будущего, вызванного к жизни революцией, были для него очень туманны, очень далеки, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением".
И далее: "Будущее казалось очень далеким, а Грин хотел его осязать сейчас, немедленно. Он хотел дышать чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха, входить в дома людей будущего, участвовать вместе с ними в заманчивых и веселых экспедициях в свободные моря, жить рядом с ними легкой и осмысленной жизнью. Действительность не могла дать этого Грину".
Мне думается, что мотивировка эта верна только частично. Нельзя забывать, что многие годы Александр Грин был связан с мелкобуржуазной партией эсеров, программа которой представляла лишь пародию на революционность.
Начитавшись эсеровской литературы, открыв нараспашку свою доверчивую душу мечтателя, он с головой ушел в подпольную революционную, как он думал тогда, работу, смело рискуя своей свободой и жизнью. Еще в 1903 году Грин был арестован и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. В своей, так и не отправленной, автобиографической анкете английскому издателю Картеру Грин, между прочим, писал: "Много странствовал по белу свету, проживал в тюрьме (говорят: сидел, но там не всегда сидят, чаще ходят из угла в угол или лежат), в 1905 году военно-морской суд приговорил меня к бессрочной ссылке в Сибирь. Амнистия освободила меня".
Но и позже, когда начал расцветать писательский талант Грина, когда впервые в жизни он, казалось, нашел себе "место под солнцем", он вновь был подвергнут аресту, опять сидел в тюрьме и был выслан в Архангельскую губернию - в Пинегу, а затем в Кегостров. Говорят, что Грина предал человек, которого он считал своим верным другом.
Но не суровые репрессии царского правительства, а ничтожество идеек эсеровщины подточили веру Грина в революцию. Он был достаточно наблюдателен и умен, чтобы увидеть истинное лицо своих товарищей по партии. В своей "Автобиографической повести" Грин дает короткую и меткую характеристику одному из тогдашних деятелей эсеровского движения: "Это был краснобай. Ничего революционного он не делал, а только пугал остальных членов организации тем, что при встречах на улице громко возглашал: "Надо бросить бомбу!" или: "Когда же мы перевешаем всех этих мерзавцев?"
Грин разочаровался в этих интеллигентных слюнтяях еще задолго до того, как они встали на путь откровенной контрреволюции и после Великого Октября поднимали кулацкие восстания и организовывали террористические акты против вождей рабочего класса.
Именно эсеры отравили душу Грина неверием в революционное преобразование жизни, когда все люди станут счастливыми, радостными, правдивыми и отважными, что, естественно, несет за собой социалистическая революция.
Именно они своим мелким политиканством и бесплодным краснобайством нанесли незаживающую рану в самое сердце писателя, и он предпочел удалиться в мир грез. Именно поэтому в день, когда грянул выстрел с "Авроры", Александр Грин остался на палубе своего корабля-мечты; на всех парусах он мчался в фантастические страны, где сам воздух был пропитан мужественной и радостной романтикой, и уже до конца дней своих так и не понял, что именно этой романтикой, героической романтикой революции, дышит вся огромная Россия - родная земля писателя, которую он любил так верно и сильно.
И еще одно: как важно в самую трудную минуту жизни почувствовать своим локтем сильный и теплый локоть товарища! Как важно не остаться совсем одиноким в часы самых глубоких, полных противоречий размышлений! Как необходимо ощутить свое органическое единство с мускулистым телом целого коллектива людей, отчетливо знающих, чего они хотят, за что и как борются!
А Грин был одинок. В сонном южном городишке "волшебник из Гель-Гью" делал индейские луки и приручал молодого ястреба.
Вот бы прийти к нему в эту пору и сказать: "Ну же, Александр Степанович, покинь хоть на время свой Бульвар Секретов и выйди на Площадь Революции, откуда, как с крыши мира, тебе откроется все скрытое ранее липким мраком будней дореволюционной России. Смотри, Александр Степанович, и слушай!"
И он бы, конечно, увидел.
Увидел бы коренастую фигуру Ленина, быстро идущего по гулким коридорам Смольного, чтобы подняться на трибуну II съезда Советов и заявить делегатам рабочих, крестьян и солдат, посланных из приволжских городов, сел далекой Сибири, из окопов:
"Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась".
Увидел бы солдата, ставшего легендарным комдивом, мчавшегося на коне, в черной бурке, распростертой на ветру.
Увидел бы лучших людей партии, идущих с примкнутыми штыками по ледяному плато к огнедышащим фортам мятежного Кронштадта, чтобы с беспримерным мужеством подавить последнюю вспышку контрреволюции.
Увидел бы голубоглазого пастушонка, ставшего астрономом и смело преодолевшего бездну световых лет, чтобы поведать людям о бесконечно далекой звезде. Увидел бы черномазого ученика слесаря, севшего в министерское кресло…
Увидел бы своих современников, целый многомиллионный могучий народ, поднятый революцией на подвиг, на дерзания, на осуществление самой светлой и радостной мечты…
И тогда был бы у нас еще один талантливейший писатель, который вдохновенно воспел бы романтику, рожденную Октябрем 1917 года.
Но он был слишком долго в плену своих фантазий, а тогдашняя критика не признавала его, относясь к нему в лучшем случае как к эквилибристу, забавляющему публику игрою с пылающими факелами и хрустальными шариками.
И Грин ушел из жизни вечером 8 июня 1932 года, сломленный яростной и беспощадной болезнью, так и не поняв, что он уже много лет прожил в стране, народ которой совершил большее чудо, чем все его герои, летающие в блистающем мире или пробегающие по волнам во имя того, чтобы человек познал и ощутил счастье, право на которое дает сама жизнь.
3.
Первый свой значительный рассказ - "Остров Рено"- Грин написал и напечатал в 1906 или 1907 году; все свои самые блестящие вещи, в том числе романы "Золотая цепь" и "Дорога никуда", - уже после Октябрьской революции.
Почти все его произведения - большие и малые - подчинены самовластно владеющей им идее радости сбывающихся фантазий, торжеству человека, сумевшего осуществить свою самую желанную мечту.
Можно обладать неиссякаемой фантазией, можно научиться строить поистине головокружительные сюжетные коллизии, но не уметь придавать своему вымыслу абсолютно убеждающую реальность. Тут не помогут ни ум, ни начитанность, ни большой литературный опыт. Нужен особый талант, та волшебная палочка мастерства, которой в совершенстве владели сумрачный американский новеллист Эдгар По и добрый, ясный сказочник Андерсен.
Владел такою волшебной палочкой и Александр Грин. Под ее воздействием самое невероятное и фантастическое принимало четкие реальные формы и убеждало, как видимое и существующее.
Вот как описывает Грин несуществующую статую в центре несуществующей площади вымышленного им города, в романе "Бегущая по волнам".
"Все линии тела девушки, приподнявшей ногу в то время как другая отталкивалась, были отчетливы и убедительны. Я видел, что ее дыхание участилось. Ее лицо было не тем, какое я знал, не вполне тем, но уже то, что я сразу узнал его, показывало, как приблизил тему художник и как среди множества представляющихся ему лиц сказал: "Вот это должно быть тем лицом, какое единственно может быть высечено". Он дал ей одежду незамеченной формы, подобной возникающей в воображении, - без ощущения ткани; сделал ее складки прозрачными и пошевелил их. Они прильнули спереди, на ветру. Не было невозможных мраморных волн, но выражение стройной отталкивающей ноги передавалось ощущением, чуждым тяжести. Ее мраморные глаза - эти условно видящие, но слепые при неумении изобразить их, - глаза статуи, казалось, смотрят сквозь мраморную тень. Ее лицо улыбалось. Тонкие руки, вытянутые с силой внутреннего порыва, которым хотят определить самый бег, были прекрасны. Одна рука слегка пригибала пальцы ладонью вверх, другая складывала их нетерпеливым восхитительным жестом душевной игры".
Каждое слово этого описания несуществующей мраморной фигуры изумительно по силе передачи ощущения… Скульптор сделал складки прозрачными и пошевелил их! Нет даже надобности прикрыть веки, чтобы явственно увидеть вытянутые тонкие девичьи руки, почувствовать душевный порыв, легкое, как бриз, движение всей скульптуры вперед, в неизведанное…
А ведь таков Грин! Можно привести бесчисленное множество примеров его мастерства, сила которого едва заметным движением разрушает глухую, казалось бы несокрушимую, стену, отделяющую вымысел от реальности.
Дело в том, что Александр Грин и в пятьдесят лет продолжал смотреть на мир ясными, все подмечающими глазами ребенка, обладающего неиссякаемым любопытством, силой непосредственного восприятия и трепетной, отзывчивой ко всему светлому и хорошему душой.
4.
Вы только что прочли два романа Александра Грина: "Золотую цепь" и "Дорогу никуда".
Что больше всего поразило вас в прочитанном? Острые, "авантюрные" сюжеты?
Конечно, Грин большой мастер сюжета. Действие в большинстве его произведений развертывается неожиданно и стремительно, как прочно скрученная стальная пружина.
И в этих романах сюжет построен по-гриновски остро, с совершенно неожиданными поворотами… Но сила Александра Грина не в построении сюжета. О сюжете можно забыть, но не запомнить Санди и Молли, Давенанта, Галерана и Консуэло - просто невозможно.
Они окружают вас, и, если сердце ваше широко открыто навстречу светлому и радостному будущему, если вы любите мужество и верность, нежность и прямоту души, - они останутся с вами и помогут вам жить.
Примите же в круг любимых вами светлых образов и благородного Давенанта и Санди - "верную душу", и Молли, так ясно и открыто смотрящую на мир, и Консуэло, рано познавшую горе самого тяжкого разочарования, разочарования в том, кого любишь.
Они помогут вам жить, мужать и совершать смелые и благородные поступки, не думая о том, что они смелы и благородны.
В "Дороге никуда" есть такое место: когда все средства испробованы, но освободить Давенанта оказывается невозможно, Стомадор, по его просьбе, находит женщину, согласившуюся прийти по тайному лазу в тюрьму, чтобы принести каплю радости приговоренному… И вот, "упавшее было настроение Галерана поднялось на небывалую высоту. В эту ночь все лучшее человеческих сердец раскрывалось перед ним и невозможное становилось простым".
А раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы, - это и есть волшебное свойство гриновского таланта.
В стихотворении, посвященном Грину, Виссарион Саянов писал:
"Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отсвет морей в янтаре,
С великою злобой, с могучей любовью,
С соленой, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о Добре".
И вновь, сквозь туман времени, встает передо мною лицо того "странного сказочника" - длинное лицо больного, изнуренного человека, и я вижу взгляд его темных, почти потухших глаз, в которых вдруг, как искра волшебного света, сверкнет властный призыв идти туда, куда он посылал своих героев, куда не сумел идти сам и куда непреклонно и твердо идут теперь все советские люди - в завтрашний день мира, где добро обязательно победит зло.
|